12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Забелина Маргарита Владимировна31716
Россия, Забайкальский край, п. Карымское
Материал размещён в группе «Учителя физики»
14

Урок с презентацией «Движение жидкостей и газов. Закон Бернулли»



«Движение жидкостей и газов. Закон Бернулли».

Тема

«Движение жидкостей и газов. Закон Бернулли».

Класс

10 класс (профильный)

Тип урока:

урок усвоения новых знаний.

Цель

Обеспечение ознакомления обучающихся с некоторыми сведениями из гидроаэродинамики.

Задачи

Образовательные:

1. в ходе выполнения экспериментальных заданий, работы с текстом определить зависимость давления жидкости и газа от скорости движения. 2.установить зависимость скорости движения жидкости и газа от площади поперечного сечения.

2. при решении экспериментальных и качественных задач усвоить закон Бернулли.

3. в ходе изучения и закрепления нового материала продолжить формирование умений учащихся объяснять явления и процессы из повседневной жизни с точки зрения физики, на основе полученных знаний.

Развивающие:

 

1. в ходе урока продолжить развитие любознательности, инициативы и устойчивого интереса учащихся к предмету;

2. высказывая свое мнение, решая проблему совершенствовать речевые умения;

3. обеспечить ситуации, способствующие развитию умений учащихся анализировать и делать выводы.

Воспитательные:

1.в ходе урока содействовать воспитанию у обучающихся уверенности в познаваемости окружающего мира;

2.работая в парах постоянного состава, решая задачи и обсуждая вопросы, воспитывать коммуникативную культуру школьников.

Планируемый результат. Метапредметные результаты. 1.сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений о давлении жидкости и газа;

2.умение работать с источниками информации, включая эксперимент;

3.умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Предметные результаты.

1.уметь использовать полученные теоретические знания для объяснения процессов и явлений, происходящих в жизни.

УУД

Личностные. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации.

Регулятивные. Умение определять потенциальные затруднения при решении учебной задачи; планировать и корректировать.

Коммуникативные. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.

Содержание и основные понятия темы.

Газ, жидкость, давление, скорость, принцип Бернулли.

 

Организация пространства

Основные виды учебной деятельности обучающихся.

Основные технологии.

Основные методы.

Формы работы.

Ресурсы. Оборудование.

1.Слушание объяснения учителя. 2.Самостоятельная работа с текстом.

3. Наблюдение и объяснение демонстрационного эксперимента.

4.Работа с оборудованием.

5. Решение задач.

6. Работа с презентацией.

Технология проблемного обучения и технология сотрудничества.

1.словесные;

2.наглядные;

3.практические.

Индивидуальная, общеклассная, в парах постоянного состава.

Физическое оборудование: воздушные шарики, свеча и трубка, по два бумажных листка на каждой парте учащихся, теннисный мячик, фен.

Ресурсы:

проектор, презентация, листы с текстами.

Структура и ход урока.

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

УУД

Время

Вводно-мотивационный этап.

1.

Организационный этап

Психологическая подготовка к общению

Обеспечивает благоприятный настрой.

Настраиваются на работу.

Личностные

1 мин.

             

2.

Этап мотивации (определение темы урока и совместной цели деятельности).

Обеспечить деятельность по определению целей урока.

Предлагает обсудить занимательную задачу и опыт, назвать тему урока и определить цель.

Пытаются ответить. Определяют тему урока и цель.

Личностные, познавательные, регулятивные

10 мин.

             

Операционно-содержательный этап

3.

Изучение нового материала.

Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному изучению материала.

Предлагает организовать деятельность согласно предложенным заданиям.

1)Предлагает выполнить ФЭЗ, прочитать текст.

2)Предлагает решить экспериментальные и качественные задачи.

3)Предлагает ответить на вопросы.

Изучение нового материала

1)Смотрят. Читают. Отвечают.

2) Отвечают на вопросы и решают задачи.

3)Отвечают на вопросы.

Личностные, познавательные, регулятивные

23 мин.

Рефлексивно – оценочный этап.

4.

Проверка знаний.

Провести контроль знаний.

Предлагает выполнить самостоятельную работу.

Выполняют самостоятельную работу.

Личностные, познавательные, регулятивные

7 мин.

5.

Рефлексия. (Подведение итогов).

Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений.

Предлагает ответить на вопросы.

Рефлексия «Пора делать выводы».

Отвечают.

Личностные, познавательные, регулятивные

3 мин.

6.

Подача домашнего задания.

Закрепление изученного материала.

Запись на доске.

Записывают в дневник.

Личностные

1 мин.

 

Содержание урока.

1. Организационный этап.

Здравствуйте дети, рада встречи с вами! Я приглашаю вас к совместной творческой работе на уроке. Мне хочется, чтобы между нами было взаимопонимание и открытость, поэтому не надо бояться ошибок и молчать. Будем общаться!

2. Мотивация.

Постановка учебной проблемы. 

Пленника бросили посреди небольшой круглой комнаты. Здесь вершил суд сам великий визирь. Сухо прошелестел его голос:

- Аллах дарует тебе жизнь, - визирь увидел, как вздохнул пленник, - если отгадаешь великую загадку древних. – Он показал на плоскую чашу, подвешенную на цепях. – Стоит открыть отверстие в дне чашки, и из него потечет вода. Каждый миг вытекает одно и то же количество воды. Отчего сужается струйка, удаляясь от чаши? Твое время – пока течет вода. С последней каплей падет и твоя голова.

Как быстро течет вода! Стража уже обнажила острые изогнутые сабли. Трудно решать на волоске от гибели. Но голос пленника не дрогнул. Он успел назвать причину сужения струи».

Что же ответил пленник? Как вышел из такого трудного положения?

Ответ. Чем ближе к земле, тем быстрее движутся отдельные частицы воды. Поэтому, поскольку количество воды, протекающее через любое поперечное сечение в единицу времени, одинаково, струя сужается.

Посмотрите и попытайтесь объяснить следующий эксперимент.

Демонстрационный эксперимент №1.

Воздух продувается между двумя воздушными шариками, подвешенными на нитях. Шарики сближаются и ударяются друг о друга.

Ответ. Скорость течения газа между шариками больше, чем извне, поэтому давление меньше и шарики сближаются друг к другу.

После обсуждения данных задач учитель предлагает сформулировать тему, определить задачи урока.

3. Изучение нового материала.

Очень многое из окружающего нас мира подчиняется законам физики. Этому не стоит удивляться, ведь термин «физика» происходит от греческого слова, в переводе означающего «природа». И одним из таких законов, постоянно работающих вокруг нас, является закон Бернулли. Прочитайте текст.

Работа с текстом по изучению нового материала.

Текст «Закон Бернулли».

Пусть жидкость течет без трения по трубе переменного сечения:

Иначе говоря, через все сечения трубы проходят одинаковые объемы жидкости, иначе жидкости пришлось бы либо разорваться где-нибудь, либо сжаться, что невозможно. За время t через сечение S1пройдет объем, а через сечение S2 – объем . Но так как эти объемы равны, то 

Скорость течения жидкости в трубе переменного сечения обратно пропорциональна площади поперечного сечения. 

Если площадь поперечного сечения увеличилась в 4 раза, то скорость уменьшилась во столько же раз и, наоборот, во сколько раз уменьшилось сечение трубы, во столько же раз увеличилась скорость течения жидкости или газа. Где наблюдается такое явление изменения скорости? Например, на реке, впадающей в море, наблюдается уменьшение скорости, вода из ванны - скорость увеличивается, мы наблюдаем турбулентное течение воды. Если скорость невелика, то жидкость течет как бы разделенная на слои (“ламиниа” – слой). Течение называется ламинарным.

Итак, выяснили, что при течении жидкости из узкой части в широкую или наоборот, скорость изменяется, следовательно, жидкость движется с ускорением. А что является причиной возникновения ускорения? Какая же сила сообщает ускорение? Этой силой может быть только разность сил давления жидкости в широкой и узкой частях трубы. К этому выводу впервые пришел академик Петербургской академии наук Даниил Бернулли в 1726 году, и закон теперь носит его имя.

Уравнение Бернулли показывает, что давление текущей жидкости или газа больше там, где скорость меньше, и давление меньше там, где скорость течения больше. Закон Бернулли - это следствие закона сохранения энергии для стационарного потока идеальной и несжимаемой жидкости.

Обсуждение текста.

Вопросы для обсуждения.

1. Почему в узких частях трубы скорость движения жидкости больше, чем в широких?

2. Сформулируйте закон Бернулли?

3. Можно ли считать, что закон Бернулли является следствием закона сохранения энергии?

4. Справедлив ли закон Бернулли для газов?

Этот, казалось бы, парадоксальный вывод подтверждается простыми опытами.

ФЭЗ №1. Возьмите лист бумаги, и подуть вдоль него. Что вы наблюдаете? Бумага поднимется вверх, в ту сторону, вдоль которой проходит поток воздуха. Все очень просто. Объясните.

Ответ. Как говорит закон Бернулли, там, где скорость выше, давление меньше. Значит, вдоль поверхности листа, где проходит поток воздуха, давление меньше, а снизу листа, где потока воздуха нет, давление больше. Вот лист и поднимается в ту сторону, где давление меньше, т.е. туда, где проходит поток воздуха.

ФЭЗ №2. Продуваем воздух между двумя полосками бумаги, они сближаются? Объясните.

Демонстрационный эксперимент №2. «Парящий шарик».

В струю воздуха положить легкий теннисный шарик, он будет «плясать», даже если струю воздуха расположить слегка наклонно. Почему?

Ответ. Скорость воздушной струи, создаваемой феном, большая, значит давление в этой области низкое. Скорость воздуха во всей комнате небольшая, значит давление – высокое. Область высокого давления не даст шарику упасть из области низкого.

Демонстрационный эксперимент №3.

Что произойдёт, если под одну из чашек уравновешенных весов направить струю воздуха из трубки? Ответ проверим на опыте.

Ответ. Равновесие весов нарушится. Скорость воздушной струи, создаваемой феном, большая, значит давление в этой области низкое. Скорость воздуха во всей комнате небольшая, значит давление – высокое.

Демонстрационный эксперимент №4.

Напротив воронки зажигаем свечу. Через воронку продуваем воздух, пламя свечи отклоняется в сторону воронки.

Закрепление изученного материала.

Описанный эффект находит широкое применение в быту и в технике. Как пример можно рассмотреть краскопульт или аэрограф. В них используются две трубки, одна большего сечения, другая меньшего. Та, которая большего диаметра, присоединена к емкости с краской, по той, что меньшего сечения, проходит с большой скоростью воздух. Благодаря возникающей разности давлений краска попадает в поток воздуха и переносится этим потоком на поверхность, которая должна быть окрашена.

Заболоченная местность соединяется канавами с рекой. Течение в реке есть, в болоте нет. Опять возникает разность давлений, и река начинает высасывать воду из заболоченной местности. Происходит в чистом виде демонстрация работы закона физики.

Воздействие этого эффекта может носить и разрушительный характер. Капитаны морских и речных судов прекрасно знакомы с коварным проявлением уравнения Бернулли.

Задача№1.

Осенью 1912 г. с океанским пароходом «Олимпик» (тогда одним из величайших в мире судов) произошел следующий случай. «Олимпик» плыл в открытом море, а почти параллельно ему, на расстоянии сотни метров, проходил с большой скоростью другой корабль, гораздо меньший, броненосный крейсер «Гаук». Когда оба судна заняли положение, изображенное на рис.1, произошло нечто неожиданное: меньшее судно стремительно свернуло с пути, словно повинуясь какой-то неведомой силе, повернулось носом к большому пароходу и, не слушаясь руля, двинулось почти прямо на него. Произошло столкновение. «Гаук» врезался носом в бок «Олимпика»; удар был так силен, что «Гаук» проделал в борту «Олимпик» большую пробоину. Когда этот странный случай рассматривался в морском судне, виновной стороной был признан капитан гиганта «Олимпик», так как, - гласило постановление суда, - он не отдал никаких распоряжений уступить дорогу идущему наперерез «Гауку». Суд не рассмотрел здесь, следовательно, ничего необычайного: простая нераспорядительность капитана, не больше. А между тем, имело место совершенно непредвиденное обстоятельство: случай взаимного притяжения судов на море.

Ответ. Если два корабля идут параллельным курсом слишком близко один к другому, возникает гидродинамическая сила, толкающая их друг к другу, в результате чего может произойти кораблекрушение. Формула Бернулли позволяет понять, почему возникает эта сила: относительная скорость воды между судами будет больше, чем снаружи, давление воды на корабли в пространстве между ними окажется ниже, чем извне. Перепад давлений по разные стороны кораблей создает силу, толкающую их друг к другу.

Задача №2. Встречные поезда. Скоростные поезда при встрече должны замедлить ход, иначе стекла в вагонах разобьются. Почему? В какую сторону при этом выпадают стекла: внутрь вагонов или наружу? Может ли случиться подобное, если поезда движутся в одном направлении? Будет ли вас притягивать к поезду или отталкивать от него, если вы окажетесь слишком близко от быстро идущего поезда?

Задача №3. Зонт и ветер. В дождливую ветряную погоду, каждый из нас замечал, что раскрытые зонтики иногда «выворачиваются наизнанку». Почему это происходит? Аналогичное действие производит на крыши домов сильный ураган.

4. Самостоятельная работа.

Задача №1. Почему, спускаясь на лодке по реке, плывут посредине реки, а поднимаясь, стараются держаться берега?

Ответ. Это связано с тем, что скорость течения в разных точках различна: скорость течения реки посредине реки больше, чем у берегов. Поэтому при спуске плывут посредине реки, что облегчает спуск, т. к. к скорости лодки прибавляется скорость течения реки. При подъеме стараются держаться берега, чтобы течение реки не сильно сносило лодку, т.к. скорость движения лодки при этом уменьшается на величину скорости течения реки.

Задача №2. Почему сильный ветер вздымает высоко над землей сухие листья?

Ответ. Благодаря большой скорости воздушного потока давление воздуха на поверхности этих предметов становится меньше атмосферного, т. к. чем больше скорость воздуха, тем меньше его давление. Под листьями давление атмосферное. Вследствие разности давлений возникает подъемная сила, которая и поднимает листья над землей.

5.Рефлексия «Пора делать выводы».

+ Я сам _____________________________

? Самым трудным  было ________________

! Есть предложение ____________________


6. Домашнее задание.  Г. П. Степанова "Сборник задач по физике" задачи №471, №472, № 475, №480.


Презентация к уроку.
PPTX / 1.55 Мб

Литература:

1) Из школы во вселенную. – М.: Молодая гвардия, 1976.-с.169.

2) Справочник школьника (Москва 1997)

3) Энциклопедия для детей (Аванта+ 2000)

4) http://fb.ru/article/43705/zakon-bernulli-prosto-i-dohodchivo

5) Г. П. Степанова "Сборник задач по физике" М., "Просвещение", 1995г.

6. infourok.ru/konspekt-uroka-po-fizike-zakon-bernulli-1284347.html

7.kopilkaurokov.ru/fizika/prochee/mietodichieskaia-r...orii-v-kursie-fiziki

8.www.CoolReferat.com/Изучение_материала_по_теме_Гидростатика_часть=3
 

Опубликовано в группе «Учителя физики»


Комментарии (13)

сменить сортировку
Забелина Маргарита Владимировна, 21.01.18 в 17:03 1Ответить Пожаловаться
Спасибо!!! Очень приятно!!!
Лихина Елена Викторовна, 21.01.18 в 16:58 2Ответить Пожаловаться
Не могу сказать по содержанию, но по форме здорово! Маргарита Владимировна, у меня чисто шкурный вопрос: у Вас шаблон технологической карты или Вы каждый урок набираете вручную?
Забелина Маргарита Владимировна, 21.01.18 в 17:07 3Ответить Пожаловаться
У меня есть такой "помощник" (сделан завучем школы) "Чем наполнять технологическую карту". Я выбираю из него нужный текст и вставляю в техкарту. Содержание урока делаю сама + Интернет-ресурсы.
Андрей Анатольевич, 27.01.18 в 19:10 2Ответить Пожаловаться
В ответ Забелина Маргарита Владимировна
Побольше бы таких завучей, которые цель своей работы видят в помощи и поддержке учителей, а не бестолковом контроле, зачастую мешающем и нервирующем учителей. Урок великолепный, выражаю надежду на победу. Передавайте слова благодарности Вашему завучу от членов жюри Всероссийского конкурса.
Забелина Маргарита Владимировна, 27.01.18 в 19:50 1Ответить Пожаловаться
В ответ Андрей Анатольевич
Спасибо, Андрей Анатольевич!!! С большим удовольствием передам благодарность нашему завучу. Она будет рада.
Лихина Елена Викторовна, 21.01.18 в 17:47 2Ответить Пожаловаться
Здорово, когда завучи действительно осуществляют помощь, а не только контролируют! У нас тоже хорошая администрация.
Забелина Маргарита Владимировна, 21.01.18 в 18:11 4Ответить Пожаловаться
В ответ Лихина Елена Викторовна
Хорошо, когда между администрацией и учителями есть взаимопонимание и поддержка.
Ивлиева Наталия Алексеевна, 21.01.18 в 17:20 2Ответить Пожаловаться
Молодец! С "помощником" горы свернёте!
показать все комментарии Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.