Доклад на тему «Развитие восприятия цвета, формы и величины»
ДОКЛАД
на МО учителей на тему:
«Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей с интеллектуальными нарушениями»
Восприятие – это целостное отражение
предметов, ситуаций, явлений, возникающих при
непосредственном воздействии физических
раздражителей на рецепторные
поверхности органов чувств
(Маклаков А.Г.).
Чтобы правильно ориентироваться в окружающем мире, важно воспринимать не только каждый отдельный предмет (стол, цветок, радугу), но и ситуацию, комплекс каких-то предметов в целом (игровую комнату, картину, звучащую мелодию). Объединить отдельные свойства предметов и создать целостный образ помогает восприятие - процесс отражения человеком предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие даже какого-нибудь простого предмета очень сложный процесс, который включает работу сенсорных (чувствительных), двигательных и речевых механизмов.
Ребенок не рождается с готовым умением воспринимать окружающий мир, а учится этому. На протяжении детства ребенок все более точно начинает оценивать цвет и форму окружающих объектов, их вес, величину, температуру, свойства поверхности и др. Он учится воспринимать музыку, повторяя ее ритм, мелодический рисунок. Учится ориентироваться в пространстве и времени, в последовательности событий.
Форма, величина и цвет являются определяющими признаками предметов, учет которых помогает более полноценному их применению в жизни. Но, данные параметры не осознаются детьми с интеллектуальными нарушениями самостоятельно, они характеризуются недифференцированностью, узостью, значительным отставанием по срокам формирования, а значит, необходимо специальное коррекционное обучение.
Рассмотрим основные методические подходы, к формированию и закреплению у детей эталонных представлений о форме, величине и цвете предметов.
Форма определяется как внешнее очертание, наружный вид предмета. Среди множества фигур ребенок учится различать шесть основных форм — треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник, многоугольник — сначала по образцу, потом по эталону, который закрепляется в образе-представлении.
Название упражнения | Задание | Слайд |
1. Найти предмет указанной формы. | Ребенку предлагают назвать модели геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг (квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб). | 4 |
2. Из каких фигур состоит машина? | Дети должны определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д | 5 |
3. Коврик. | Ребенку предлагают рассмотреть коврик из геометрических фигур и набор составных частей этого коврика. Среди элементов этого набора следует найти ту часть, которой нет в коврике. | 6 |
4. Найди предмет такой же формы. | Дети выделяют форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. | 7 |
5. Какая фигура лишняя? | Ребенку предлагают различные наборы из четырех геометрических фигур. Например: три четырехугольника и один треугольник, три овала и один круг и др. Требуется определить лишнюю фигуру, объяснить принцип исключения и принцип группировки. | 8 |
6. Составь целое из частей. | Составить конструкцию из 2—3 геометрических фигур по образцу, по памяти, по описанию. | 9 |
Величина рассматривается как размер, объем, протяженность предмета, т.е. это те параметры, которые можно измерить.
Название упражнения | Задание | Слайд |
1. Сравни предметы по высоте. | Назвать предметы, определить их количество, выделить высокий, низкий; сравнить — что выше, что ниже. | 11 |
2. Палочки в ряд. | Выложить одновременно два ряда по 10 палочек разной длины: один по убывающей величине, другой по возрастающей. | 12 |
3. Самая длинная, самая короткая. | Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет. | 13 |
4. Пирамидки. | Собрать три пирамидки, кольца которых одновременно рассыпаны и перепутаны на столе. | 14 |
5. В какую коробку? | Распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти коробкам в зависимости от размера. | 15 |
6. Дальше — ближе | По рисунку с изображением леса дети определяют, какие деревья ближе, какие — дальше. | 16 |
Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины, прежде всего тем, что его не определишь тактильно, путем проб и ошибок, так как цвет обязательно нужно видеть. А это означает, что в основе восприятия цвета лежит зрительная ориентировка. Цвет определяется как световой фон чего-либо, окраска. Неточное распознавание цвета и цветовых оттенков, присущих объектам, снижает возможности познания детьми окружающего мира, обедняет их чувственную, эмоциональную основу.
Название упражнения | Задание | Слайд |
1. Какого цвета не стало? | Детям показывают несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один из флажков. Определить, какого цвета не стало. | 18 |
2. Собери гирлянду. | Педагог показывает элемент — образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Дети по памяти собирают гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом. | 19 |
3. Найди цветок для бабочке. | Детям показывается плакат с множеством цветов разного цвета и предлагается найти нужный цветок для бабочки. | 20 |
4. Раскрась так же. | Детям предлагается образец и необходимо раскрасить картинку по образцу. | 21 |
5. Что бывает такого цвета. | Педагог называет цвета, а дети должны его показать и назвать, что бывает такого же цвета. | 22 |
6. Подбери к картинке карандаши. | Детям предлагается картинка и цветные карандаши. Необходимо определить какими карандашами она нарисована. | 23 |
Таким образом, работа, направленная на развитие восприятия, имеет очень важное значение с детьми с интеллектуальными нарушениями. Без этого невозможно формировать ни память, ни мышление, ни воображение у ребёнка.
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
Слайд 22
Слайд 23
Слайд 24
Слайд 25
Слайд 26
Слайд 27
Слайд 28
Слайд 29
Слайд 30
Кияйкина Наталья Федоровна