Урок химии в 8 классе «Закон Авагадро. Молярный объём газов»
Предмет | Химия | |||
Класс | 8 | |||
Тип урока | комбинированный | |||
Тема | Закон Авагадро. Молярный объём газов. | |||
Цели | Сформировать представление о сути закона Авогадро и о молярном объеме газов. Научить производить расчеты, используя закон Авогадро и следствия из него. | |||
Задачи | Обучающие | |||
обеспечить в ходе урока усвоение и первичное закрепление новых понятий; знать закон Авогадро, молярный объем газов, нормальные условия; научить решать задачи, применяя закон Авогадро | ||||
Развивающие | ||||
формировать познавательный интерес к химии, формировать умения выделять существенные признаки и свойства объектов, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. | ||||
Воспитательные | ||||
- прививать интерес к предмету химии; - воспитывать отношение к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания. | ||||
УУД | Познавательные | |||
Формирование познавательного интереса к химии. | ||||
Личностные | ||||
Формирование умений находить и структурировать информацию, преобразовывать её. | ||||
Регулятивные | ||||
Целеполагание, планирование, определение проблемы, выдвижение версий; оценка и самоконтроль учебной деятельности. | ||||
Коммуникативные | ||||
Участие в совместной деятельности, адекватное восприятие устной речи; изложение собственных мыслей, умение слушать учителя и аргументировать свою точку зрения. | ||||
Планируемые результаты | ||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||
Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Умение работать с текстовой информацией. | Развитие коммуникативных способностей школьника. Формирование у обучающихся способности к систематизации ранее приобретённых знаний. Оценивать свою деятельность в процессе изучения, корректировать работу на уроке в случае необходимости. | Осознавать единство и целостность окружающего мира. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. | ||
Организация образовательного процесса | ||||
Форма работы | Фронтальная | |||
Межпредметные связи | Физика, математика, история. | |||
Используемые ЦОРы | ||||
| ||||
Средства обучения | ||||
Учебник «Химия» 8 класс, Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. |
Ход урока | Деятельность учащихся. Время. | |||||||||
Организационный момент | Приветствуют учителя, настраиваются на урок, дежурный отмечает отсутствующих. 1 мин | |||||||||
Приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности к уроку, санитарного состояния класса. | ||||||||||
Проверка домашнего задания | Дают определения, записывают формулы и решение задач. 5 мин | |||||||||
- Ребята, давайте вспомним, что такое молярная масса и количество вещества. Дайте определение и запишите на доске формулы для расчёта. - Напишите на доске решение задач: Задание № 1. Рассчитайте молярные массы веществ: СО2, NH3. (Ответ: 88г) Задание №2. Вычислите массу СО2, если количество CO2 2 моль, NH3 3 моль. (Ответ: 51г) | ||||||||||
Актуализация опорных знаний | Отвечают на вопросы. Слушают учителя, записывают тему урока и формулируют цель урока. 5 мин | |||||||||
В каких агрегатных состояниях может находиться вещество? Охарактеризуйте газообразное состояние вещества. Как влияет на физическое состояние газов изменение температуры и давления? При решении задач мы часто находим количество вещества или массу газообразных веществ (кислорода, водорода, углекислого газа). Пересчитать количество молекул практически невозможно, но и взвесить газы на практике очень трудно. Для измерения газов принято использовать объемы. Итак, необходимо выяснить, как связаны между собой количество вещества и объем. Тема сегодняшнего урока – Закон Авагадро. Молярный объём газов. - Ребята, сформулируйте цель урока. | ||||||||||
Изучение нового материала | Случают учителя, отвечают на вопросы. Делают краткий конспект. 20 мин | |||||||||
- Нас интересует, как связаны между собой объем газов и количество молекул, содержащихся в этом объеме? Этим вопросом заинтересовался в начале XIX столетия итальянской ученый Амедео Авогадро. После многочисленных экспериментов с газообразными веществами он в 1814 году сформулировал свой закон, который со временем получил название закона Авогадро. Ребята, запишите его к себе в тетрадях. Закон Авагадро: в равных объемах любых газов, которые находятся в одинаковых условиях (температура и давление), содержится одинаковое число молекул. Внимание! Закон справедлив только для идеальных газов и не применяется для жидкостей. - Согласно закону Авогадро, в равных объемах разных газов при одинаковых условиях содержится равное число молекул. Какая еще величина характеризуется равным числом частичек? (Ответ: моль). - Какой мы можем сделать вывод? 1 моль любого газа при одинаковых условиях занимает одинаковый объем. Это первое следствие, которое вытекает из закона Авогадро. - Как можно назвать объем 1 моль газа по аналогии с молярной массой? (Молярный объём). Молярный объем - это физическая величина, которая равняется отношению объема вещества к его количеству. Рассчитывается по формуле: При нормальных условиях молярный объем любого газа составляет приблизительно 22,4л/моль. Зная молярный объем газа, можно определить количество вещества л, которое содержится в объеме V при нормальных условиях: п Если мы знаем, что в одном моле вещества содержится такое количество молекул, которое равняется числу Авогадро, то можем вычислить число молекул газа (N) в определенном объеме при нормальных условиях: ; N Ребята, давайте разберём решения нескольких задач. Учитель раздаёт учащимся карточки с примерами решения задач (см. Приложение). | ||||||||||
4.Закрепление знаний | Выполняют самостоятельную работу 10 мин | |||||||||
Самостоятельная работа Сколько молекул азота содержится в баллоне объемом 20 л (при н. у.)? Определите массу кислорода, который содержится в баллоне объемом 3 л (при н. у.). | ||||||||||
Рефлексия | Осуществляют рефлексию своих действий и уровня восприятия изученного материала. 2 мин | |||||||||
Закончите предложения: На уроке я узнал(а)… Мне понравилось… На уроке я испытывал(а)… | ||||||||||
Домашнее задание | Учащиеся записывают домашнее задание 1 мин | |||||||||
§40, тест с.129 Дополнительно: Задачи 1, 2 с. 129; Заполнить пустые графы в таблице:
| ||||||||||
Подведение итогов урока |
1 мин | |||||||||
Учитель оценивает наиболее активных учащихся. |
Приложение
Задача 1. Вычислите массу одного литра углекислого газа (н.у.).
Дано: V(CO2) - 1 л | Решение: n(CO2) = = = 0,0446 моль M(CO2) = 12 + 2 16 = 44 г/моль m (CO2) = n(CO2) M(CO2) = 0,046 моль 44 г/моль = = 1,96 г. Ответ: m (CO2) = 1,96 г. |
m (CO2) - ? |
Задача 2. Вычислите количество вещества, которое содержится при н. у. в 5,6 л газа.
Дано:
V (газа) = 5,6 л. | Решение: n= = = 0,25 моль Ответ: n (газа) = 0,25 моль. |
n (газа) —? |
Задача 3. Вычислите число атомов и число молекул кислорода, которые содержатся в 16,8л кислорода (при н.у.)
Дано:
V (O2) = 16,8 л. | Решение: N(O2) = х NA= х 6 1023 моль = = 4,5 1023 . Каждая молекула кислорода содержит в своем составе два атома кислорода, поэтому число атомов будет вдвое больше числа молекул кислорода: N(О) = 2 N (02) = 2 4,5 1023 = 9 1023 Ответ: N (O2) = 4,5 1023 молекул, N(О) = 9 1023 атомов. |
N (O2) - ? N (О) - ? |
Используемая литература
План – конспект урока учителя химии Ьанновой И. М.
http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2015/12/04/zakon-avogadro-molyarnyy-obem-gazov
План – конспект урока учителя химии Петрова С. В.
https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-himii-kl-na-temu-zakon-avogadro-1223602.html
Учебник «Химия» 8 класс, Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман, 2011г.