Урок 26 (с. 46- 47)
Тема |
Звуки [с], [с’], буквы С, с. |
Педагогическая цель |
Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [с], [с’], буквами С, с, развития речи |
Тип урока |
Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) |
Знают особенности артикуляции звуков [с], [с’]; владеют навыками слогового чтения с буквой С. Читают предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Осуществляют наблюдение над родственными словами |
Личностные результаты |
Проявляют положительное отношение и интерес к природе |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Регулятивные: планируют решение учебной задачи под руководством учителя. Познавательные: общеучебные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; логические – характеризуют согласные звуки [с], [с’]. Коммуникативные: составляют небольшие устные монологические высказывания, «удерживают» логику повествования |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Согласные звуки [с], [с’], твердые и мягкие; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы С, с; предложение, знаки препинания, родственные слова |
Сценарий урока
Этапы урока |
Формы, методы, методические приёмы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Вид и форма контроля |
|
Осуществляемые действия |
Формируемые умения |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
I. Организация начала урока Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствие учащихся. Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре, Смело, чётко говорим И тихонечко сидим. – Проверим готовность к уроку |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе |
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
Фронтальный. Наблюдение учителя |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
II. Повторение |
Коллективная. Словесный. Фонетическая зарядка |
|
Отвечают на поставленные вопросы |
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
Коллективный. Правильное произношение звуков |
III. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
– Какой звук вы произнесли? – Сегодня мы отправляемся в гости к новому звуку [с] |
Слушают учителя |
Принимают учебную задачу |
Фронтальный. Наблюдение учителя |
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности. 1. Выделение твердого и мягкого согласных звуков [с] и [с’] (учебник, с .45) |
Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Работа со схемой, беседа |
Учитель показывает рисунки – Что изображено на рисунках? – Найдите на с. 45 схемы-модели данных слов и выполните слого-звуковой анализ слов лес, лось. – Охарактеризуйте звук [с]. – Гласный или согласный звук [с] |
Рассматривают рисунки. – Лес, лось. Выполняют слого-звуковой анализ слов. – В слове лес твердый звук [с], в слове лось мягкий звук [с’]. –Это согласный звук, так как при его произнесении выдыхаемый воздух встречает преграду |
Выполняют слого-звук-вой анализ слов с изучаемыми звуками. Выделяют звуки [с], [с’] в процессе слого-звукового анализа, наблюдают над особенностями произнесения новых звуков. Характеризуют выделенные звуки, доказывают, что звуки согласные, сравнивают их. Слышат и различают звуки [с], [с’] в словах. Обозначают твёрдость и мягкость согласных |
Фронтальный. Выделение звуков, устные ответы |
2. Дидактическая игра «Твердый – мягкий» |
Фронтальная. Словесный. Дидактическая игра |
– Я буду называть слова, если вы слышите в слове твердый согласный [с], поднимаете синюю карточку; если слышите |
Поднимают синюю карточку, если слышат твердый согласный [с], |
Определяют твёрдость и мягкость согласных в словах |
Фронтальный. Игра |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
мягкий звук [с’] – зеленую карточку. – Сад, карась, рис, колос, бусы, синий, суп, сосна, осина |
зеленую карточку – если слышат мягкий звук [с’] |
||||
3. Знакомство с буквой С |
Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы |
– Звуки [с] и [с’] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой с (эс). – На что похожа буква С? |
Находят букву С Высказывают свои предположения. |
Распознают букву С на «ленте букв». |
Фронтальный. Устные ответы |
Физкультминутка |
Коллективная. Практический |
«Строители» – А теперь представьте себя строителями. – У вас ведро краски в руках, поднимаем его вверх. Опускаем вниз |
«Поднимают ведро с краской» (напряжение) и «опускают его» (расслабление) |
Осуществляют профилактику утомления |
Коллективный. Правильное выполнение движений |
4. Чтение слогов |
Коллективная. Словесный, практический. Объяснение, чтение, беседа |
– Прочитайте слоги-слияния. – Посмотрите на слова. Сплошная вертикальная прямая показывает границы слогов. Прерывистая вертикальная черта – помогает правильно прочесть слово, если нет слияния согласного с гласным |
Хором читают слоги. |
Соотносят новые звуки и букву С, их обозначающую; делают вывод о том, что звуки [с], [с’] обозначаются одинаково, одной и той же буквой. Наблюдают работу буквы гласного как показателя твёрдости предшествующего согласного звука (буквы а, о, у, ы) или как показателя мягкости предшествующего согласного звука (буква и). Ориентируются на букву гласного при чтении слогов-слияний с изменением буквы гласного. |
Коллективный. Чтение слогов, слов. Устные ответы |
V. Закрепление знаний и способов действий. 1. Дидактическое упражнение (учебник, с. 46) |
Групповая. Словесный, практический. Беседа, чтение |
– Какие слова спрятались в схемах? – Прочитайте предложение. Объясните правописание буквы С |
– Оса, сани, насос, сосна. – Заглавные буквы |
Работают в группе; произносят слова отчетливо, внимательно слушают ответы товарищей |
Фронтальный. Чтение, устные ответы |
3. Дидактическая игра «Покорение вершин» (учебник, с. 46) |
Групповая. Практический. Игра |
– Кто больше составит слов |
Составляют слова |
Осуществляют взаимопроверку; оценивают правильность ответов |
Групповой. Устные ответы |
Физкультминутка |
Коллективная. Практический |
Совушка – сова большая голова. На пеньке сидит Во все стороны глядит. Глазами хлоп – хлоп, Ножками топ – топ. Тишина стоит вокруг, Вышли косари на луг, Взмах косой туда – сюда Делай раз делай два. |
Выполняют движения |
Осуществляют профилактику утомления |
Коллективный. Правильное выполнение движений |
4. Многозначные слова Игра «Что изменилось?» |
Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, чтение |
– Прочитайте предложения. Сравните слова. Что меняется – Поменяйте буквы местами, прочитайте новые слова |
– Нина! Осы! Осы! – Оса, осы. В конце слова появляется буква ы во множественном числе. Образовывают новые слова |
Наблюдают над изменением формы слова. Осуществляют словообразование |
Фронтальный. Чтение, устные ответы |
V. Закрепление знаний и способов действий. 1. Дидактическое упражнение (учебник, с. 46) |
Групповая. Словесный, практический. Беседа, чтение |
– Какие слова спрятались в схемах? – Прочитайте предложение. Объясните правописание буквы С |
– Оса, сани, насос, сосна. – Заглавные буквы |
Работают в группе; произносят слова отчетливо, внимательно слушают ответы товарищей |
Фронтальный. Чтение, устные ответы |
3. Дидактическая игра «Покорение вершин» (учебник, с. 46) |
Групповая. Практический. Игра |
– Кто больше составит слов |
Составляют слова |
Осуществляют взаимопроверку; оценивают правильность ответов |
Групповой. Устные ответы |
Физкультминутка |
Коллективная. Практический |
Совушка – сова большая голова. На пеньке сидит Во все стороны глядит. Глазами хлоп – хлоп, Ножками топ – топ. Тишина стоит вокруг, Вышли косари на луг, Взмах косой туда – сюда Делай раз делай два. |
Выполняют движения |
Осуществляют профилактику утомления |
Коллективный. Правильное выполнение движений |
4. Многозначные слова Игра «Что изменилось?» |
Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, чтение |
– Прочитайте предложения. Сравните слова. Что меняется – Поменяйте буквы местами, прочитайте новые слова |
– Нина! Осы! Осы! – Оса, осы. В конце слова появляется буква ы во множественном числе. Образовывают новые слова |
Наблюдают над изменением формы слова. Осуществляют словообразование |
Фронтальный. Чтение, устные ответы |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
5. Чтение стихотворения В. Берестова. Дифференцированное задание |
Фронтальная, индивидуальная. Чтение, беседа |
– Прочитайте стихотворение. – Назовите слова, в которых есть буква с |
Читают стихотворение, называют слова с буквой с |
Понимают смысл прочитанного стихотворения, распознают букву с в словах |
Фронтальный, индивидуальный. Чтение, устные ответы |
6. Дидактическая игра (учебник, с. 47) |
Коллективная. Практический. Дидактическая игра |
– Прочитайте слова. – Продолжите перечисление |
Читают слова. – Слон – слоненок, лиса – лисенок, кот – котенок |
Наблюдают за изменением формы слова |
Коллективный. Чтение, устные ответы |
7. Работа с рисунками, со словарем |
Фронтальная. Словесный, практический, наглядный. Беседа, работа с рисунками |
– Рассмотрите рисунки. Прочитайте слова. – Знаете ли вы, что такое ось? Посмотрите в словаре |
Рассматривают рисунки, читают слова. Высказывают свое мнение |
Учатся пользоваться словарем для решения учебной задачи |
Фронтальный. Устные ответы |
8. Разбор анаграмм (учебник, с. 46) |
Фронтальная. Словесный, практический. Разбор анаграмм |
– «Анаграмма» – перестановка букв в слове для образования нового слова. – Составьте новое слово, переставив буквы согласно цифрам |
Слушают объяснение учителя. – Сосна – насос. – Насос – сосна |
Осуществляют словообразование |
Фронтальный. Устные ответы |
9. Работа с «лентой букв» |
Индивидуальная. Словесный. Беседа |
– Где на «ленте букв» расположена буква С? Почему? |
– На синем поле, это согласный звук. Бывает заглавная и строчная буквы |
Определяют место изученной буквы на «ленте букв» |
Индивидуальный. Устные ответы |
VI. Рефлексивно-оценочный |
Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа |
– Что нового вы узнали на уроке? – Что особенно вам понравилось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? – Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке? |
Отвечают на вопросы учителя |
Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке |
Индивидуальный, фронтальный. Оценка своей деятельности |