Технологическая карта урока биологии в 9 классе «Генетика как наука. Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем»
Технологическая карта урока биологии в 9 классе
ФИО | Романова Т. С. |
Предмет | Биология |
Класс | 9 класс |
Название и автор учебника | «Биология. Введение в общую биологию и экологию» /А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник |
Тема | «Генетика как наука. Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем» |
Программно-технические средства на уроке | Компьютер, проектор, экран, презентация по теме, раздаточные материалы, плакаты «Хогвартс», «Новый год в школе чародейства и волшебства», «Расписание уроков», флаг Хогвартса. |
Цель | Познакомить учащихся с новой наукой – генетикой, изучив ее основные понятия и термины, применение их в практической деятельности, подчеркнуть роль генетики для будущей жизнедеятельности людей. |
Основные термины, понятия | Генетика, наследственность, изменчивость, чистая линия, аллельные гены, доминантный ген, рецессивный ген, Г. Мендель, гибридизация, закон единообразия гибридов 1-го поколения. |
Задачи:
Обучающие:
Обеспечить усвоение основных понятий темы;
познакомить учащихся с практическим применением знаний по генетике;
способствовать формированию ключевых биологических компетентностей;
способствовать пониманию важности знания основных понятий генетики для объяснения биологических закономерностей.
Развивающие:
Развивать личностно-смысловое отношение к генетике;
развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе приобретения знаний по предмету с использованием различных источников информации и информационных технологий;
вырабатывать навыки самооценки.
Воспитательные:
Продолжить формирование у учащихся навыков самостоятельной деятельности и самоконтроля;
создать условия для понимания важности изучения науки генетики, закономерностей наследования признаков, способствовать пониманию важности генетики в повседневной жизни.
Тип урока: урок изучения нового материала
Формы работы учащихся: групповая, фронтальная, индивидуальная
Технология: развитие критического мышления, ИКТ-технология.
Планируемые результаты учебного занятия
Предметные:
Знать:
Основные понятия урока: генетика, наследственность, изменчивость, гибридизация, чистая линия, гибридологический метод, рецессивные и доминантные гены;
практическое применение знаний по генетике;
роль генетики в жизнедеятельности человека;
вклад Г. Менделя в развитие генетики.
Уметь:
Объяснять биологические закономерности, используя основные генетические понятия;
решать задачи, используя основные термины и генетическую символику.
Личностные:
Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
оценивать собственный вклад в работу группы;
формировать ценностное отношение к природе.
Метапредметные:
- регулятивные:
Самостоятельно определять тему и задачи урока;
участвовать в коллективном обсуждении задания;
оценивать свою деятельность на уроке с помощью разработанных критериев;
умение осуществлять действие по плану и оценивать результат.
- коммуникативные:
Уметь самостоятельно организовывать учебное действие при работе в группе и индивидуально;
слушать товарища и обосновывать свое мнение;
выражать свои мысли и идеи.
- познавательные:
Работать с учебником;
выполнять предложенные задания;
работать с информационными текстами;
сравнивать, анализировать и делать выводы;
уметь делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
1. Продолжить формирование умения работать с текстом.
2. Продолжить формирование умения находить отличия, составлять рассказы-предположения по ключевым словам, анализировать, сравнивать, делать обобщения и выводы.
3. Продолжить формирование навыков поиска и отбора необходимой информации.
Коммуникативные УУД
1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе и индивидуально.
2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
1. Продолжить формирование умения самостоятельно определять тему и задачи урока.
2. Продолжить формирование умения участвовать в работе группы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
3. Продолжить формирование умения оценивать свою деятельность с помощью разработанных критериев.
4. Продолжить формирование умения работать по плану, оценивая результат самостоятельно.
Личностные УУД
1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
3. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
4. Оценивать собственный вклад в работу группы.
5.Создавать условия для формирования ценностного отношения к природе.
Структура и ход урока:
Таблица 1
№ | Этапы урока (время) | Прием урока, название используемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты (УУД) |
1 | Организа-ционный момент | Презентация
Метод стимулирова-ния интереса и мотивации учебной деятельности | 1.Учитель приветствует учащихся и проверяет готовность учащихся к уроку. Здравствуйте, дорогие ребята. Поздравляю вас с новым учебным годом в школе чародейства и волшебства Хогвартс. Надеюсь, обучение в нашей школе вам понравится и вам будет интересно изучать и познавать новое. Процедуру распределения по факультетам: Гриффиндор, Когтевран, Слизерин и Пуффендуй, вы уже прошли. А сейчас я познакомлю вас с правилами поведения в нашей школе, с системой нашего оценивания и с расписанием уроков. Итак: 1)На уроках ведем себя тихо; 2)Если знаем ответ на вопрос, поднимаем руку; 3)Помогаем товарищу, если ему понадобится ваша помощь; 4)Будьте всегда внимательны, не всегда видимое будет явным. Ребята, за каждый правильный ответ на уроке, вам будет начисляться по 10 баллов. Эти баллы пойдут вам в личный зачет. Если вы заработаете сегодня 50 и выше баллов, то получите пятерку за урок. Если 40 баллов – четверку. Если меньше 40 баллов, то тройку. Все заработанные вами баллы пойдут также в копилку баллов вашего факультета. По завершении урока учащиеся факультета, набравшие большее количество баллов, получат дополнительные пятерки за урок. Поэтому, остается добавить: Вперед, факультеты! А теперь, немного о вашем расписании. Сегодня у вас три урока: 1)Урок травологии; 2)Урок по изучению магических существ; 3)Практическая магия. Все сегодняшние уроки проведу у вас я. | 1.Учащиеся встают из-за парт и приветствуют учителя и настраиваются на работу на уроке | Коммуникативные (сотрудничество с учителем) Регулятивные (учащиеся настраиваются на работу на уроке) |
2 | Актуализа-ция знаний (Стадия вызова) | Презентация
Видеосюжет «О чем сегодня на уроке мы будем говорить?»
“ Рассказ-предположение по “ключевым” словам”
Индивидуаль-ная работа | 1.Итак, приступим. Первый урок-травология. Травология – это наука. Что она изучает? Уч-ся: она изучает травы и различные растения. Уч-ль: Верно. Травология – это наука, изучающая различные растения, лечебные и откровенно волшебные. Отдельное внимание уделяется внутреннему строению этих растений. Уч-ль: Травология – это очень обширная наука. О чем же мы будем говорить сегодня? Ребята, прошу вас посмотреть видео. Ваша задача ответить на вопрос: о чем мы сегодня будем говорить? (видео, в котором дети говорят о генетике, не упоминая этого понятия). Уч-ль: О чем же мы будем сегодня на уроке говорить? Уч-ся: О генетике. Уч-ль: Верно. Какова же тема нашего занятия? Уч-ся: Генетика как наука. Уч-ль: Верно. «Генетика как наука. Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем». Уч-ль: А какие мы поставим перед собой задачи на уроке? Уч-ся: 1)Изучить особенности науки генетики; 2)Рассмотреть практическое применение знаний по генетике; Уч-ль: Да, верно. Но давайте добавим еще одну задачу. 3)Изучить работы Г. Менделя. А для начала предлагаю вам, ребята, составить по ключевым словам рассказ. Сколько слов, столько и предложений должно получиться. Необязательно, что все ваши предложения окажутся верными, потом по ходу изучения темы, мы их исправим. Ключевые слова для составления рассказа: генетика, наследственность, изменчивость, Г. Мендель, горох, чистая линия, гибридизация. Уч-ся: (Пример) Генетика-это наука о наследственности и изменчивости. Наследственность – это способность организмов передавать свои признаки потомству. Изменчивость – это способность организмов приобретать новые признаки. Г. Мендель-основоположник генетики. Объект исследований Г. Менделя – горох. Чистая линия – это потомство от самоопыляющегося растения. | 1.Учащиеся внимательно слушают учителя
2.Учащиеся смотрят видео и формулируют тему урока «Генетика как наука. Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем». 3.Учащиеся формулируют задачи урока. Учитель дополняет ответы учащихся.
4.Учащиеся составляют рассказ-предположение по ключевым словам. |
Коммуникативные (участие в поисковой беседе с учителем)
Коммуникативные (умение слушать и вступать в диалог) Регулятивные (умение определять тему и задачи урока)
Познавательные (умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания) |
3 | Усвоение новых знаний (Стадия осмысления) |
Поисковая беседа
Поисковая беседа
Фронтальная работа
Прием «мудрые совы» Групповая работа
Поисковая беседа
Объяснение
Видеосюжет «Пересаживание Мандрагоры»
Практическая работа по инструктив-ной карточке (физкультми-нутка)
| 1.Уч-ль: Ребята, вы составили правильные предложения относительно генетики. Генетика-это наука о наследственности и изменчивости. Наследственность – это способность организмов передавать свои признаки потомству из поколения в поколение. Изменчивость – это способность организмов приобретать новые признаки. Г. Мендель – это ученый, изучавший генетику. Горох – это растение, на котором проводил свои исследования Г. Мендель. Г. Мендель – великий маг и волшебник, действительно является основоположником науки генетики. Он проводил гибридизацию то есть скрещивание. Скрещивание он проводил с растениями гороха. А что вы знаете о Г. Менделе? Сообщение учащегося (Гермиона): Грегор Мендель родился в небогатой крестьянской семье, с детства привык к крестьянскому труду, особенно полюбил пчеловодство и садоводство. После деревенской школы учился в гимназии в г. Опаве, а затем в философских классах в г. Оломеуц, где обучали не только философии, но и математике и физике. После того, как платить за учебу становится очень трудно, Грегор принимает монашество. В этот период он начал преподавать в городской школе. Его любимыми предметами были биология и математика. И с самого утра Г. Мендель трудился в маленьком монастырском садике и склонял свои колена не перед иконами, а перед грядками с горохом. Именно горох по многим показателям стал объектом его исследований. Уч-ль: Отлично, 10 баллов Гриффидору. Уч-ль: Ребята, а почему Г. Мендель выбрал для своих исследований именно горох? Может у него какие-то особенные внешние признаки? Уч-ся отвечают. Гермиона, снова ты? Давайте, дадим возможность ответить Когтеврану. Пож-та. Сообщение учащегося (Когтевран): 1)Горох имеет короткий период развития (можно получить несколько урожаев гороха за лето) и многочисленное потомство; 2)Горох имеет много альтернативных, то есть хорошо заметных признаков (окраска венчика: белая, красная; окраска семян: зеленые или желтые; форма семян: морщинистые или гладкие; окраска боба: желтые или зеленые и др.); 3)Горох является строгим самоопылителем, то есть полученное от него потомство – это чистые линии. Уч-ль: Всё верно. Когтевран получает 10 баллов. Значит, чистая линия – это потомство от самоопыляющегося растения. Уже в 19 веке великий маг и волшебник – Грегор Мендель предположил, что за каждый признак у растений гороха отвечает какой-то наследственный задаток (эти наследственные задатки позднее были названы генами). На основе многочисленных опытов Мендель пришел к выводу, что каждому признаку соответствуют два наследственных задатка или гена. Гены он обозначил маленькими и большими буквами латинского алфавита: A, B, C, D, a, b, c, d и др. Гены, обозначаемые большими буквами, характеризуют проявление какого-либо признака и называются доминантными, то есть проявляющимися. Доминантный – «проявляющийся» Гены, обозначаемые маленькими буквами, не проявляются, если находятся в паре с доминантным геном и называются рецессивными. Рецессивный – «подавляемый». Два гена, отвечающие за проявление одного признака, называются аллельными. Например: признак цвет семян растений гороха. Семена могут быть желтыми и зелеными. За цвет семян как за один признак отвечают два гена: один за желтый цвет. Обозначим его А. Другой за зеленый цвет – а. Вместе эти два гена называются аллельными, так как отвечают за проявление одного признака. А сочетания этих генов могут быть различны: АА Аа аа Давайте, определим, какого цвета будут семена гороха. Уч-ль: В верхнем записи две большие буквы, как называются такие гены? Уч-ся: доминантные. Уч-ль: Верно. Значит какой цвет будет у семян гороха в данном случае? Уч-ся: желтый Уч-ль: Во втором варианте записи аллельных генов, какие гены есть? Уч-ся: доминантный и рецессивный. Уч-ль: Верно. Какой цвет у семян? Уч-ся: желтый. Уч-ль: и наконец третий вариант записи представлен только рецессивными генами, значит каков цвет семян? Уч-ся: они зеленого цвета. Уч-ль: Верно. А сейчас, ребята, я раздам вам тексты, ваша задача – прочитать текст и выполнить задания после него (прием «мудрые совы») Текст: Г. Мендель – великий человек, его открытия, сделанные еще в 19 веке, используются в 21 веке. Его метод исследований – гибридологический применяется для создания новых сортов растений с полезными для нас свойствами. Прежде всего этот метод, он заключается в скрещивании то есть гибридизации растений с альтернативными признаками (противоположными, например, скрещивание растений с желтыми и зелеными семенами) и в последующем математическом подсчете растений с разными признаками. Введенная им генетическая символика используется сегодня всеми генетиками мира: для определения наследования всех признаков – от цвета глаз и волос до возможности проявления различных наследственных заболеваний. Для письменного обозначения скрещивания Мендель ввел следующие символы: Р (пэ) – родители Х – знак скрещивания G (же) - гаметы F1 (эф) – гибриды (потомство) первого поколения Женская особь Мужская особь Нельзя переоценить значение работ Грегора Менделя для развития генетики. Его имя проходит через века. Вопрос: В чем проявляется значимость работ Г. Менделя для будущей деятельности и жизни людей? Уч-ся: Да. Г.Мендель многое сделал для развития генетики. Сейчас его работы используются для создания сортов растений, что, безусловно, важно для развития человечества; для диагностики наследственных заболеваний и возможности их проявления с целью предотвращения их развития. Уч-ль. Молодцы, все верно. А Г. Мендель еще известен нам тем, что создал три закона наследственности и один из них мы сейчас рассмотрим. Напомните-ка, ребята, на каком растении проводил исследования Мендель? Уч-ся: на горохе Уч-ль: А какие по цвету могут быть семена гороха? Уч-ся: желтые и зеленые. Уч-ль: А как называются парные гены, отвечающие за проявление одного признака? Уч-ся: аллельными Уч-ль: Верно. Итак , Г. Мендель скрещивал растения гороха с желтыми и зелеными семенами. Используя его генетическую символику, этот процесс можно записать так: Р ♀ АА х ♂ аа В результате, мы должны получить гаметы, в каждую гамету поступает один ген из аллельной пары генов. Эту фразу запомните, она вам пригодится не раз. Запишем: G А а Нам нужно каждую женскую гамету соединить с мужской, в результате мы получаем такое потомство. Р Аа Какого цвета будут семена этого растения? Уч-ся: желтый. Уч-ль: верно, то есть все особи первого поколения несут признак одного из родителей. Грегор Мендель сформулировал закон так: При скрещивании особей, отличающихся по одной паре альтернативных признаков, в первом поколении всё потомство будет нести признак одного из родителей, то есть по этому признаку будет единообразным. Поэтому этот закон получил название: Закон единообразия гибридов первого поколения. А скрещивание особей, отличающихся по одной паре альтернативных признаков, было названо моногибридным. Уч-ль: Ребята, мы сейчас с вами много говорим о генетике. Но какое исследование может быть без практики? Поэтому сейчас мы посмотрим небольшой сюжет, как старшекурсники пересаживают растения очень опасные. Ребята, любое растение, когда его вынимают из земли, а еще хуже срывают без причины, плачет. Этот плачь слышится как стон и негативно влияет на слуховую систему, поэтому пересаживают мандрагору старшекурсники в наушниках. Работа старшекурсников будет сходна с нашей, смотрим видео. Ребята, а мы сегодня будем работать с семенами гороха. Посмотрите, они проросли, коснитесь семени, дотроньтесь до него рукой, передайте семени часть своей энергии, часть своего тепла, ведь каждом семени заключена необыкновенная жизненная сила. А потом дайте ему коснуться земли, из него вырастет замечательное растение, которое будет радовать вас и ваших близких. Ребята, работать будем по инструктивной карточке на слайде. Инструктивная карточка 1.Возьмите стаканчик с землей и палочку 2.Сделайте палочкой углубление в стаканчике 3.Поместите в углубление семя с горохом и присыпьте землёй 4. Отодвиньте подальше от края стаканчик с вашим будущим растением. Уч-ль: Хорошо, вы справились с заданием. И теперь нам останется подождать, какого цвета венчики и форма семени будут у наших растений. Пусть это будет для вас Новогодним сюрпризом, а на последующих уроках, вы расскажете мне, какие растения гороха выросли у вас. А сейчас мы приступаем к изучению магических существ. И самое время открыть ваши волшебные книжки. | 1.Учащиеся слушают учителя и отвечают на поставленные вопросы.
2.Учащиеся слушают сообщение ученика
3.Учащиеся слушают учителя и отвечают на поставленные вопросы.
4.Учащиеся слушают сообщение ученика.
5.Учащиеся слушают учителя и отвечают на поставленные вопросы.
6.Учащиеся читают текст и выполняют задание после текста.
7.Учащиеся отвечают на вопрос по предложенному тексту.
8.Учащиеся слушают учителя и отвечают на поставленные вопросы.
9.Учащиеся выполняют задание по пересаживанию гороха по инструктивной карточке. (физкультминутка)
| Коммуникативные (умение слушать других людей и высказывать своё мнение)
Познавательные (умение делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания)
Коммуникативные (умение слушать учителя)
Познавательные (умение добывать новые знания)
Коммуникативные (умение слушать учителя и участвовать в поисковой беседе)
Коммуникативные (умение слушать учителя и высказывать свое мнение)
Коммуникативные (умение доходчиво и понятно высказывать свою мысль)
Коммуникативные (формирование умения самостоятельно организовывать учебное действие при работе в группе) Познавательные (формирование умения ориентироваться в тексте, находить нужную информацию)
Личностные (личностная позиция по данному вопросу)
Коммуникативные (участие в поисковой беседе с учителем)
Коммуникативные (умение слушать учителя и сотрудничать в поисковой беседе с ним)
Личностные (бережное отношение к природе как личностная позиция) Регулятивные (умение осуществлять действие по плану и оценивать результат) Предметные (умение выполнять работу по инструктивной карточке)
Коммуникативные (умение сотрудничать с учителем) |
4 | Обобщение и системати-зация знаний |
Презентация
| Уч-ль: Знакомьтесь, гиппогрифы! Туловище, задние ноги и хвост коня, передние лапы, крылья и голова орлиные, сильный, стального цвета клюв и огромные, блестящие как апельсины, глаза. Кто хочет с ними познакомиться и выполнить первое упражнение? 1)Чистокровный гиппогриф бело-серого цвета Клювокрыл (А) встретил Орлицу – гиппогрифа рыжего цвета (а). Подскажите, как будет выглядеть потомство. Уч-ся выходит к доске, решает задачу. Р ♀ АА х ♂ аа G А а F1 Аа Всё потомство будет бело-серого цвета. 2) Определите генотипы родителей Окапи (Аа), если за формирование полос отвечает ген А. Рассмотрите все возможные варианты. 1)Р ♀ АА х ♂ аа G А а F Аа 2) Р ♀ Аа х ♂ аа G А а а F Аа аа 3) У Мары с серым цветом шерсти (а) и мары с коричневым цветом шерсти (А), родились все дети с коричневым цветом шерсти. Определите генотипы родителей. Р ♀ АА х ♂ аа G А а F Аа Уч-ль: молодцы, вы хорошо разобрались в этих заданиях, поэтому мы приступаем к следующему уроку – к практической магии. Уч-ль: Сейчас каждый факультет получит конверт, в котором находятся отдельные фрагменты фотографии интереснейшего животного. Собрав пазл, с обратной стороны, вы увидите вопрос, на который вам необходимо дать ответ. Какой факультет первым выполнит задание, поднимает руку. Вопросы: 1)Зачем нужно изучать генетику? 2)Какой ученый проводил исследования на горохе? Что он сделал для развития генетики? 3)Почему Г. Мендель выбрал для своих исследований горох? 4)Что означают основные генетические понятия: генетика, наследственность, изменчивость, чистая линия? Уч-ль: Спасибо, ребята. Таким образом, мы сегодня узнали, что: 1)Генетика – это наука о наследственности и изменчивости. Изучение генетики необходимо для создания новых сортов растений и пород животных, для диагностики генетических заболеваний. 2)Г.Мендель – ученый, узучавший закономерности наследования признаков; вывел три закона наследственности, создал гибридологический метод и генетическую символику. Свои исследования Г. Мендель проводил на горохе. 3)Зная генетическую символику, используя закон единообразия гибридов первого поколения, можно решать задачи и определять генотипы родителей и потомства в зависимости от условия задачи. |
1.Учащиеся решают задачу.
Учащиеся составляют пазл и отвечают на полученный вопрос
| Познавательные (выполнение заданий) Регулятивные (проверка прочности усвоения новых знаний) Коммуникативные (умение слушать мнения других учащихся и высказывать свое)
Познавательные (умение анализировать и делать выводы) Коммуникативные (умение работать в группе) |
5 | Подведе-ние итогов урока | Презентация | 1.Учитель выставляет учащимся отметки за работу на уроке. | 1.Учащиеся слушают учителя и участвуют в оценивании | Регулятивные (умение оценивать себя, свою работу с использованием критериев оценки) |
6 | Домашнее задание | Презентация | 1.Учитель сообщает о домашнем задании: -параграф 9, написать синквейн, выбрав любое понятие из рассмотренной темы. | 1.Учащиеся записывают домашнее задание. | Коммуникативные (умение слушать учителя) |
7 | Рефлексия | Презентация | Ребята, а теперь напишите мне телеграмму, ответив в ней на три вопроса: 1.Что вы усвоили из новой темы? 2.Что вам было непонятно? 3.Напишите о своих впечатлениях по уроку. | Регулятивные (умение осознанно оценивать усвоение нового материала и выявлять возможные пробелы в понимании) |
Приложение к плану-конспекту урока «Генетика как наука. Закономерности наследования признаков, установленные Г.Менделем»
Перечень используемых на данном уроке ЭОР
Таблица 2
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Фрагмент фильма «Гарри Поттер и тайная комната» | Интернет | Видеосюжет | ___ |
2 | Презентация по теме «Генетика как наука. Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем» | Интернет | Презентация | ___ |
3 | Видеосюжет «О чем мы будем сегодня на уроке говорить?» | Видеосюжет создан учащимися | Видеосюжет | ___ |
20
Марина Александровна Акопян