12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
olegalexandrovitch2011@yandex.ru16

Закономерности поведения и способы его изменения с точки зрения сравнительной психологии.

Ключевые слова: поведение, коррекция, условный рефлекс.

Одной из наиболее актуальных проблем в педагогической деятельности, осуществляемой с подростками – это коррекция поведения.

В связи с особенностями возрастной физиологии человека в подростковом возрасте, повышенный уровень гормонов и не оконченное формирование отделов коры больших полушарий головного мозга отвечающих за критическое мышление, подросток испытывает трудности с осознанным контролем поведения. Зачастую перечисленные факторы ведут к пренебрежительному отношению подростком к таким правилам как требования безопасности, риторике провоцирующей конфликты и другое поведение затрудняющее образовательный процесс. Поскольку факторы риска не лежат в области сознательной деятельности, автор принял решение рассмотреть подходы в практике коррекции поведения не опосредованной сознанием, с точки зрения сравнительной психологии.

Целью данной статьи является анализ исторического опыта исследований в сфере изучения поведения и способов его коррекции с точки зрения сравнительной психологии.

Одним из первых исследователей в анализируемой нами области науки был великий русский физиолог И.П. Павлов. Главным его научным открытием было открытие и описание такого явления, как условный рефлекс. Суть его эксперимента была в следующем: собаку помещали в «башню молчания», то есть собаку помещали в бокс и фиксировали на специальном станке, лишая возможности двигаться и создавали условия сенсорной депривации, после чего в указанных условиях он соединял нейтральный раздражитель с чем-то положительным для собаки. Одновременно с включением света или звуковым сигналом собаке давали лакомство. После нескольких повторений у собаки слюна начинала выделяться при воспроизведении нейтрального стимула, то есть звукового сигнала или включении лампочки. Таким образом, у собаки создавалась положительная ассоциация с нейтральным стимулом.

Угасание условного рефлекса достигалось формированием негативной ассоциации, то есть лакомство, во время воспроизведения нейтрального стимула, заменялось ударом электрического тока небольшого напряжения. Применение такого опыта быстро приводило к угасанию сформированного условного рефлекса.

Резюмируем: И.П. Павлов проводил опыты на собаках, в ходе которых открыл образование условного рефлекса. Он создавал положительные ассоциации, соединяя нейтральный раздражитель с приятным для собаки стимулом, и отрицательные ассоциации, используя неприятные стимулы. Павлов называл эти два типа воздействия положительным и отрицательным подкреплением соответственно.

Важно отметить, что в этом процессе собака является лишь сторонним наблюдателем, а реагирует непосредственно нервная система.

Почти одновременно с И.П. Павловым условные рефлексы изучал Б.Ф. Скиннер. Скиннер изучал «бихевиоризм» - поведение человека и животных в результате воздействия окружающей среды.

Одним из результатов исследований Б. Скиннера является так называемый «квадрат Скиннера» (Рис.1). Квадрат Скиннера определил применяемую им терминологию, характеризующую формы и характер воздействия на индивида. Тогда как Павлов применял термины «положительное подкрепление» и «отрицательное подкрепление», подразумевая в первом случае поощрение, а во втором наказание, Скиннер ввел понятие положительного и отрицательного подкрепления, и положительного и отрицательного наказания.


 

Рисунок 1. «Квадрат Скиннера»

t1708113406aa.jpg

Под положительным подкреплением Скиннер понимал добавление положительного подкрепления в случае воспроизведение акта желаемого поведения. Под отрицательным подкреплением он понимал удаление отрицательного, нежелательного негативного фактора воздействия на индивида. Под положительным наказанием Скиннер подразумевал добавление какого-либо негативного воздействия. Отрицательное наказание подразумевало удаление какого-либо положительного для индивида фактора.

Резюмируем: Скиннер разработал концепцию оперантного научения, которая заключается в использовании подкрепления и наказания для формирования желаемого поведения. Подкрепление может быть положительным (когда дается что-то приятное) или отрицательным (когда убирается что-то плохое), а наказание - положительным (когда добавляется что-то плохое) или отрицательным (когда лишается чего-то хорошего).

Основным отличием является то, что животные активно участвуют в процессе и учатся на последствиях своего поведения. Подкрепление закрепляет поведение, а наказание ведет к его угасанию.

Рефлексы связаны с внутренними процессами в организме, но нас больше интересует поведение, которое влияет на окружающий мир. Это поведение возникает при решении жизненных задач и имеет свои особенности. Последствия поведения могут влиять на вероятность его повторения.

Скиннер разграничил два типа условных рефлексов - S и R. Рефлексы типа S возникают только в ответ на воздействие какого-либо стимула, т.е. раздражителя. Рефлексы типа R зафиксированы в скиннеровском ящике, где животное сперва производит реакцию, а затем реакция подкрепляется. Скиннер говорил об ограниченности традиционной поведенческой формулы стимул-реакция, которая не учитывает влияния результатов реакции на последующее поведение. Оперантные реакции в скиннеровском понимании следует отличать от автоматических, чисто рефлекторных реакций, связанных с безусловными и условными рефлексами. Оперантная реакция — действие произвольное и целенаправленное. Согласно Скиннеру, оперантное обусловливание может применяться не только для контроля поведения других людей, но и для контроля собственного поведения. Самоконтроля можно добиться, создав условия для того, чтобы желательное поведение получало подкрепление.

В повседневной деятельности появляются ситуации, когда необходимо избавиться от определенных форм поведения индивидов: агрессии, нарушении техники безопасности, аморальное поведение и т.д. Карэн Прайор сформулировала 8 способов избавления от нежелательного поведения.

«Убить зверя». Это самый радикальный и эффективный способ избавиться от нежелательного поведения, но он также и самый жестокий. Он заключается в том, чтобы физически устранить источник поведения. Например, если у вас есть собака, которая постоянно лает, вы можете ее усыпить.

Наказание. Наказание - это еще один способ избавиться от нежелательного поведения, но он менее эффективен, чем «убить зверя». Наказание заключается в том, чтобы причинить субъекту боль или дискомфорт, когда он демонстрирует нежелательное поведение. Например, если ребенок бьет своего брата, вы можете шлепнуть его по руке.

Отрицательное подкрепление. Отрицательное подкрепление - это способ избавиться от нежелательного поведения, который заключается в том, чтобы убрать неприятный стимул, когда субъект демонстрирует желательное поведение. Например, если ребенок убирает свою комнату, вы можете дать ему конфету.

Угашение. Угашение - это способ избавиться от нежелательного поведения, который заключается в том, чтобы перестать реагировать на него. Например, если ребенок постоянно плачет, вы можете перестать обращать на него внимание.

Выработка несовместимого поведения. Выработка несовместимого поведения - это способ избавиться от нежелательного поведения, который заключается в том, чтобы научить субъекта другому поведению, которое несовместимо с нежелательным поведением. Например, если ребенок постоянно кусается, вы можете научить его целовать.

Добиться, чтобы данное поведение совершалось по сигналу. Этот способ избавиться от нежелательного поведения заключается в том, чтобы научить субъекта совершать нежелательное поведение только по сигналу. Например, если собака постоянно лает, вы можете научить ее лаять только тогда, когда вы ей это разрешаете.

«Формирование отсутствия». «Формирование отсутствия» - это способ избавиться от нежелательного поведения, который заключается в том, чтобы подкреплять любое поведение, кроме нежелательного поведения. Например, если ребенок постоянно кричит, вы можете подкреплять его, когда он говорит спокойно.

Смена мотивации. Смена мотивации - это самый эффективный способ избавиться от нежелательного поведения. Он заключается в том, чтобы изменить мотивацию субъекта, чтобы он больше не хотел демонстрировать нежелательное поведение. Например, если ребенок постоянно ворует, вы можете помочь ему найти работу, чтобы он мог зарабатывать деньги и покупать то, что ему нужно.

В данной статье были рассмотрены основные причины возникновения поведения индивидов и одна из концепций К. Прайор о способах коррекции поведения.


 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Павлов И. П. Полное собрание сочинений : (т. 1-6) /; Акад. наук СССР. - Изд. 2-е, доп. - Москва ; Ленинград : Изд-во, Акад. наук СССР, 1951-1952. - Т. 3, кн. 2: Т. 3. - 1951. - 438 с.

Прайор К., Не рычите на собаку! / О дрессировке животных и людей, М., Эксмо, 2024 г., - 288 с.

Скиннер Б.Ф. Поведение организмов / Скиннер Б.Ф.; Пер. с англ. А. В. Зуев. – М.: Оперант, 2016. – 368 с. 

Скиннер Б.Ф. О бихевиоризме / пер. с англ. И. В. Митрофанова. — М.: Эксмо, 2023. — 336 с.


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.