Статья на тему «Современные формы и методы обучения для повышения мотивации на уроках ИЗО»
Современные формы и методы обучения для повышения мотивации на уроках ИЗО
Актуальность темы обусловлена значительным снижением мотивации к обучению рисованию среди учащихся среднего звена. Изобразительное искусство формирует эстетические качества школьников, расширяет и обогащает внутренний мир. В силу специфики предмет помогает ребятам почувствовать себя важными участниками урока, и это повышает их интерес к познавательной деятельности.
В среднем звене школы ученики часто сравнивают свои рисунки с рисунками других, более успешных одноклассников, и не всегда при этом получают удовлетворение. Негативные эмоции относительно собственных художественных способностей нередко приводят к отказу от рисования. Цель педагога – погрузить ученика в комфортные условия для проявления творческого начала. Высокая мотивация позволяет учащемуся развить чувство уверенности в своих силах и гордость в результате успеха; повысить самооценку; получить признание педагога и одноклассников и усовершенствовать творческие навыки.
Изобразительное искусство отличается от других предметов, и его содержание не должно сводиться к категории стандартного школьного урока. Существует немало форм занятий, среди которых можно выделить следующие:
-
урок в формате репортажа с виртуального путешествия на музейную выставку (здесь важной составляющей является предварительная подготовка по домашнему заданию, в ходе которой школьники могут дополнить мероприятие рисунками, фотографиями или музыкой);
-
урок в формате виртуального путешествия (сюда можно включить экскурсии вдоль архитектурных памятников, изучение известных скульптур, парковых зон и ландшафтов);
-
урок в формате панорамы (работа с репродукциями известных картин);
-
урок в формате викторины (в ходе данного занятия учащиеся объединяются в команды и отвечают на вопросы в области изобразительного искусства, музыки и литературы; в течение викторины ребята справляются с заданиями учителя и готовят свои вопросы);
-
урок в формате игры (на данном уроке учащиеся становятся дизайнерами, художниками, оформителями или представителями других творческих профессий);
-
урок-повторение, который может проходить в игровой форме, ( на данном уроке ученик может попробовать себя в роли учителя. )
-
интегрированный межпредметный урок. Тут могут работать учителя разных предметных областей. И даже ученики разных классов.
-
урок проект. Тут ребята могут попробовать реализовывать свои творческие идеи в коллективной работе под руководством учителя.
-
урок импровизация. Ученики могут попробовать комбинировать различные материалы и создавать картины в смешанной технике.
-
урок в формате конкурса (такое занятие направлено на проверку теоретических знаний и практических навыков, и проводится оно в виде опроса в игровой соревновательной форме);
-
уроки в формате познания (состоят в изучении новых терминов и техник исполнения);
-
урок в формате знакомства с разнообразными изобразительными техниками (сюда можно включить рисование восковыми карандашами вкупе с акварельными, набрызг, кляксографию, рисование нитями, солью и с помощью других материалов, которые помогают школьникам прочувствовать материал и проявить личную фантазию).
-
курс уроков по изобразительному искусству в в графических программах, например, ArtRage. На таких уроках, которые соединяют в себе задачи ИКТ и изо дети могут осваивать как саму программу, так и различные теоретические и практические темы и приемы по предмету изобразительное искусство. Кроме того, эти уроки удобно проводить в онлайн формате.
-
он-лайн уроки ИЗО. Такие занятия могут быть индивидуальными и групповым. Сейчас курсов рассчитанных на такой формат взаимодействия учителя и ученика становится все больше. Дети могут заниматься из дома и даже не пропускать уроки находясь в больнице. Рисуя в программах, ученики не нуждаются в большом количестве материалов, при этом осваивают возможности различных техник и материалов. Таких как масляная живопись, рисование пастелью, карандашом, маркером, виртуальной акварелью итд. Уроки организованные в онлайн формате могут посещать и при этом успешно осваивать учебный материал даже дети-инвалиды и дети с особенностями развития.
Поскольку в настоящее время нет недостатка в художественных материалах, то на уроках изобразительного искусства ребята учатся работать с гуашью, акварелью, фломастерами, тканью, картоном и даже пластилином. Разнообразие инструментов на занятиях ИЗО помогает расширить «поле» для детского творчества. При этом смена материалов, видов деятельности и форматов работы не даёт учащимся скучать и стимулирует их интерес к учебной дисциплине.
Среди современных методов обучения на уроках ИЗО можно выделить следующие:
-
активные (когда ученик и педагог выступают в качестве равноправных участников учебного процесса);
-
интерактивные (когда ученик взаимодействует не только с педагогом, но и с учеником).
Мной разработаны интегрированные межпредметные проекты направленные на то, чтобы повысить интерес школьников к урокам изобразительного искусства. Один из таких проектов: "Искусство теневого театра. Графика, силуэт.".
Я разработала такой курс как для младшей, так и для средней школы. Осваивая программу дети делают открытия, экспериментируют, фантазируют. В этой деятельности много сюрпризов и настоящего чуда как для детей разного возраста, так и для взрослых, поэтому к проекту с радостью подключаются учителя других предметных направлений, что в свою очередь делает результат еще интереснее и глубже.
Следует отметить важность интегрированного урока изобразительного искусства, поскольку через объединение знаний из различных учебных областей наиболее полно раскрывается потенциал смежных учебных дисциплин. При этом появляется дополнительная возможность решить учебные и воспитательные задачи. Также важно помнить о развитии познавательных навыков на уроках ИЗО через информационно-коммуникационные технологии. Грамотно подобранные технологии, яркие и качественные презентации, широкий выбор инструментов сделают занятия по изобразительному искусству интереснее. Кроме того, образовательный процесс принесёт больше удовольствия, если будет сопровождаться положительными эмоциями и внутренними побуждениями к освоению знаний.
Садварий Жанна Владиславовна