12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Хохлова Анна Леонидовна44
Россия, Брянская обл., Климовский район село Сачковичи

Тема: Овладение основами изобразительного языка рисунка

«Закономерности восприятии и построения формы»

План:

Понятие о пропорциях.

Общее понятие о строении формы и её конструкции.

Средства выявления формы.

Проблема форм в учебном рисунке.

Цели и задачи:

Приобрести знания о строении формы, о конструкции предметов.

Научиться различать отображать формы предметов по внешним признакам. Понимать конструкцию формы, её функцию, структуру.

Вопросы по лекции:

"Закономерности восприятия и построения формы"

1.Что такое «пропорции» и для чего необходимо определять в рисовании? Какой метод лежит в основе пропорции?

2.Как правильно осуществлять визирование пропорций предмета?

3.По каким внешним признакам различаются тела?

4.Зачем необходимо производить геометрический анализ формы предмета?

5.Какую роль в строении формы предмета играет его конструкция?

Что такое конструкция предмета?

6.По каким внешним признакам различаются видимые глазом тела?

7.Что такое «форма»? С чего следует начинать построение формы предметов в рисунке?

8.Какой метод помогает понять и отобразить характерные особенности объекта изображения?

9.Что необходимо изображать в рисунке для передачи объемной формы?

10.Есть ли каркас у круглых предметов?

11.Как классифицируются предметы по форме?

12. Что входит в понятие "конструктивный анализ модели"?

13.Каковы закономерности распределения света на форме?

14.Каковы особенности анализа сложной формы предметы на примере изображения бидона, вазы?

15.Что понимается под большой формой?

16.Как можно классифицировать простые формы предметов?

17.Какой метод позволяет лучше уяснить конструкцию, форму предметов?

18.Что помогает передать в рисунке светотень?

19.С помощью, каких приёмов можно в рисунке предать объём предметов?

20.Как изобразить трехмерную объемную форму на двухмерной плоскости листа бумаги?

21.Какие законы нужно знать, чтобы научиться видеть и понимать особенности строения формы?

Понятие о пропорциях

Пропорция определяет существенное художественное качество, характеризующее размеры предмета и его отдельных частей. Для того чтобы убедительно рисовать, необходимо определить, как соотносятся между собой разные формы по размеру. В основе пропорций лежит метод сравнения.

Метод определения пропорций

Существует известный метод определения пропорций, называемый способом визирования. Карандаш держат в пальцах на горизонтально вытянутой руке между глазом и натурой. Перемещая его вдоль осей и линий формы, отмечают, прищурив один глаз, искомые величины и «засекают» их на карандаше ногтем большого пальца.

Общее понятие о строении формы и её конструкции

В основе любой созданной природой или руками человека формы лежат элементарные геометрические тела.

Для передачи в рисунке объемной формы, нужно разобраться в конструкции предмета.

Конструкция – это структурная основа формы, костяк, каркас, связывающий взаиморасположенные в пространстве отдельные эле­менты и части в единый пластический объем.

Применяемый в рисунке метод «сквозной» прорисовки помогает лучше уяснить себе характерные особенности строения формы, ее конструкции.

По форме предметы можно классифицировать по трем признакам: граненые, круглые и комбинированные.

Чтобы грамотно и выразительно построить форму предмета, обратимся к понятию о конструктивных, узловых точках и линиях в натуре и их графическом изображении.

Принцип конструктивного анализа модели, структуры формы, взаимосвязи плоских, двумерных (длина и ширина) и трехмерных величин, лежащих в основе объема предмета, необходим для овладения мастерством рисовальщика.

Средства выявления формы

Линия в зависимости от назначения выполняет различные функции: вспомогательные; пространственные; плоскостные. Отсюда и разнообразный характер линий.

Штрих - это относительно короткие линии, с помощью которых в тоновом рисунке подчеркивают характер формы.

Светотень показывает степень освещенности поверхности предмета. Только с помощью светотени можно превратить плоский круг в объем шара.

Свет - поверхность, на которую падают прямые лучи.

Блик ­самое светлое пятно на плоскости.

Полутень появляется на плоскостях, освещенных косыми, скользящими лучами света.

Тень, или собственная тень, образуется на поверхностях, куда прямые лучи света не попадают.

Рефлекс - участок теневой поверхности, подсвеченный отраженными лучами света.

Границы тени, падающей на лежащее позади модели пространство или находящиеся рядом предметы, называется линией падающей тени.

Тон - воспроизведение в рисунках свойственных натуре свето­теневых градаций на объеме.

Закономерности восприятия и построения формы

Видимые глазом тела различаются по внешним признакам: форме, размеру, прозрачности, цвету и фактуре. Все предметы, созданные природой и человеком, имеют общий содержательный, признак - то или иное закономерное строение или конструкцию формы.

Понимание конструкции формы с точки зрения ее пространст­венной организации, материала, из которого она создана, ее функционального назначения особенно важно для художника­ исполнителя, потому что именно эта сторона видения и понимания пластической структуры формы необходима в его профессиональной работе.

Проблема формы в учебном рисунке

Под словом «форма» (от лат. forma) в изобразительном искусстве понимают наружный вид, внешнее очертание предмета.

Изображая предмет, художник, прежде всего, старается показать его форму. Итак, в чем же заключается проблема формы в учебном рисунке?

Во-первых, в том, чтобы научиться видеть и понимать особенности строения той или иной формы (замкнутого пространства) и, во-вторых, научиться изображать эту трехмерную форму на двухмерной плоскости листа бумаги.

Литература к лекции:

«Закономерности восприятии и построения формы»

Алёхин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школы. ­

М. :Просвещение 1984.

Бернштейн М.А. Проблемы учебного рисунка.-М;1940

Беда Г.В.Основы изобразительной грамоты. М; 1981.

Барщ А.О.Рисунок в средней худ. школе-М; 1963.

Кирцер Ю.М Рисунок и живопись. - М: Академия 1998.

Кузин В.С. Наброски и зарисовки.-М;1981.

Лаптев А.М. Рисунок пером.-М;1962.

Ростовцев Н.Н.Рисование с натуры-Л;1962.

Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок-М;1976.

Серов М.Г. Рисунок.-М; Прсвещение,1972

Соловьёва Б.А.Рисунок - Л; 1989.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.