Занимательная биология и химия
Пояснительная записка
Разработчик: Перевозчикова Татьяна Александровна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Эколого-биологический центр» города Воткинска Удмуртской Республики.
Объединение «Занимательная биология и химия», направленность: естественнонаучная.
Возраст обучающихся: 13-17 лет.
Срок освоения программы: 1 год (базовый уровень).
Общее количество учебных часов по программе: 144 часа, 36 недель.
1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная биология и химия» Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Эколого-биологический центр города Воткинска Удмуртской республики (далее – программа) разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Удмуртской республики на основании Положения «О дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе педагога дополнительного образования Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Эколого-биологический центр» города Воткинска Удмуртской Республики».
Направленность программы естественнонаучная.
Актуальность программы в том что в школах низкий уровень материально-технической базы кабинетов химии и биологии не позволяет в полном объеме реализовать требования к освоению ООО ООП; сокращение количества часов учебного плана в среднем звене по биологии; высокая степень заинтересованности обучающихся в изучении практической биологии и химии, содержание курса позволяет обучающему любого уровня включиться в учебно-познавательный процесс и на любом этапе деятельности.
Новизна, отличительная особенность программы Отличительные особенности программы: программа «занимательная биология и химия» рассчитана на обучающихся 13-17 лет. Любая научная область становится не только интересной, но и запоминаемой, если ее можно наглядно продемонстрировать с помощью различных опытов и экспериментов. На занятиях данного курса обучающиеся смогут окунуться в увлекательный мир биологии и химии и расширить свои знания об окружающем нас мире. Теоретическое введение позволит узнать что-то новое, а эксперимент поможет проверить теорию на практике. Программа будет интересен тем обучающимся, которые любят не только слушать, но и делать своими руками.
Педагогическая целесообразность. Программа способствует формированию духовно-нравственных качеств личности обучающихся, развитию чувства патриотизма, заботы о природе родного края, повышению культуры участия в благотворительной деятельности, решению социальных проблем местного сообщества и как следствие – всестороннему развитию личности, профессиональной ориентации.
Ориентация программы на социальный заказ
Программа составлена с учетом интересов и запросов учащихся и их родителей, так как «Занимательная биология и химия» является прекрасной школой самостоятельности, самоорганизации и самообслуживания, преодоления трудностей, умения работать и общаться в коллективе сверстников. Программа даёт возможность обучающимся выбрать профиль обучения, пополнить знания о профессиях, расширить знания предмета химии и биологии, необходимые для получения дальнейшего образования.
Адресат программы: программа адресована учащимся от 13 до 17 лет. 80
Каждый этап является самостоятельным, в связи с чем обучающийся может закончить образование на любом из них. Допускается приём учащихся, занимавшихся ранее по аналогичным программам или успешно прошедших собеседование.
Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как биология, химия, окружающий мир, география, основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура, биология.
Численный состав объединения в соответствии с «Положением о детских образовательных объединениях МАУДО ЭБЦ города Воткинска» 10-15 чел.
Возрастные особенности обучающихся 13-17 лет: Дети 13-17 лет (учащиеся 7-10 классов) находятся в переходном возрасте. Возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости. В это время характерны усиление независимости детей от взрослых, негативизм – стремление противостоять, не поддаваться любым влияниям, предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Все то, к чему подросток привык с детства, – семья, школа, сверстники, – подвергается оценке и переоценке, обретает новое значение и смысл.
В связи с началом этапа полового созревания изменения происходят в познавательной сфере подростка: замедляется темп их деятельности, на выполнение определенной работы теперь обучающемуся требуется больше времени.
Дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется. Это является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях. В этот период детям свойственна повышенная активность, стремление к деятельности, происходит уточнение границ и сфер интересов, увлечений. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни.
Практическая значимость: важным аспектом данной программы является постоянное участие обучающихся объединения в олимпиадах по биологии и химии, исследовательских и проектных работах, муниципального, республиканского и российского уровня, походах, где участники могут найти новых друзей, проявить свои способности, реализовать идеи, заработать популярность среди сверстников.
Объём и срок освоения программы. Общее количество учебных часов, необходимых для успешного освоения программы – 144 часа: 36 недель по 4 часа в неделю в течение 9 месяцев. Что позволяет ребенку в течение года определить свои наклонности при освоении данной программы, педагогу оценить возможности обучающегося, и способствовать выявлению одаренности ребенка, и рекомендовать, как обучающемуся, так и родителям (лицам их замещающим) продолжение обучения в учреждении в соответствии с потребностями обучающегося.
Количество занятий и темы занятий в разделах можно регулировать, увеличивать или сокращать, заменять равноценными, более полно раскрывающими содержание программы, учитывая уровень группы и индивидуальные особенности, запросы обучающихся и их родителей.
В календарном учебном графике разделы, темы занятий программы могут меняться местами с учетом погодных условий или на усмотрение педагога.
Формы обучения: Формы обучения: очная форма с элементами дистанционного и электронного обучения. Дистанционное обучение проводится через размещение учебных материалов на сайте, рассылку заданий для самостоятельной работы через электронную почту, прием и проверку отчетов по ним.
Формы организации занятий: групповая, индивидуально-групповая, индивидуальная. В программе предусмотрена возможность обучения по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой программы, а также построение индивидуальной образовательной траектории через вариативность материала, предоставление заданий различной сложности.
При участии в мероприятиях (экскурсии, конкурсы и т.п.) группой не в полном составе, не участвующие обучающиеся получают задания для самостоятельного изучения, с последующим контролем результатов работы.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный (воспроизведение), частично-поисковый (эвристический).
Виды занятий. Программа предусматривает теоретические и практические занятия. Первые проводятся в виде бесед, лекций, презентаций, видео уроков. Практические занятия проводятся как в помещении – тематические игры, практическая отработка навыков в практической и исследовательской деятельности, опыты и эксперименты, экскурсии и др.; так и на природе: экскурсии в лес и др.
Режим занятий. Режим и продолжительность учебного часа, время на отдых между занятиями определяются действующими санитарными правилами и нормами СанПиН с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха, возрастных особенностей обучающихся, а также с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).
Программа реализуется в течение всего учебного года, включая каникулярное время. Часовая нагрузка в неделю – 4 академических часа (2 занятия по 2 часа с перерывом). Практические занятия можно проводить как на местности, так и в помещении, в зависимости от темы занятия, времени года. При необходимости (форс-мажорных обстоятельствах) возможно вынесение части занятий на дистанционное обучение.
Структура программы. Программа состоит из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. В программе предусмотрена возможность обучения по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой программы, а также построение индивидуальной образовательной траектории через вариативность материала, предоставление заданий различной сложности.
2. Цели и задачи программы
Цель программы: содействие процессу развития личности обучающегося через овладение компетенциями исследовательской деятельности в процессе занятий практической химией и биологией.
Задачи:
формирование представлений о современных методах практической работы с биологическими объектами и химическими реактивами;
-формирование навыков работы в химической и биологической лаборатории, применении их на практике;
-формирование навыков учебно-исследовательской деятельности;
-формирование устойчивого познавательного интереса обучающихся;
-развитие творческого подхода у обучающихся к решению поставленных задач;
-развитие мышления и когнитивных способностей у обучающихся;
-формирование общекультурных компетенций личности обучающегося;
-создание благоприятного психологического климата в коллективе;
-создание условий для развития творческих способностей, умения работать в группе.
3. Содержание программы
Учебный план (таблица 1)
Таблица 1
Учебный план «Химия»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов | Формы аттестации (контроля) | |
Теория | Практика | ||||
1. | Введение | 2 | 2 | ||
2. | Теоретические аспекты ОВР (электроотрицательность степень окисления, окислитель, восстановитель, окисление, восстановление.) | 2 | 2 | Тестирование | |
3. | Классификация ОВР | 2 | 2 | ||
4. | Упражнения по определению типа ОВР | 2 | 2 | ||
5. | Методы составления уравнений ОВР. Метод электронного баланса. | 2 | 2 | ||
6. | Упражнение по составлению ОВР методом электронного баланса | 2 | 2 | ||
7. | Методы составления уравнений ОВР. Метод полуреакций или электронно-ионного обмена: (кислая, щелочная, нейтральная среды) | 2 | 2 | ||
8. | Биологическое значение ОВР. ОВР в живых организмах. | 2 | 2 | ||
9. | Роль ОВР в технике. Оксидиметрия. | 2 | 2 | ||
10. | Реакции с участием соединений марганца. а) реакции в кислой среде; б) реакции в нейтральной среде; в) реакции в щелочной среде | 6 | 2 | 4 | Отчет о практической работе |
11. | Применение перманганата калия в химическом анализе. | 4 | 4 | Отчет о практической работе | |
12. | Реакции с участием соединений хрома. а) реакции в кислой среде; б) реакции в нейтральной среде; в) реакции в щелочной среде. | 6 | 2 | 4 | Отчет о практической работе |
13. | Применение соединений хрома в химическом анализе. | 2 | 2 | Отчет о практической работе | |
14. | Окислительно- восстановительные свойства пероксида водорода в различных средах. | 4 | 2 | 2 | Отчет о практической работе |
15. | Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. | 6 | 2 | 4 | Отчет о практической работе |
16. | Окислительно- восстановительные свойства соединений серы. Оксид серы (IV) | 2 | 1 | 1 | Отчет о практической работе |
17. | Соединения азота (III), азотистая кислота, нитриты | 2 | 1 | 1 | Отчет о практической работе |
18. | Окислительные свойства азотной кислоты | 6 | 2 | 4 | Отчет о практической работе |
19. | ОВР с участием неорганических веществ | 2 | 2 | ||
20. | Практикум | 2 | 2 | Отчет о практической работе | |
21. | Электролиз. Электролиз растворов и расплавов электролитов как окислительно- восстановительный процесс | 4 | 4 | ||
22. | Решение задач по теме «Электролиз» | 2 | 2 | ||
23. | Гальванический элемент. Ряд стандартных электродных потенциалов | 2 | 2 | ||
24. | «Удивительный мир Red- Оx.» | 2 | 2 | Отчет о практической работе | |
ИТОГО: | 72 | 35 | 37 |
Учебный план модуля «Биология»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов | Формы аттестации (контроля) | |
Теория | Практика | ||||
1. | Гистология наука о тканях. Место гистологии. Методы гистологических исследований. | 6 | 4 | 2 | |
2. | Классификация тканей | 4 | 2 | 2 | |
3. | Эпителиальные ткани | 4 | 2 | 2 | |
4. | Ткани внутренней среды. Классификации. | 4 | 2 | 2 | |
5. | Мышечные ткани. Классификация. | 4 | 2 | 2 | |
6. | Нервные ткани. Классификация. | 4 | 2 | 2 | |
7. | Оплодотворение. Дробление. | 4 | 2 | 2 | |
8. | Лабораторная работа № 1 Кубический эпителий канальцев почки кролика. Трахея собаки. Подошва лапки крысы. Толстая кожа. Кожа с волосом человека. | 4 | 4 | Отчет по лабораторной работе | |
9. | Лабораторная работа № 2 Тонкая кишка собаки .Роговица глаза собаки. Мочевой пузырь кошки. Типы мышечных тканей у позвоночных и беспозвоночных животных | 4 | 4 | Отчет по лабораторной работе | |
10 | Лабораторная работа № 3 Поперечнополосатая мышечная ткань языка кролика. Стенка сердца коровы. Эндокард и миокард. Волокна Пуркинье | 4 | 4 | Отчет по лабораторной работе | |
11 | Лабораторная работа № 4 Стенка сердца коровы. Эпикард и миокард. | 4 | 4 | Отчет по лабораторной работе | |
12 | Лабораторная работа № 5 Мазок крови человека. Гиалиновая хрящевая ткань. Ребро щенка. Эластический хрящ. Ушная раковина свиньи. | 4 | 4 | Отчет по лабораторной работе | |
13 | Лабораторная работа № 6 Рыхлая волокнистая неоформленная соединительная ткань. Плотная волокнистая оформленная соединительная ткань. | 4 | 4 | Отчет по лабораторной работе | |
14 | Лабораторная работа № 7 Спинной мозг собаки. Нервные клетки. Мозжечок собаки. Вкусовые луковицы в листовидных сосочках языка кролика. | 4 | 4 | Отчет по лабораторной работе | |
15 | Лабораторная работа № 8 Миелиновые нервные волокна. Нерв лягушки Кора головного мозга крысы. Кора головного мозга крысы. | 4 | 4 | Отчет по лабораторной работе | |
16 | Лабораторная работа № 9 Ланцетник: тотальный препарат | 4 | 4 | Отчет по лабораторной работе | |
17 | Лабораторная работа № 10 Поперечный срез ланцетника в области жаберного отдела. Поперечный срез ланцетника в области кишечника. | 4 | 4 | Отчет по лабораторной работе | |
18 | Обобщающее зачетное занятие | 2 | 2 | Итоговое задание «Узнай микропрепарат» | |
ИТОГО: | 72 | 16 | 56 |
Содержание учебного плана по модулю «Химия»
Теория: Введение. Правила поведения. Техника безопасности. Знакомство с объединением.
Теория: Теоретические аспекты ОВР (повторение и обобщение изученного в обязательном курсе химии). Электроотрицательность, степень окисления, окислитель-восстановитель, окисление- восстановление.
3. Теория: Классификация ОВР: межмолекулярного окисления-восстановления; внутримолекулярного окисления-восстановления; диспропорционирования.
Практика: Выполнение упражнений по определению типа ОВР
Теория: Методы составления уравнений ОВР. Метод электронного баланса (повторение изученного),
Практика: упражнения по составлению ОВР методом электронного баланса.
Теория: Методы составления уравнений ОВР методом полуреакций или электронно-ионного обмена в различных средах: в кислой среде, в щелочной среде, в нейтральной среде.
Теория: Биологическое значение ОВР. ОВР в живых организмах. Роль ОВР в технике. Оксидиметрия
Теория: Реакции производных марганца в различных средах: реакции в кислой среде, реакции в нейтральной среде, реакции в щелочной среде. Применение перманганата калия в химическом анализе
Теория: Реакции производных хрома в различных средах: а)реакции в кислой среде, б)реакции в нейтральной среде, в) реакции в щелочной среде.
Практика: Практическая работа.
Практика: Применение перманганата калия в химическом анализе.
Теория: Реакции с участием соединений хрома. А) реакции в кислой среде б) реакции в нейтральной среде в) реакции в щелочной среде.
Практика: Практическая работа.
Практика: Применение соединений хрома в химическом анализе.
Теория: Окислительно-восстановительные свойства пероксида водорода в различных средах.
Практика: Практическая работа.
Теория: Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.
Практика: Практическая работа.
Теория: Окислительно-восстановительные свойства соединений серы. Оксид серы (IV)
Практика: Практическая работа.
Теория: Соединение азота (III), азотистая кислота, нитриты.
Практика: Практическая работа.
Теория: Окислительные свойства азотной кислоты.
Практика: Практическая работа.
Теория: ОВР с участием органических веществ: алкенов, алкинов, аренов, спиртов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, углеводов.
Практика: Практикум. Решение задач различных типов и уровней трудности на протекание ОВР с участием органических веществ.
Теория: Электролиз: Электролиз растворов и расплавов электролитов как окислительно- восстановительный процесс.
Практика: Решение задач различных типов и уровней трудности на электролиз
Теория: Гальванический элемент. Ряд стандартных электродных потенциалов.
Практика: «Удивительный мир Red-Ox.»
Содержание учебного плана по модулю «Биология»
Теория: Гистология - наука о тканях. Гистология - наука о тканях, ее предмет, цели и задачи. Место гистологии среди биологических дисциплин и ее взаимосвязь с другими науками. Методы гистологических исследований. Определение понятия "ткань". Общие принципы организации тканей.
Практика: Работа с таблицами, зарисовка.
Теория: Классификация тканей. Эпителиальные ткани. Ткани внутренней среды. Мышечные ткани. Нервная ткань.
Практика: Работа с таблицами, зарисовка.
Теория: Эпителиальные ткани. Общая характеристика эпителиальных тканей. Классификации эпителиальных тканей (морфологическая, функциональная и онто-филогенетическая). Типы клеточных контактов в эпителиальной ткани. Базальная пластинка. Покровный эпителий. Процессы ороговения покровного эпителия. Ресничный эпителий.
Практика: Работа с таблицами, зарисовка.
Теория: Ткани внутренней среды. Классификация тканей внутренней среды. Их общая характеристика, особенности происхождения, строения и функции. Кровь и лимфа. Их состав, функции. Плазма и форменные элементы крови и лимфы. Клетки крови: эритроциты, лейкоциты, их функции. Лейкоцитарная формула, ее клиническое значение и изменение при различных состояниях организма. Собственно соединительная ткань. Морфо-функциональная характеристика и происхождение клеток рыхлой соединительной ткани. Кровь и рыхлая соединительная ткань как единая система. Плотная соединительная ткань коллагенового (сухожилия, фасции, дерма) и эластического (связки, эластические мембраны) типа. Их строение, функция и развитие.
Практика: Работа с таблицами, зарисовка.
Теория: Мышечные ткани. Классификация, морфо-функциональная характеристика и гистогенез различных видов мышечной ткани: гладкой, сердечной и соматической поперечно-полосатой.
Практика: Работа с таблицами, зарисовка.
Теория: Нервная ткань. Отростки нервных клеток: дендриты и аксоны. Строение мякотных и безмякотных нервных волокон, их функциональные особенности. Контакты между нейронами - синапсы. Нервно-мышечный синапс. Нейроглия, ее виды, строение и функции.
Практика: Работа с таблицами, зарисовка.
Теория: Оплодотворение. Дробление. Гаструляция. Сравнительный обзор процессов дробления, гаструляции, нейруляции. Детерминация зачатков органов и дифференциация клеток и тканей. Развитие производных эктодермы. Развитие производных энтодермы. Развитие производных мезодермы. Развитие ланцетника. Экспериментальное исследование ранних стадий развития.
Практика: Работа с таблицами, зарисовка.
Практика: Лабораторная работа № 1 Кубический эпителий канальцев почки кролика. Трахея собаки. Подошва лапки крысы. Толстая кожа. Кожа с волосом человека.
Практика: Лабораторная работа № 2 Тонкая кишка собаки .Роговица глаза собаки.
Мочевой пузырь кошки. Типы мышечных тканей у позвоночных и беспозвоночных
Животных.
Практика: Лабораторная работа № 3 Поперечнополосатая мышечная ткань языка кролика Стенка сердца коровы. Эндокард и миокард. Волокна Пуркинье.
Практика: Лабораторная работа № 4 Стенка сердца коровы. Эпикард и миокард.
12. Практика: Лабораторная работа № 5 Мазок крови человека. Ушная раковина свиньи
Гиалиновая хрящевая ткань. Ребро щенка. Эластический хрящ.
13.Практика: Лабораторная работа № 6 Рыхлая волокнистая неоформленная соединительная ткань. Плотная волокнистая оформленная соединительная ткань.
14. Практика: Лабораторная работа № 7 Спинной мозг собаки.
Нервные клетки. Мозжечок собаки. Вкусовые луковицы в листовидных сосочках языка кролика.
15. Практика: Лабораторная работа № 8 Миелиновые нервные волокна. Нерв лягушки Кора головного мозга крысы. Кора головного мозга крысы.
16. Практика: Лабораторная работа № 9 Ланцетник: тотальный препарат.
17. Практика: Лабораторная работа № 10 Поперечный срез ланцетника в области жаберного отдела. Поперечный срез ланцетника в области кишечника.
18. Практика: Обобщающее зачетное занятие.
4. Планируемые результаты программы
Личностными результатами являются формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности. Изучение биологии и химии обуславливает достижение следующих результатов личностного развития: сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения являются: 1) овладение составляющими практической деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; 2) умения работать с разными источниками, находить информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; 3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; 4) умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Приобретут предметные знания а) об окислителе, восстановителе, окислительно-восстановительных реакциях; б) об основных окислителях и восстановителях; в) о классификации окислительно-восстановительных реакций; г) об особенностях протекания ОВР для соединений марганца, серы, азота, хрома в различных условиях; д) об особенностях ОВР для органических соединений; е) об электролизе, стандартном электродном потенциале, скачке потенциала, гальваническом элементе, принципе работы гальванического элемента. - вырабатывают предметные умения по химии: а) составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций с использованием метода электронного баланса, метода электронно-ионного баланса; б) объяснять особенности протекания ОВР для соединений марганца, серы, азота, хрома в различных условиях; в) определять степени окисления в органических соединениях; г) составлять уравнения ОВР для органических соединений; д) составлять уравнения электролиза для растворов и расплавов электролитов как окислительно-восстановительного процесса; е) пользоваться рядом стандартных электродных потенциалов; ж) объяснять принцип работы гальванического элемента; з) решать задачи различных типов и уровней трудности с использованием уравнений ОВР.
5. Комплекс организационно-педагогических условий реализации Программы
Календарный учебный график (тематический план) (таблица 2)
Таблица 2
Сроки реализации по годам освоения программы | I полугодие | II полугодие | Всего учебных недель | |||||
Начало учебного года | 16 недель | 20 недель | ||||||
1 год | 1-ый учебный день учебного года | У | А | У | А, ИА | 36 |
Условные обозначения:
У – учебные занятия по расписанию
А – аттестация (текущая, промежуточная)
ИА – итоговая аттестация
Кадровое обеспечение:
высокий уровень квалификации и педмастерства педагога; • личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса; • владение современными педтехнологиями, обеспечивающими познавательную активность учащихся; • умение правильного подбора методов обучения соответственно целям и содержанию занятия и эффективности их применения; • умение оптимального сочетания форм обучения: индивидуальной, парной, групповой.
Санитарно-гигиенические условия: Режим работы МАУДО ЭБЦ в соответствии с СанПиНом 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», локальными актами Учреждения.
Материально-технические условия:
1. Учебный кабинет.
2. Учебные столы и стулья.
3. Широкий ассортимент канцелярских принадлежностей.
Формы аттестации
Модуль «Биология»: отчет по лабораторной работе, работа сгистологическими микропрепаратами.
Модуль «Химия»: отчеты по практическим работам.
Отчет о практической работе (оценочный материал)
Непосредственно при выполнении работы наблюдения, результаты измерений и предварительные расчеты должны быть записаны в лабораторном журнале обучающегося (рабочая тетрадь), затем по ним должен быть оформлен итоговый отчет. Оформление отчетов о практической работе проводится в табличном виде. Может использоваться как письменная форма записей (в ученической тетради), так и формирование отчета в электронном виде с последующей распечаткой (по желанию учащегося). В процессе проведения работы учащимися могут по необходимости делаться фотографии, которые могут быть размещены в электронном отчете.
Отчет предоставляется преподавателю перед следующим занятием на проверку. Оценивание успешности выполнения практической работы проводится с применением оценки «зачет/незачет». Оценка «зачет» подразумевает правильность выполнения практических действий и полноту их регистрации, правильность проведенных расчетов, предоставление оформленного отчета.
Общая форма таблицы для отчета:
Название | ||||
Цели и задачи | ||||
Реактивы | ||||
Оборудование | ||||
№ | Выполняемые действия | Наблюдаемый результат | Уравнения реакций, расчеты | |
Вывод |
Методические материалы
№ п/п | Раздел или тема программы | Формы занятий | Приемы и методы организации образовате- льного процесса | Дидактичес- кие материалы | Техническое оснащение | Формы подведени я итогов |
1. | Модуль «Химия» (все темы) | комбини- рованная лекция диалог практическая работа | словесный наглядный индивидуальны й | инструктивные карточки, таблицы | Отчет о практическ ой работе | |
2. | Модуль «Биология» (все темы) | комбини- рованная лекция диалог практическая работа | словесный наглядный индивидуальны й | инструктивные карточки, таблицы | Отчет по лаборатор ной работе |
Оценочные и методические материалы
Диагностика результатов обучения
Критерием достижения образовательных результатов является:
уровень усвоения ключевых понятий, заложенных в содержании программы;
уровень освоения полученных навыков. Диагностика: итоговое тестирование.
Критерием результативности воспитательных задач программы можно считать доброжелательную комфортную атмосферу в коллективе, отсутствие межличностных конфликтов, умение работать в команде.
Упражнения для индивидуальной работы Расставьте коэффициенты методом электронного баланса
Нg + H2SO4 → HgSO4 +SO2 +H2O
H2S + HNO3 → S + NO2 + H2O
H2S + SO2 → S + H2O
S + HNO3 → H2SO4 + NO2 + H2O
H2S+ KMnO4 + H2SO4→ S+K2SO4+MnSO4+Н2О
КВr+MnO2+H2SO4→ Br2+MnSO4+K2SO4+H2O
CaH2+H2O→ Ca(OH)2+H2
FeCI3+HI→ FeCI2+HCI+I2
Bi(OH)3+Na2SnO2→ Bi+Na2SnO3+H2O
HNO3+H2O→ H3PO4+NO
FeS2+O2→ Fe2O3+SO2
KCIO3+HCI→ KCI+CI2+H2O
FeSO4+HNO3+H2SO4→ Fe2(SO4)3+NO+H2O
H2S+HСОI→ S+HCI+H2О
CuS+HNO3→ Cu(NO3)2+NO+S+H2O
FeCI2+KCIO3+HCI→ FeCI3+KCI+H2O
FeCI3+H2S→ FeCI2+HCI+S
HCIO3+H2S→H2SO4+HCI
KCI+KMnO4+H2SO4→ CI2+MnSO4+K2SO4+H2O
H2SO3+I2+H2O→ H2SO4+HI
Pb+AgNO3→ Pb(NO3)2+Ag
Cu+HNO3→ Cu(NO3)2+NO2+H2O
Mg+HNO3→ N2+Mg(NO3)2+H2O
Ca+HNO3→ Ca(NO3)2+NH4NO3+H2O
H2S+Na2CrO4+H2SO4→ S+Cr2(SO4)3+Na2SO4+H2O
26. SO2+K2Cr2O7+H2SO4→ Cr2(SO4)3+K2SO4+H2O
CuCI+K2Cr2O7+HCI→ CuCI2+CrCI3+KCI+H2O
HNO2+KMnO4+H2SO4→ HNO3+MnSO4+K2SO4+H2O
K2Cr2O7+HI→ CrI3+I2+KI+H2O
KMnO4+Na2SO3+H2SO4→ MnSO4+Na2SO4+K2SO4+H2O
FeSO4+H2O2+H2SO4→ Fe2(SO4)3+H2O
KBr+K2Cr2O7+H2SO4→ Br2+Cr2(SO4)3+K2SO4+H2O
KNO2+K2Cr2O7+H2SO4→ KNO3+Cr2(SO4)3+K2SO4+H2O
Выберите три правильных ответа из шести. Выберите функции покровной ткани растения. Ответ запишите цифрами без пробелов.
1) регуляция газообмена в растении
2) защита от механических повреждений
3) формирование скелета растения
4) проведение органических веществ
5) проведение неорганических веществ
6) защита от перепада температур
становите соответствие между характеристиками и типами проводящих тканей растений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Образовательная ткань растения – это
1) древесина
2) камбий
3) пробка
4) лубяные волокна
36.Соединение, содержащее Mn+7, в кислотной среде восстанавливается до: 1) Mn+4; 2) Mn+6; 3) Mn+2; 4) Mn0.
Уравнение реакции диспропорционирования: 1)2H2S + SO2 → 3S + 2H2O;
2) NH4NO2 → N2 + 2H2O; 3) 2KNO3 → 2KNO2 + O2; 4) 6KOH + 3S → 2K2S + K2SO4 + 3H2O.
Три из четырех реакций разложения, схемы которых приведены ниже, можно объединить в группу в соответствии с общим признаком. Укажите уравнение реакции, не входящей в эту группу:
KClO3 → KCl + O2 (MnO2);
Cu(NO3)2 → CuO + NO2 + O2;
HCOOH → CO + H2O (H2SO4);
CH4 → HC ≡ CH + H2.
Укжите схему реакции, которая не относится к тому же типу окислительно-восстановительных реакций, что и три остальных:
NH4NO3 → N2O + H2O;
KNO3 → KNO2 + O2;
KMnO4 → K2MnO4 + MnO2 + O2;
4) H2O2 → H2O + O2.
Верным является утверждение:
наиболее сильным окислителем перманганат калия является в кислотной среде;
наиболее сильным окислителем перманганат калия является в щелочной среде;
наиболее сильным окислителем перманганат калия является в нейтральной среде;
кислотность среды не влияет на окислительную способность перманганата калия.
Найдите ошибку в утверждении, приведенном ниже: «Водород не выделяется при взаимодействии следующих кислот и металлов»:
концентрированная серная кислота и цинк;
разбавленная азотная кислота и железо;
концентрированная соляная кислота и серебро;
разбавленная серная кислота и алюминий.
Закончите уравнение окислительно-восстановительной реакции, схема которой FeSO4 + KMnO4 + H2SO4 → Fe2(SO4)3 + … .
Сумма коэффициентов перед исходными веществами равна: 1) 11; 2) 15; 3) 16; 4) 20.
Восстановите уравнение реакции:
… → Fe2O3 + NO2 + O2.
Сумма коэффициентов перед формулами всех веществ данного уравнения равна: 1) 15; 2) 17; 3) 21; 4) 24.
Коэффициент перед формулой одного из веществ в уравнении реакции, схема которого Al + HNO3 → Al(NO3)3 + NH4NO3 + H2O,
равен 9. Число атомов в формульной единице этого соединения равно: 1) 13; 2) 9; 3) 5; 4) 3.
Коэффициент перед формулой продукта окисления в реакции, схема которой Fe3O4 + HNO3 → Fe(NO3)3 + NO + H2O,
1) 1; 2) 3; 3) 8; 4) 9.
В уравнении окислительно-восстановительной реакции, схема которой C6H12O6 + K2Cr2O7 + H2SO4 → CO2 + H2O + K2SO4 + Cr2(SO4)3,
коэффициент перед одним из веществ равен 16. Молярная масса этого соединения: 1) 18; 2) 44; 3) 98; 4) 180.
В уравнении окислительно-восстановительной реакции схема, которой HO-CH2-CH2-OH + KMnO4 + H2SO4 → CO2 + H2O + MnSO4 + K2SO4,
сумма коэффициентов перед формулами продуктов реакции равна: 1) 11; 2) 15; 3) 22; 4) 31.
Коэффициент перед окислителем в уравнении реакции, схема которого CH2O + KMnO4 → K2CO3 + MnO2 + H2O + CO2, равен:
1) 2; 2) 3; 3) 4; 4) 5.
В уравнении реакции, схема которой
C2H4 + K2Cr2O7 + H2SO4 → CO2 + Cr2(SO4)3 + K2SO4 + H2O,
Число веществ, которые имеют коэффициент 2 перед формулами, равно: 1) 2; 2) 3; 3) 4; 4) 5.
В уравнении реакции, схема которой
FeS + HNO3 → Fe(NO3)3 + SO2 + NO2 + H2O
сумма коэффициентов перед формулами исходных веществ равна: 1) 9; 2) 11; 3) 16; 4) 21.
51 .В уравнении реакции, схема которой
As2S3 + HNO3 + H2O → H3AsO4 + H2SO4 + NO,
52.Коэффициент перед формулой азотной кислотой равен: 1) 7; 2) 16; 3) 21; 4)28.
При электролизе раствора сульфата цинка с инертными электродами на аноде выделяется:
цинк;
кислород;
водород;
сера.
При электролизе раствора нитрата меди (II) с медными электродами на аноде будет происходить:
выделение оксида азота (IV);
выделение оксида азота (II);
растворение анода;
выделение кислорода.
Объем кислорода (н.у.), выделившегося на инертном аноде при пропускании электрического тока силой 20А в течение 2,5 ч через раствор сульфата калия, равен:
1) 10,4 л; 3) 6,8 л;
2) 11,2 л; 4) 20,6 л.
При электролизе 240 г 15%-ного раствора гидроксида натрия на аноде выделилось 89,6
При электролизе раствора сульфата цинка с инертными электродами на аноде выделяется:
цинк;
кислород;
водород;
сера.
При электролизе раствора нитрата меди (II) с медными электродами на аноде будет происходить:
выделение оксида азота (IV);
выделение оксида азота (II);
растворение анода;
выделение кислорода.
Объем кислорода (н.у.), выделившегося на инертном аноде при пропускании электрического тока силой 20А в течение 2,5 ч через раствор сульфата калия, равен:
1) 10,4 л; 3) 6,8 л;
2) 11,2 л; 4) 20,6 л.
При электролизе 240 г 15%-ного раствора гидроксида натрия на аноде выделилось 89,6 л (н.у.) кислорода. Массовая доля вещества в растворе после окончания электролиза равна:
1) 28,1%; 3) 37,5%4
2) 32,1%; 4) 40.
Критерии оценивания:
Максимальное количество 59 баллов
Список литературы
Модуль «Химия»
Дзудцова, Д. Д. Окислительно – восстановительные реакции. – М.: Дрофа, 2008.
Журин А.А. Лабораторные опыты и практические работы по химии. - М.: Аквариум, 1997.
Коровин Н.В., Мингулина Э.И., Рыжова Н.Г. Лабораторные работы по химии. - М.: Высшая школа, 1986.
Крутецкая Е.Д., Левкин А.Н. Окислительно-восстановительные реакции – СПб.: СПбГУПМ, 2003.
Кудрявцев А.А. Составление химических уравнений. – М.: Высшая школа, 1991.
Кузьменко, Н. Е., Ерёмин В. В., Попков В. А. Начала химии: - М: Федеративная Книготорговая Компания,1998.
Семенов И.Н., Перфилова И.Л. Химия. Учеб. Для вузов. СПб.: Химиздат, 2000.
Левкин А.Н. Малый практикум по химии. СПб.: СПбАППО, 2005.
Для обучающихся:
Большая детская энциклопедия: Химия / Сост. К. Люцис. - М.: РЭТ,2000г.
Солдатова Т.М. Химия 8 -11 классы. Тренинги и тесты с ответами по теме окислительно – восстановительные реакции. – Волгоград: Учитель, 2007.
Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения. - М.: Химия. 1995.
Хомченко Г.П., Севастьянова К.И. Окислительно-восстановительные реакции. - М. Просвещение. 1989.
Литература для педагога
Булавинцева Л.И., Анищенко Л.Н., Зайцев Д.Н. Руководство к практическим занятиям по технологии и методике преподавания биологии: В 3-х частях.- Клинцы: Изд-во ГУП «Клинцовская городская типография», 2008. Ч.1- 112 с., Ч.2 – 176 с., Ч.3.- 144 с.
Вилли К. Детье В. Биология, М.: Мир, 1975, - 822 с.
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология в (в 3-х томах). – М.: Мир, 1990. – т.1, 368 с., т.2. – 367с., т.3.– 374 с.Кемп А., Армс К. Введение в биологию. – М.: Мир, 1988. – 671с.
Наумов С.П. Зоология позвоночных. – М.: «Просвещение», 1973. – 421 с.
Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины (книга для учителя). – М.: «Просвещение», 1988.- 320 с.
Литература для обучающихся
Богоград В.Б., Нехлюдова А.С. Краткий словарь биологических терминов. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1963. – 236 с.
От молекулы до человека (перевод с английского). – М.: «Просвещение», 1973. – 480 с.
Словарь экологических терминов и понятий. Под. Ред. В.Ф.Протасова, А.В.Молчанова.- М.: Мир, 2004.- 200 с.
Цингер Я.А. Занимательная зоология. – М.: Просвещение, 1959. – 159 с.
Эттенборо Д. Живая планета. – М.: Мир, 1988. – 327 с.
Приложение 1
Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы
педагога дополнительного образования МАУДО ЭБЦ
Перевозчиковой Т.А.
1. Характеристика объединения «Занимательная биология и химия»
Деятельность объединения «Занимательная биология и школа» имеет естественнонаучную направленность.
Количество обучающихся 10-15 человек. Обучающиеся имеют возрастную категорию детей от 13 до 17 лет.
Формы работы: индивидуальная и групповая, очная и дистанционная.
2. Цель, задачи и результат воспитательной работы
Цель воспитания: формирование и развитие у обучающихся системы нравственных, морально-волевых и мировоззренческих установок, способствующих их личностному, гармоничному развитию и социализации в соответствии с принятыми социокультурными правилами и нормами, как основы их воспитанности.
Задачи воспитания:
- формирование морально-нравственных качеств, обучающихся: честности; доброты; совести; ответственности, чувства долга;
- формирование волевых качеств, обучающихся: самостоятельности; дисциплинированности; инициативности; принципиальности, самоотверженности, организованности;
- развитие патриотические чувства, гордость за свою страну и родной край;
- формирование нравственного отношения к человеку, труду и природе;
- воспитание обучающихся в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности и патриотизма.
- формирование внутренней потребности личности в здоровом образе жизни, ответственного отношения к природной и социокультурной среде обитания.
3. Направления и содержание деятельности воспитательной работы
Таблица 1
Направление | Содержание деятельности |
гражданско-патриотическое и правовое | Изучение тем, связанных с патриотическим воспитанием обучающихся на занятиях; Организация выставок, конкурсов на патриотическую тематику; Посещение музеев, выставок, экскурсий по историческим местам; Проведение диспутов, бесед, встреч. |
духовно-нравственное | Участие в делах детского объединения; Участие в социально-значимых мероприятиях учреждения, города; республики, страны; Участие в акциях и мероприятиях, посвященных знаменательным датам; Совместный просмотр художественных и документальных фильмов и их дальнейшее обсуждение; «Декада мужества!». |
спортивно-оздоровительное | 1. Спортивные праздники и соревнования; 2. Цикл бесед «Безопасность здоровья человека»; 3. «Профилактика COVID-19, гриппа, ОРВИ и других вирусных инфекций». |
социальное –трудовое, экологическое | 1. Участие в экологических акциях, выставках, конкурсах на уровне учреждения, города, республики, страны; 2. Участие в экологических мероприятиях учреждения. |
организация досуга художественно-эстетическое | 1. Проведение дней именинника; 2. Игры на сплочение коллектива; 3. Встречи с интересными людьми; 4. Посещение музеев, выставок, театров; 5. Участие в акциях и мероприятиях художественно-эстетической направленности. |
4. Ожидаемые результаты воспитательной деятельности.
- повышение активности участия обучающихся в мероприятиях учреждения, города, республики;
- повышение уровня воспитанности обучающихся, культуры общения, толерантного отношения, уважения к окружающим, способности к сотрудничеству;
- создание сплоченного коллектива объединения (с чувством доверия, ответственности друг за друга, взаимоуважения, взаимопомощи);
- развитие потребности у обучающихся в постоянном ведении здорового образа жизни, занятий спортом, негативного отношения к вредным привычкам;
- наличие положительной динамики роста духовно-нравственных качеств личности обучающегося;
- неприятие идеологии терроризма и экстремизма, любого проявления насилия к людям и животным.
5. Работа с обучающимися по профилактике правонарушений (таблица 2)
Таблица 2
№ | Мероприятия | Сроки проведения | Участники | Ответственные |
Организационная работа | ||||
1 | Выявление обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, склонных к правонарушениям, употреблению алкоголя и наркотиков, членов неформальных молодежных организаций, составление банка данных на детей, находящихся в трудной жизненной ситуации | в течение учебного года | Педагог доп. образования, кл. руководители, соц. педагоги. | Педагог ДО |
2 | Составление социального паспорта объединения. Корректировка паспорта в конце учебного года. | 15 октября, 15 мая | Педагог доп. образования кл. руководители | Педагог ДО |
3 | Привлечение детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, к участию в массовых мероприятиях, конкурсах. | в течение учебного года | Педагог доп. образования учащиеся | Педагог ДО |
4 | Участие в родительских собраниях | сентябрь | Педагог доп. образования Родители, кл. руководители | Педагог ДО |
Работа с детьми | ||||
1 | Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Беседы по профилактике ДТП. | Сентябрь октябрь | Обучающиеся объединения | Педагог ДО |
2 | Безопасность жизнедеятельности: Беседы: «Безопасность на ЖД», «Безопасность в общественных местах», «Безопасность на каникулах», «Безопасность во время массовых мероприятий» | Ноябрь Декабрь | Обучающиеся объединения | Педагог ДО |
3 | Профилактика зависимого поведения несовершеннолетних: Мы за здоровый образ жизни, участие в республиканском фестивале «Кругосветка Удмуртии». Просмотр видеофильмов по проблемам наркомании и курения, беседы по ЗОЖ. Профилактика злоупотребления алкоголя и наркотических средств (презентации, беседы) | октябрь январь февраль март апрель | Обучающиеся объединения | Педагог ДО |
4 | Профилактика безнадзорности Беседы: «Я и улица», «Кошка, которая гуляет сама по себе», «Я не хочу домой». Индивидуальные беседы с детьми в трудных жизненных ситуациях. | май | Обучающиеся объединения | Педагог ДО |
6. Взаимодействие с классными руководителями и родителями (таблица 3)
Таблица 3
№ | Формы взаимодействия | Тема | Сроки |
1 | Родительские собрания | Знакомство с программой. Зачисление детей в объединение. | Сентябрь |
2 | Совместные мероприятия, акции | Экскурсии на природу, конкурсы, акции, мероприятия | В течение года |
3 | Индивидуальные консультации | Беседы, консультации по мероприятиям, акциям очно, либо в соц. сетях. | В течение года |
4 | Открытые занятия | Знакомство с деятельностью объединения. | В течение года |
5 | Анкетирование родителей | Эффективность работы объединения, удовлетворенность результатами, планы на следующий учебный год. | Май |
7. Календарный план воспитательной работы объединения «Занимательная биология и химия» (таблица 4)
Таблица 4
№ недели | Дата | Мероприятие | Место проведения | ответственный |
1 | Сентябрь 1-5 | Дни открытых дверей | МАУДО ЭБЦ | педагог дополнительного образования, далее ПДО |
2 | Сентябрь 6-12 | Участие в акции «Внимание - дети!» | МАУДО ЭБЦ | ПДО |
3 | Сентябрь 13-19 | Оформление индивидуальных маршрутных листов безопасного пути «Школа- дом» | объединение | ПДО |
Тест на оценку и самооценку учащимися нравственных качеств личности (по З.И. Васильевой) | объединение | ПДО | ||
4 | Сентябрь 20-26 | Беседы по профилактике ДТП. Тест «Направленность личности» | объединение | ПДО |
5 | 27 сентября 3 октября | Беседа, посвященная Дню пожилых людей. «Определение индекса групповой сплоченности» | объединение | ПДО |
6 | Октябрь 11-17 | «Вредные привычки и их последствия» Беседа | объединение | ПДО |
7 | Октябрь 18-24 | День именинника. Игры на сплочение коллектива | Лесной массив «Березовка» | ПДО |
8 | Октябрь 25-31 | «Права, обязанности, ответственность!» Беседы: «Безопасность на ЖД», «Безопасность в общественных местах», «Безопасность на каникулах», «Безопасность во время массовых мероприятий» | объединение | ПДО |
9 | Ноябрь 1-7 | «В единстве наша сила» Беседа, посвященная Дню народного единства | объединение | ПДО |
10 | Ноябрь 8-14 | «Безопасность во время массовых мероприятий», | объединение | ПДО |
11 | Ноябрь 15-21 | «Безопасность в сети интернет», | объединение | ПДО |
12 | 29 ноября 5 декабря | «Безопасность на льду», «Профилактика COVID-19, гриппа, ОРВИ и других вирусных инфекций» | объединение | ПДО |
13 | Декабрь 6-12 | «Безопасность в быту», «Безопасное поведение на улице» | объединение | ПДО |
14 | Декабрь 20-26 | Беседа «Безопасность при использовании пиротехнических средств» | объединение | ПДО |
15 | Январь 10-16 | Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних: | Объединение | ПДО |
16 | Январь 17-23 | Просмотр видеофильмов по проблемам наркомании и табакокурения | объединение | ПДО |
17 | Январь 24-30 | Беседа «наши вредные привычки» | объединение | ПДО |
18 | 31 января 6 февраля | Беседа «Дисциплина и порядок – наши верные друзья». | объединение | ПДО |
19 | Февраль 7-13 | Беседа «Как не стать жертвой преступления». | объединение | ПДО |
20 | Февраль 14-20 | Деловая игра «Разрешение конфликтов без насилия» | объединение | ПДО |
21 | Февраль 21-27 | Декада мужества. Просмотр и обсуждение фильмов на военную тематику | объединение | ПДО |
22 | Март 7-13 | Праздничное мероприятие «Женский день 8 Марта» | объединение | ПДО |
23 | Март 14-20 | Беседа «Уголовная ответственность несовершеннолетних». | объединение | ПДО |
24 | Март 21-27 | Экскурсия в музей истории и культуры Воткинска | ВМИК | ПДО |
25 | 28 марта 3 апреля | Экскурсия в Дом-музей П.И. Чайковского | Дом-музей Чайковского | ПДО |
26 | Апрель 4-10 | Юморина, посвященная Дню смеха | объединение | ПДО |
27 | Апрель 11-17 | Викторина развлекательная «Удивительный мир космоса» | объединение | ПДО |
28 | Апрель 18-24 | Тест на оценку и самооценку учащимися нравственных качеств личности (по З.И. Васильевой) | объединение | ПДО |
29 | Апрель 25-30 | Тест «Направленность личности» | объединение | ПДО |
30 | Май 4-15 | «Определение индекса групповой сплоченности», Акция «Георгиевская ленточка», Акция «Чтобы помнили» | объединение | ПДО |