Технологическая карта урока
Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции.
9 класс
Разработчик: Шевченко Надежда Ивановна
Цель: расширить знания учащихся о влиянии факторов окружающей среды на процесс формирования признаков организмов.
Задачи:
- образовательная: познакомить учащихся с понятием «модификационная изменчивость»;
доказать, что изменение фенотипа происходит в результате взаимодействия условий среды и генотипа;
- развивающая: выработать умение приводить примеры фенотипической (модификационной) изменчивости одного вида, выраженные в разных условиях освещения.;
- воспитательная: продолжить формирование умения слушать сверстников и учителя.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: беседа с лабораторной работой.
Формируемые результаты:
личностные результаты:
- при выполнении лабораторной работы выбирать оптимальные способы действий в рамках предложенных условий и требований и соотносить свои действия с планируемыми результатами;
- формулировать выводы;
- устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями;
- применять схемы для решения учебных и познавательных задач
метапредметные результаты:
- при выполнении лабораторной работы выбирают оптимальные способы действий в рамках предложенных условий и требований и соотносят свои действия с планируемыми результатами;
- формулируют выводы;
- устанавливают причинно-следственные связи между событиями, явлениями;
- применяют схемы для решения учебных и познавательных задач;
предметные результаты:
- знают закономерности изменчивости;
- умеют проводить несложные биологические измерения.
Основные понятия: модификационная изменчивость, модификация, норма реакции.
Оборудование: жетоны, карточки с заданием «Стрелолист», дидактическая карточка с лабораторной работой.
Необходимые записи на доске до начала урока:
Ген Белок Признак
Генотип Фенотип
Факторы окружающей среды
Лабораторная работа
«Выявление изменчивости организмов»
Цель: выявить влияние условий среды на длину и окраску растений.
Оборудование: комнатные растения одного вида, произрастающие в разных условиях.
Ход работы: 1.Измерьте длину и определите цвет листьев. Данные занесите в таблицу.
Морфологические показатели растения.
Лист | Длина | Окраска |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
2.Сделайте вывод о причинах такой изменчивости.
Лабораторная работа
«Выявление изменчивости организмов»
Цель: выявить влияние условий среды на длину и окраску растений.
Оборудование: комнатные растения одного вида, произрастающие в разных условиях.
Ход работы: 1.Измерьте длину и определите цвет листьев. Данные занесите в таблицу.
Морфологические показатели растения.
Лист | Длина | Окраска |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
2.Сделайте вывод о причинах такой изменчивости.
Лабораторная работа
«Выявление изменчивости организмов»
Цель: выявить влияние условий среды на длину и окраску растений.
Оборудование: комнатные растения одного вида, произрастающие в разных условиях.
Ход работы: 1.Измерьте длину и определите цвет листьев. Данные занесите в таблицу.
Морфологические показатели растения.
Лист | Длина | Окраска |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
2.Сделайте вывод о причинах такой изменчивости.
Этап урока | Цель урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный этап 1 минута | Организовать деятельность учащихся | Приветствует учеников. | Приветствуют учителя. | Личностные: проявляют уважительное отношение к учителю. |
Мотивирование на учебную деятельность 2 минуты | Создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебный процесс | В ходе урока, у вас будет возможность заработать жетоны. При наборе 6 жетонов человек получает «5», 5 жетона – «4», 2 – 4 жетона – «3». Помним о том, что ответ засчитается правильным, если дается полный, точный ответ на вопрос. Если человек, выкрикивает, то ответ ему не засчитывается. | | Личностные: проявляют уважительное отношение к учителю и одноклассникам. |
Актуализация знаний 10 минут | Организовать повторение и закрепление изученных понятий | Вспомните, что такое генетика? Что такое наследственность, каким образом передаются наследственные признаки? Что такое изменчивость? Прочтите понятия (на доске), дайте им формулировку, покажите взаимосвязь между ними. Назовите факторы внешней среды, которые могут оказывать влияние на степень проявления различных признаков в фенотипе. Какие признаки относятся к фенотипическим? | Генетика – это наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости живых организмов. Наследственность – это свойство живых всех живых организмов передавать свои признаки и свойства из поколения в поколение. Изменчивость – свойство живых организмов приобретать в процессе индивидуального развития новые признаки. Г ен Белок Признак Г енотип Фенотип Факторы окружающей среды Ген – участок молекулы ДНК хромосомы. Фенотип – совокупность всех внешних и внутренних признаков и свойств организма. Генотип – совокупность всех генов какого-либо организма. Освещенность, количество влаги, питание и др. Фенотипические признаки – это признаки, которые проявляются у организма под действием условий окружающей среды (рост, масса, плодовитость и др.) | Познавательные: структурируют знания прошлого урока. Регулятивные: преобразуют знания в схему. |
Целеполагание, постановка проблемы 2 минуты | Сформулировать и согласовать цель урока | На основе получившейся схемы, попробуйте сформулировать, что мы будем сегодня изучать? Какую цель урока мы можем сформулировать? | Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции. Записывают число и тему урока. Выявить влияние факторов окружающей среды на процесс формирования признаков организмов. | Регулятивные: формулируют цель урока |
Усвоение новых знаний 12 минут | Организовать фиксацию нового знания | Степень, выраженности признаков в существенной мере зависит от среды, в которой живут организмы. Например, высокий рост обуславливается генотипом, то есть носит наследственный характер. В зависимости от условий питания, социально-бытовой среды и витаминизации люди, получившие по наследству гены высокого роста, могут быть высокими (при оптимально благоприятных условиях), средними (при средних условиях) и низкими (при плохих условиях). Приведите свои примеры. Если в корм личинок дрозофилы добавить немного нитрата серебра, то из них выводятся желтые мушки, несмотря на гомозиготность особей по доминантному гену серой окраски тела (ВВ). У особей гомозиготных по рецессивному гену зачаточности крыльев (аа) при комнатной температуре (15 - 20°С) крылья остаются зачаточными, а при температуре 31°С вырастают нормальные крылья. Если у гималайского кролика выщипать белую шерсть и поместить его в холод, то на этом месте вырастет черная шерсть. Если черную шерсть удалить и наложить теплую повязку, вырастает белая шерсть. Перед вами располагаются карточки с заданием «Стрелолист». | Человек под действием ультрафиолетовых лучей приобретает защитное свойство – загар (то есть усиленную пигментацию кожи). Степень загара у разных людей различна. Это зависит и от наследственности, и от интенсивности и длительности действия фактора. С прекращением действия ультрафиолетовых лучей загар постепенно исчезает. И еще, веснушек бывает больше у тех, кто много бывает на улице в солнечную погоду. В зависимости от ухода урожайность культурных растений (томатов, огурцов и др.) бывает разная. При соблюдении всей «технологии» выращивания растений урожайность их всегда выше по сравнению с урожайностью растений, возделываемых в плохих условиях. Степень проявления декоративных качеств у декоративно-лиственных и декоративно-цветочных культур напрямую зависит от агротехники выращивания. Устно выполняют задание с карточки. | Коммуникативные: развивают умение слушать и слышать. Познавательные: самостоятельно ставят личностно-необходимые учебные и жизненные задачи и определяют, какие знания необходимо приобрести для их решения. |
Физминутка | | Выполняют физминутку на активацию внимания. | | |
Систематизация знаний 10 минут | Продолжить формирование из полученной информации выделять главное | Подведем итоги. Я начинаю предложение, вы заканчиваете. 1.Большую роль в формировании признаков организмов играет 2.Каждый организм развивается и обитает в определенной среде, испытывая на себе действие её факторов, способных изменять морфологические и физиологические свойства организмов, то есть их 3.Изменчивость носит ненаследственный характер, так как изменения, возникшие у родителей, потомкам 4.На действие определенного фактора внешней среды вид реагирует специфическим образом, и реакция оказывается сходной у всех особей одного Изменчивость организмов, возникающая под влиянием факторов внешней среды и не затрагивающая генотипа, называется модификационной. Модификация (от лат. «madificare» - видоизменение) – ненаследственное изменение фенотипа, возникающее под влиянием факторов внешней среды. Модификационная изменчивость является определенной, то есть всегда соответствует те факторам, которые её вызывают. Так, повышенные физические нагрузки влияют на степень развития мышц, но не изменяет цвет кожи. Несмотря на то, что под влиянием внешней седы признаки могут меняться, эта изменчивость не беспредельна. У модификационной изменчивости есть довольно жесткие границы или пределы проявления признака, обусловленные генотипом. Пределы модификационной изменчивости признака организма называют его нормой реакции. Норма реакции – степень варьирования признака или пределы модификационной изменчивости, обусловленные генотипом. Значит, наследуется не признак как таковой, а его способность изменяться в пределах нормы реакции под действием факторов среды. Выполним лабораторную работу. | 1.среда их обитания. 2.фенотип. 3.не передаются. 4.вида. Записывают определения: модификационная изменчивость, модификация, норма реакции. Выполняют лабораторную работу. | Познавательные: структурируют знания; извлекают полученную информацию. |
Оценивание 3 минуты | Продолжить формирование объективно оценивать одноклассников и свою работу | Оцените свою работу. | Учащиеся оценивают свою работу по количеству набранных жетонов. | Регулятивные: оценивают степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. |
Объяснение домашнего задания 1 минута | Организовать обсуждение и запись домашнего задания | Завершить оформление лабораторной работы, записать выводы. | Записывают домашнее задние. | Личностные: формируют познавательные мотивы, направленные на овладение навыками самостоятельной систематизации знаний. |
Рефлексия учебной деятельности 1 минута | Организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели | Цель сегодняшнего урока была нами достигнута? | Да. Высказывания учеников | Коммуникативные: при необходимости корректно убеждают других в правоте своей позиции. |