Урок по биологии в 9 классе «Основные закономерности биологической эволюции»
Планируемые результаты:
Предметные: рассмотреть основные закономерности биологической эволюции, выявить их роль и закономерности.
Метапредметные: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, выделять главное, анализировать, сравнивать.
Личностные: поддерживать интерес к активному добыванию знаний.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование и материалы: Технические средства: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентации «Основные закономерности биологической эволюции». Учебник Биология 9 класс И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова.
План урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Мотивация и целеполагание.
Формирование новых знаний.
Закрепление.
Заключение.
Домашнее задание.
Ход урока:
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Формируемые умения |
Текущий контроль |
|||||||||||||||
1.Организационный момент. |
Приветствие, отмечает отсутствующих. |
Приветствуют учителя. |
Самоконтроль. |
Фронтальная опрос. |
|||||||||||||||
2.Повторение домашнего задания. |
Что из перечисленного относится к ароморфозам, идиоадаптациям, дегенерации? ячеистые легкие у рептилий; первичная кора головного мозга у рептилий; голый хвост у бобра; отсутствие конечностей у змей; отсутствие корней у повилики; возникновение перегородки в желудочке сердца у рептилий; молочные железы у млекопитающих; образование ластов у моржей; отсутствие кровеносной системы у цепней; отсутствие потовых желез у собак. Ключ:
|
Выполняют задания.
|
Осуществляют поиск, отбор и систематизацию информации в соответствии с учебной задачей. |
Наблюдение. |
|||||||||||||||
3.Мотивация и целеполагание. |
- Скажите, пожалуйста, существуют ли какие-либо закономерности эволюционного процесса? Верно, тема нашего урока «Основные закономерности биологической эволюции». Давайте обозначим цель нашего урока. |
Рассуждают. Формулируют цели урока. |
Анализ.ответов одноклассников. Умение выражать свои мысли. |
Фронтальная опрос. |
|||||||||||||||
4.Формирование новых знаний. |
Общие закономерности биологической эволюции: 1) Может ли вид, или другая любая систематическая группа вернуться к прежнему состоянию? Например, пресмыкающиеся, возникшие от примитивных земноводных, как бы ни шла их эволюция, не могут дать начало земноводным. 2) Может ли группа, каких – либо организмов, вставшая на путь приспособления к каким-либо условиям существования начать развиваться по другому пути? Например, если какая-то группа животных приобрела приспособление к полету, то на последующих этапах ее развития эти приспособления будут усиливаться. Например, крылья у бабочек и летучих мышей. 3) Что, и как происходит при повышении организации (ароморфоз), и в связи с этим, появление различных приспособлений (идиоадаптаций)? Например, ароморфозы, позволившие позвоночным выйти из воды на сушу, открыли возможности для освоения наземно-воздушной среды обитания, развития различных частных приспособлений – идиоадаптаций. Последующие ароморфозы привели к появлению пресмыкающихся и развитию у них различных приспособлений к новым местообитаниям. Среди форм эволюции выделяют: Дивергенцию Конвергенцию Дивергенция – расхождение признаков в связи с приспособлениями к разным условиям. При дивергенции одни и те же органы родственных организмов изменяются по-разному, но их происхождение остается общим. Такие органы называют гомологичными. Внешнее строение конечностей тигра, суслика, крота, кита, лошади, летучей мыши, обезьяны значительно отличается, но внутреннее строение остается общим в связи с единым происхождением. 2. Конвергенция – независимое развитие сходных признаков у разных организмов при их переходе к одинаковым условиям среды обитания. Результатом конвергенции может являться сходство, как в строении целого тела, так и отдельных органов. Такие органы называют аналогичными. Аналогичные органы: крылья бабочек и летучих мышей, роющие конечности крота и медведки (насекомое), плавники и обтекаемая форма тела у рыб и водных млекопитающих-китов, дельфинов. Сравнительная характеристика объективных показателей основных форм органической эволюции
|
Общие закономерности биологической эволюции: Необратимость эволюции Прогрессирующая специализация Чередование главных направлений эволюции Слушают учителя. |
Анализ.ответов одноклассников. Умение выражать свои мысли. Анализируют сказанное учителем. |
Фронтальная опрос. Наблюдение. |
|||||||||||||||
5.Закрепление. |
Выполнение задания. Сравните организмы и объясните, к какому явлению относится их сходство или различие. Ответы внесите в таблицу
Медведка и крот (сходство форм передних ног) Сосна обыкновенная и сосна кедровая (различия в строении) Заяц-беляк и заяц-русак Верблюд и курдючная овца (запас жира) Верблюд одногорбый и верблюд двугорбый Речной рак и скорпион (имеют клешни) Речной рак и краб Виноградная улитка и большой прудовик Плавунец окаймленный и плавунец черный-тинник Тушканчик и кенгуру (длинные задние ноги) Лягушка и жаба Лягушка и комнатная муха (анабиоз) Бражник и колибри (не садятся на цветок в процессе питания, а зависают над ним в воздухе, быстро-быстро перебирая узкими крыльями) Еж и ехидна (сходство покрова) Ключ
|
Выполняют задания. |
Осуществляют поиск, отбор и систематизацию информации в соответствии с учебной задачей. |
Наблюдение. |
|||||||||||||||
6.Заключение. |
Подведение итогов. Выставление оценок. |
Слушают учителя. |
Анализируют сказанное учителем. |
Фронтальный опрос. |
|||||||||||||||
7.Домашнее задание. |
Написать эссе «Мир без эволюции» |
Записывают в дневник. |
Самоконтроль. |
Наблюдение. |
Надежда Алексеевна Паршукова
Malika