Урок по биологии в 9 классе «Основные закономерности биологической эволюции»

6
2
Материал опубликован 23 November 2016
Цель: рассмотреть основные закономерности биологической эволюции.

Планируемые результаты:

Предметные: рассмотреть основные закономерности биологической эволюции, выявить их роль и закономерности.

Метапредметные: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, выделять главное, анализировать, сравнивать.

Личностные: поддерживать интерес к активному добыванию знаний.

Тип урока:  комбинированный.

Оборудование и материалы: Технические средства: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентации «Основные закономерности биологической эволюции». Учебник Биология 9 класс И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова.

План урока:

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Мотивация и целеполагание.

Формирование новых знаний.

Закрепление.

Заключение.

Домашнее задание.

Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые умения

Текущий контроль

1.Организационный момент.

Приветствие, отмечает отсутствующих.

Приветствуют учителя.

Самоконтроль.

Фронтальная опрос.

2.Повторение домашнего задания.

Что из перечисленного относится к ароморфозам, идиоадаптациям, дегенерации?

ячеистые легкие у рептилий;

первичная кора головного мозга у рептилий;

голый хвост у бобра;

отсутствие конечностей у змей;

отсутствие корней у повилики;

возникновение перегородки в желудочке сердца у рептилий;

молочные железы у млекопитающих;

образование ластов у моржей;

отсутствие кровеносной системы у цепней;

отсутствие потовых желез у собак.

Ключ:

Ароморфозы

Идиоадаптации

Дегенерация

1, 2, 6, 7

3, 4, 8, 10

5, 9

Выполняют задания.

 

Осуществляют поиск, отбор и систематизацию информации в соответствии с учебной задачей.

Наблюдение.

3.Мотивация и целеполагание.

- Скажите, пожалуйста, существуют ли какие-либо закономерности эволюционного процесса?

Верно, тема нашего урока «Основные закономерности биологической эволюции».

Давайте обозначим цель нашего урока.

Рассуждают.

Формулируют цели урока.

Анализ.ответов одноклассников. Умение выражать свои мысли.

Фронтальная опрос.

4.Формирование новых знаний.

Общие закономерности биологической эволюции:

1) Может ли вид, или другая любая систематическая группа вернуться к прежнему состоянию?

Например, пресмыкающиеся, возникшие от примитивных земноводных, как бы ни шла их эволюция, не могут дать начало земноводным.

2) Может ли группа, каких – либо организмов, вставшая на путь приспособления к каким-либо условиям существования начать развиваться по другому пути?

Например, если какая-то группа животных приобрела приспособление к полету, то на последующих этапах ее развития эти приспособления будут усиливаться. Например, крылья у бабочек и летучих мышей.

3) Что, и как происходит при повышении организации (ароморфоз), и в связи с этим, появление различных приспособлений (идиоадаптаций)?

Например, ароморфозы, позволившие позвоночным выйти из воды на сушу, открыли возможности для освоения наземно-воздушной среды обитания, развития различных частных приспособлений – идиоадаптаций. Последующие ароморфозы привели к появлению пресмыкающихся и развитию у них различных приспособлений к новым местообитаниям.

Среди форм эволюции выделяют:

Дивергенцию

Конвергенцию

Дивергенция – расхождение признаков в связи с приспособлениями к разным условиям.

При дивергенции одни и те же органы родственных организмов изменяются по-разному, но их происхождение остается общим. Такие органы называют гомологичными.

Внешнее строение конечностей тигра, суслика, крота, кита, лошади, летучей мыши, обезьяны значительно отличается, но внутреннее строение остается общим в связи с единым происхождением.

2. Конвергенция – независимое развитие сходных признаков у разных организмов при их переходе к одинаковым условиям среды обитания.

Результатом конвергенции может являться сходство, как в строении целого тела, так и отдельных органов. Такие органы называют аналогичными.

Аналогичные органы: крылья бабочек и летучих мышей, роющие конечности крота и медведки (насекомое), плавники и обтекаемая форма тела у рыб и водных млекопитающих-китов, дельфинов.

Сравнительная характеристика объективных показателей основных форм органической эволюции

Форма эволюции

Краткая характеристика

Причины сходства признаков

Причины различия признаков

Примеры

Дивергенция

Расхождение признаков организма в пределах одной систематической группы, которое возникает под воздействием изменчивости, закрепляется наследственно, в итоге от одного общего предка образуются разные подвиды и виды.

Родство организмов

Формирование разного рода адаптаций в различных условиях среды

 

Конвергенция

Схождение признаков в процессе эволюции неблизкородственных групп организмов, приобретение ими сходного строения в результате существования в сходных условиях и одинаково направленного естественного отбора.

Формирование сходных адаптаций в одинаковых условиях среды

Организмы относят к разным систематическим группам

 

Общие закономерности биологической эволюции:

Необратимость эволюции

Прогрессирующая специализация

Чередование главных направлений эволюции

Слушают учителя.

Анализ.ответов одноклассников. Умение выражать свои мысли.

Анализируют сказанное учителем.

Фронтальная опрос.

Наблюдение.

5.Закрепление.

Выполнение задания.

Сравните организмы и объясните, к какому явлению относится их сходство или различие. Ответы внесите в таблицу

Дивергенция

Конвергенция

 

 

Медведка и крот (сходство форм передних ног)

Сосна обыкновенная и сосна кедровая (различия в строении)

Заяц-беляк и заяц-русак

Верблюд и курдючная овца (запас жира)

Верблюд одногорбый и верблюд двугорбый

Речной рак и скорпион (имеют клешни)

Речной рак и краб

Виноградная улитка и большой прудовик

Плавунец окаймленный и плавунец черный-тинник

Тушканчик и кенгуру (длинные задние ноги)

Лягушка и жаба

Лягушка и комнатная муха (анабиоз)

Бражник и колибри (не садятся на цветок в процессе питания, а зависают над ним в воздухе, быстро-быстро перебирая узкими крыльями)

Еж и ехидна (сходство покрова)

Ключ

Дивергенция

Конвергенция

2, 3, 5, 7, 8, 9, 11

1, 4, 6, 10, 12, 13, 14

Выполняют задания.

Осуществляют поиск, отбор и систематизацию информации в соответствии с учебной задачей.

Наблюдение.

6.Заключение.

Подведение итогов. Выставление оценок.

Слушают учителя.

Анализируют сказанное учителем.

Фронтальный опрос.

7.Домашнее задание.

Написать эссе «Мир без эволюции»

Записывают в дневник.

Самоконтроль.

Наблюдение.

Комментарии

Спасибо за работу!

29 December 2016

Спасибо!

27 October 2017