Технологическая карта урока биологии в 10 классе «Закономерности изменчивости»
Технологическая карта урока
Фамилия Имя Отчество | Вережникова Татьяна Михайловна, учитель биологии |
Населенный пункт, школа | Иркутская область г. Саянск , МОУ «СОШ № 5» |
Предмет, класс | Биология,10 класс |
Тема урока | |
Цель урока | развитие личности школьника, способного влиять на собственную образовательную траекторию через расширение знаний и обретение практических навыков по управлению модификационной изменчивостью, применение математических методов для проведения исследования. |
Задачи урока | -создать условия для развития экологического мышления обучающихся, умения анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать, выделять существенные признаки и свойства объектов, классифицировать факты, делать выводы; -рефлексивной деятельности; практических умений и навыков работы с лабораторным оборудованием; умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения; -создать условия для воспитания умения участвовать в обсуждении, отстаивать свою точку зрения, уважая точку зрения других людей; умения слушать других, культуры речи, общения; управлять собой, своим поведением, ценностное отношение к своему здоровью. |
Тип урока | урок-исследование |
Формы работы | фронтальная, самостоятельная работа и работа в творческих группах |
Методы и методические приемы | проблемно-поисковый, исследовательский, словесный. |
Используемая технология | Технология проблемного диалога |
Планируемые результаты: | |
-личностные | -в ценностно-ориентационной сфере – целеустремленность, отношение к труду;воспитание культуры общения при работе в группе, взаимопомощи, умения слушать и аргументировать; -в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории; -в познавательной – умение управлять своей познавательной деятельностью. |
-метапредметные | умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; -использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, систематизация; -использовать математические навыки, для построения вариационного ряда и кривой. |
-предметные | знать определение: фенотип, ген, онтогенез, гибридологический метод, модификационная изменчивость, норма реакции, доминантный ген. |
Оборудование | компьютер, на столах учеников: семена фасоли, линейки технологические карты. |
Содержание урока:
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||||||||||||||||||||||
I.Целеполагание. Организационный момент. Задача: сконцентрировать внимание и вызвать интерес к изучению данной темы | Приветствие, проверка отсутствующих и готовности к уроку | Приветствуют учителя . Проверяют свои рабочие места (личностные УУД: создание положительного эмоционального настроя; ) | ||||||||||||||||||||||||||
II.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Задача: через постановку проблемы сформулировать тему урока Предполагаемый результат: уметь формулировать планировать учебное сотрудничество | Тема, цель задаются от учителя к ученикам через мотивационное начало урока, и сопровождаются м/медийными слайдами. «Математика — царица и служанка наук» (американский математик Эрик Темпл Бэлл) -Как Вы понимаете это высказывание? Ни одна наука не может обойтись без математики. Она лежит в основе биологии, физики и т.д. Все науки используют математику, и не знающий этого предмета не может достигнуть глубоких знаний ни в одной другой науке. Мотивирует учащихся к определению темы и постановке познавательной цели урока: - Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы назовете сами. Очень редко в природе встречаются две совершенно одинаковые особи любых видов организмов – всё живое способно изменяться!» А как называется способность организмов к изменениям в процессе индивидуального развития? Ответы на вопросы: -Всегда ли потомство бывает точной копией своих родителей?-Одинаковый генотип означает ли, что фенотип одинаков?-Сформулируйте тему урока. | Самостоятельно формулируют тему урока, цель и задачи по её достижению. Отвечают на вопросы, логические – анализ объектов с целью выделения признаков; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; предметные результаты: анализировать последствия для окружающей среды и здоровья человека Формулируют совместно с учителем тему урока: всё живое испытывает изменчивость. | ||||||||||||||||||||||||||
III. Этап. Проведение исследования Цель: познакомить учащихся со статистическими закономерностями модификационной изменчивости, выработать умение строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака, оформив это в виде мини-проекта. | Создает проблемную ситуацию путем предложения задания. Ученики будут работать в 2-х группах, создавая мини-проект :1группа строит вариационный ряд; 2 группа-вариационную кривую Обращение к субъектному опыту учеников – провести урок-исследование поможет предварительная проверка готовности лично каждого к нему. Во время исследования вашими помощниками станут “технологические карты” Задание . Прочитайте предложенный текст и заполните схему. Текст: «Каждый организм обладает определенным набором генов (генотипом). Он развивается и обитает в определенной среде, испытывая на себе действие ее факторов, способных изменять морфологические и физиологические свойства организмов, т.е. их фенотип. Изменчивость организмов, возникающая под влиянием факторов внешней среды и не затрагивающая генотипа, называется модификационной (фенотипической). Учитель предлагает самостоятельно составить план исследования (например, слайд): «Составление вариативного ряда изменчивости признаков семян фасоли». Инструкция: 1.Для составления вариационного ряда надо измерить размеры, семян фасоли. 2.Расположить их в порядке увеличения размеров. Надо измерить длину записать данные в порядке их увеличения. Под цифрами записать число семян каждого варианта. 3.Выяснить, семена каких размеров встречаются чаще, а каких – реже. 4.Выявить закономерность. | Постановка обучаемыми индивидуальных целей в учебной деятельности через заполнение таблицы, составление плана исследования регулятивные УУД: составление плана исследования , целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; работа в группе познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели 1.Располагают семена одного растения фасоли в порядке нарастания их длины. 2.Измерьте длину семян, полученные данные записывают в тетради. Подсчитывают число семян, имеющих одинаковую длину, вносят данные в таблицу, в которой по горизонтали сначала располоается ряд чисел, отображающих последовательное изменение признака (длина семян), ниже – частоту встречаемости каждого признака. Определяют, какие признаки встречаются часто, какие – редко.
3.Строят вариационную кривую, которая представляет собой графическое выражение изменчивости признака; 4.Определяют среднюю величину выраженности признака по формуле:
где М – средняя величина, V – варианта, P – частота встречаемости вариант, n – общее число вариант вариационного ряда. 5.Строят вариационную кривую.
В тетради составляют вариационный ряд, чертят вариационную кривую, вычисляют среднее арифметическое значение размера семян фасоли, делают вывод о соответствии реального значения семян фасоли и о норме реакции. | ||||||||||||||||||||||||||
IV. Этап. Оформление мини-проекта Цели -получение обучаемыми новых знаний -формирование понимания и систематизация знаний, соотнесение известного с новым -освоение способа работы с информацией -поддержка целей, Методические приемы: эвристическая беседа, само– и взаимопроверка. Средства: дидактический материал, мультимедийная презентация. Предполагаемый результат: уметь самостоятельно выделять признак для классификации. | Приводится подробный ход этапа с описанием приемов и планируемых результатов (работа по технологическим картам) 1. Самостоятельная работа с новой информацией (методический прием: работа с текстом). Классу предлагает прочитать текст на (с.177-180) 2.Структурная организация информации в памяти. Работа в группах - учащиеся обсуждают полученные данные 3. Совместная работа обучающихся. Систематизируют полученные знания, обсуждают сложные вопросы, свою точку аргументируют цитатами из текста В ходе обсуждения корректируется опорная схема на доске.
| Выполняют задания для достижения индивидуальных целей Самостоятельное изучение нового материала в форме групповой деятельности деятельности. Обучающиеся наблюдают эксперимент, оформляют результаты. Работа с текстом, работа в группе (учащиеся обсуждают полученные данные), совместная работа обучающихся (систематизируют полученные знания, обсуждают сложные вопросы, свою точку аргументируют цитатами из текста), работают с технологической картой, используя материалы слайдов создают мини-проект. (коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; регулятивные: самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия; познавательные: общеучебные – работа с текстом, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания; логические – построение логической цепочки рассуждений, анализ, синтез; предметные результаты. Делают вывод: Модификационная изменчивость -способность организмов изменять фенотип под влиянием условий окружающей среды. Она не связана с изменениями генотипа и в последующих поколениях не передается. | ||||||||||||||||||||||||||
V. Рефлексия. Защита результатов исследования Цели стадии рефлексии: -присвоение нового знания -создание целостного представления о предмете -расширение проблемного поля | Учитель организует деятельность по применению новых знаний, анализирует выполнение обучающимися заданий, корректирует, оценивает их деятельность при защите мини-проектов. Создаёт условия для заключительной рефлексии: «Мишень» Представляет из себя круг, поделенный на 4 сектора: Моя деятельность; Деятельность группы; Деятельность класса; Деятельность учителя. Учащиеся выбирают, какая деятельность доминировала на уроке и была более значимой. (слайд 13) Лист самооценки: | 1 и 2-я группы защищают мини-проект. Обучающиеся осуществляют самопроверку заданий. Оценивают результаты своей работы, осуществляют самоанализ, дают качественную и количественную оценку урока. учащиеся рассказывают друг другу о полученных знаниях. Вывод (делают ученики): (регулятивные УУД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; личностные: самоопределение; смыслообразование; познавательные: рефлексия; коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли) | ||||||||||||||||||||||||||
V1 этап: Домашнее задание | Инструктирует о выполнении домашнего задания (индивидуальное задание на выбор (расчетное, историческое, творческое). а) постройте вариационную кривую роста учащихся своего класса; | Фиксируют домашнее задание (личностные УУД: свобода выбора) |