12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Вережникова Татьяна Михайловна19

Технологическая карта урока

 

Фамилия Имя Отчество

Вережникова Татьяна Михайловна, учитель биологии

Населенный пункт, школа

Иркутская область г. Саянск , МОУ «СОШ № 5»

Предмет, класс

Биология,10 класс

Тема урока

Закономерности изменчивости

Цель урока

развитие личности школьника, способного влиять на собственную образовательную траекторию через расширение знаний и обретение практических навыков по управлению модификационной изменчивостью, применение математических методов для проведения исследования.

Задачи урока

-создать условия для развития экологического мышления обучающихся, умения анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать, выделять существенные признаки и свойства объектов, классифицировать факты, делать выводы;

-рефлексивной деятельности; практических умений и навыков работы с лабораторным оборудованием; умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;

-создать условия для воспитания умения участвовать в обсуждении, отстаивать свою точку зрения, уважая точку зрения других людей; умения слушать других, культуры речи, общения; управлять собой, своим поведением, ценностное отношение к своему здоровью.

Тип урока

урок-исследование

Формы работы

фронтальная, самостоятельная работа и работа в творческих группах

Методы и методические приемы

проблемно-поисковый, исследовательский, словесный.

Используемая технология

Технология проблемного диалога

Планируемые результаты:


-личностные

-в ценностно-ориентационной сфере – целеустремленность, отношение к труду;воспитание культуры общения при работе в группе, взаимопомощи, умения слушать и аргументировать;

-в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

-в познавательной – умение управлять своей познавательной деятельностью.

-метапредметные

умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

-использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, систематизация;

-использовать математические навыки, для построения вариационного ряда и кривой.

-предметные

знать определение: фенотип, ген, онтогенез, гибридологический метод, модификационная изменчивость, норма реакции, доминантный ген.

Оборудование

компьютер, на столах учеников: семена фасоли, линейки технологические карты.

Содержание урока:

Этапы
урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.Целеполагание. Организационный момент.

Задача: сконцентрировать внимание и вызвать интерес к изучению данной темы

Приветствие, проверка отсутствующих и готовности к уроку

Приветствуют учителя . Проверяют свои рабочие места

(личностные УУД: создание положительного эмоционального настроя; )

II.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Задача: через постановку проблемы сформулировать тему урока

Предполагаемый результат: уметь формулировать планировать учебное сотрудничество


Тема, цель задаются от учителя к ученикам через мотивационное начало урока, и сопровождаются м/медийными слайдами. «Математика — царица и служанка наук» (американский математик Эрик Темпл Бэлл) -Как Вы понимаете это высказывание? Ни одна наука не может обойтись без математики. Она лежит в основе биологии, физики и т.д. Все науки используют математику, и не знающий этого предмета не может достигнуть глубоких знаний ни в одной другой науке. Мотивирует учащихся к определению темы и постановке познавательной цели урока: - Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы назовете сами. Очень редко в природе встречаются две совершенно одинаковые особи любых видов организмов – всё живое способно изменяться!» А как называется способность организмов к изменениям в процессе индивидуального развития? Ответы на вопросы:                  -Всегда ли потомство бывает точной копией своих родителей?-Одинаковый генотип означает ли, что фенотип одинаков?-Сформулируйте тему урока.

Самостоятельно формулируют тему урока, цель и задачи по её достижению.

Отвечают на вопросы,

логические – анализ объектов с целью выделения признаков;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

предметные результаты: анализировать последствия для окружающей среды и здоровья человека


Формулируют совместно с учителем тему урока: всё живое испытывает изменчивость.


III. Этап. Проведение исследования


Цель:  познакомить учащихся со статистическими закономерностями модификационной изменчивости, выработать умение строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака, оформив это в виде мини-проекта.


Создает проблемную ситуацию путем предложения задания. Ученики будут работать в 2-х группах, создавая мини-проект :1группа строит вариационный ряд; 2 группа-вариационную кривую

Обращение к субъектному опыту учеников – провести урок-исследование поможет предварительная проверка готовности лично каждого к нему.

Во время исследования вашими помощниками станут “технологические карты” Задание . Прочитайте предложенный текст и заполните схему. Текст:  «Каждый организм обладает определенным набором генов (генотипом). Он развивается и обитает в определенной среде, испытывая на себе действие ее факторов, способных изменять морфологические и физиологические свойства организмов, т.е. их фенотип.

Изменчивость организмов, возникающая под влиянием факторов внешней среды и не затрагивающая генотипа, называется модификационной (фенотипической).

Учитель предлагает самостоятельно составить план исследования (например, слайд):

«Составление вариативного ряда изменчивости признаков семян фасоли».

Инструкция:

1.Для составления вариационного ряда надо измерить размеры, семян фасоли.

2.Расположить их в порядке увеличения размеров. Надо измерить длину записать данные в порядке их увеличения. Под цифрами записать число семян каждого варианта.

3.Выяснить, семена каких размеров встречаются чаще, а каких – реже.

4.Выявить закономерность.

Постановка обучаемыми индивидуальных целей в учебной деятельности через заполнение таблицы, составление плана исследования

регулятивные УУД: составление плана исследования , целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; работа в группе

познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

1.Располагают семена одного растения фасоли в порядке нарастания их длины.

2.Измерьте длину семян, полученные данные записывают в тетради. Подсчитывают число семян, имеющих одинаковую длину, вносят данные в таблицу, в которой по горизонтали сначала располоается ряд чисел, отображающих последовательное изменение признака (длина семян), ниже – частоту встречаемости каждого признака. Определяют, какие признаки встречаются часто, какие – редко.

Длина семян

V

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Число семян

P (n)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Строят вариационную кривую, которая представляет собой графическое выражение изменчивости признака;

4.Определяют среднюю величину выраженности признака по формуле:

t1669317233aa.png

где М – средняя величина, V – варианта, P – частота встречаемости вариант, n – общее число вариант вариационного ряда.

5.Строят вариационную кривую.



t1669317233ab.png

В тетради составляют вариационный ряд, чертят вариационную кривую, вычисляют среднее арифметическое значение размера семян фасоли, делают вывод о соответствии реального значения семян фасоли и о норме реакции.

IV. Этап. Оформление мини-проекта 


Цели -получение обучаемыми новых знаний

-формирование понимания и систематизация знаний, соотнесение известного с новым

-освоение способа работы с информацией

-поддержка целей, Методические приемы: эвристическая беседа, само– и взаимопроверка.

Средства: дидактический материал, мультимедийная презентация. Предполагаемый результат: уметь самостоятельно выделять признак для классификации.

Приводится подробный ход этапа с описанием приемов и планируемых результатов (работа по технологическим картам)

1. Самостоятельная работа с новой информацией (методический прием: работа с текстом). Классу предлагает прочитать текст на (с.177-180)

2.Структурная организация информации в памяти. Работа в группах - учащиеся обсуждают полученные данные

3. Совместная работа обучающихся. Систематизируют полученные знания, обсуждают сложные вопросы, свою точку аргументируют цитатами из текста

В ходе обсуждения корректируется опорная схема на доске.

t1669317233ac.png


Выполняют задания для достижения индивидуальных целей

Самостоятельное изучение нового материала в форме групповой деятельности деятельности.

Обучающиеся наблюдают эксперимент, оформляют результаты. Работа с текстом, работа в группе (учащиеся обсуждают полученные данные), совместная работа обучающихся (систематизируют полученные знания, обсуждают сложные вопросы, свою точку аргументируют цитатами из текста), работают с технологической картой, используя материалы слайдов создают мини-проект.

(коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;

регулятивные: самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия;

познавательные:

общеучебные – работа с текстом, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания;

логические – построение логической цепочки рассуждений, анализ, синтез; предметные результаты.

Делают вывод: Модификационная изменчивость -способность организмов изменять фенотип под влиянием условий окружающей среды. Она не связана с изменениями генотипа и в последующих поколениях не передается.

V. Рефлексия.

Защита результатов исследования 

Цели стадии рефлексии:

-присвоение нового знания

-создание целостного представления о предмете

-расширение проблемного поля


Учитель организует деятельность по применению новых знаний, анализирует выполнение обучающимися заданий, корректирует, оценивает их деятельность при защите мини-проектов.

Создаёт условия для заключительной рефлексии: «Мишень» Представляет из себя круг, поделенный на 4 сектора:

Моя деятельность;

Деятельность группы;

Деятельность класса;

Деятельность учителя.

Учащиеся выбирают, какая деятельность доминировала на уроке и была более значимой.

(слайд 13)

Лист самооценки:







t1669317233ad.png

1 и 2-я группы защищают мини-проект.

Обучающиеся осуществляют самопроверку заданий. Оценивают результаты своей работы, осуществляют самоанализ, дают качественную и количественную оценку урока. учащиеся рассказывают друг другу о полученных знаниях.

Вывод (делают ученики):

(регулятивные УУД:

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;

личностные: самоопределение; смыслообразование; познавательные:

рефлексия; коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

V1 этап: Домашнее задание


Инструктирует о выполнении домашнего задания (индивидуальное задание на выбор (расчетное, историческое, творческое).

а) постройте вариационную кривую роста учащихся своего класса;
б) определите среднюю величину ряда (М);
в) объясните, какое практическое значение имеет изучение изменчивости роста людей.

Фиксируют домашнее задание (личностные УУД: свобода выбора)





Дата проведения: с 25 ноября по 27 ноября
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.