Программа кружка на тему «Занимательная математика»
Содержание
1 Пояснительная записка…………………………………………………………… |
3 |
1.1 Направленность дополнительной образовательной программы……………….. |
3 |
1.2 Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность……………………... |
3 |
1.3 Цель и задачи дополнительной образовательной программы…………………... |
5 |
1.4 Отличительные особенности……………………………….………………........... |
6 |
1.5 Возраст детей, участвующих в реализации данной программы………………... |
7 |
1.6 Сроки реализации………………………………………………………………….. |
7 |
1.7 Формы и режим занятий……………………………………………………........... |
7 |
1.8 Ожидаемые результаты…………………………………………………………… |
8 |
1.9 Формы подведения итогов реализации программы…………………………….. |
10 |
2 Тематическое планирование……………………………………………………… |
11 |
3 Содержание программы…………………………………………………………… |
12 |
4 Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы... |
15 |
Список использованных источников………………………………………………. |
17 |
1 Пояснительная записка
Данная программа кружковой работы разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:
«…Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики….
Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.
Обеспечение преемственности …начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.
Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности….»
-
Направленность образовательной программы
Программа «Занимательная математика» по содержанию является научно-предметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – кружковой; по времени реализации – годичной.
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
-
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Новизна состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).
Педагогическая целесообразность программы «Занимательная математика» обусловлена тем, что именно в школьном возрасте эмоциональное реагирование представляет собой способ понимания ребёнком особенностей окружающего мира. Реализация программы, принимает занимательный характер, предполагает систему увлекательных игр и упражнений математической направленности.
-
Цель и задачи дополнительной образовательной программы
Цель программы – создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.
Задачи программы:
Обучающие:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
расширять математические знания;
учить правильно применять математическую терминологию;
совершенствовать навыки, приобретенные на уроках математики.
углубление представления о практической направленности математических знаний, развитие умения применять математические методы при разрешении сюжетных ситуаций;
Развивающие:
Регулятивные УУД:
развивать умение ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
развивать умение планировать и определять последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
развивать умение составлять план и последовательность действий, прогнозировать результат;
развивать умение делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Познавательные УУД:
развивать умение самостоятельно решать математические ребусы, задачи-шутки, математические загадки.
развивать умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные УУД:
развивать умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
развивать умение определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
развивать умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого;
развивать умение контролировать свою деятельность по результату;
развивать умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Воспитательные:
Личностные результаты
развивать умение проявлять особый интерес к математике;
формировать потребность в стремлении занять позитивное положение в отношениях с окружающими;
воспитывать чувство взаимопомощи и товарищества;
воспитывать уважительное отношение к своему труду и труду кружковцев;
формировать уважительное отношение друг к другу и руководителю кружка.
-
Отличительные особенности программы «Занимательная математика» в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логичеcкого мышления, памяти, математической речи, внимания; умению анализировать, составлять математические сказки, решать ребусы, задачи – шутки, задачи, математические загадки, головоломки, обобщать и делать выводы.
1.5 Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы
9-10 лет. Условия набора детей в коллектив: на добровольной основе, по желанию. Наполняемость группы 10 - 15 человек.
1.6 Сроки реализации образовательной программы
Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика» рассчитана на один год обучения, 34 занятия, который проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.
1.7 Формы и режим занятий
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Режим работы кружка - 1 занятие в неделю по 45 минут.
Программа рассчитана на детей 9-10 лет.
Вид детской группы: состав постоянный.
Особенности набора детей: по желанию детей.
Основные виды деятельности учащихся:
-решение занимательных задач;
-оформление математических газет;
-участие в математической олимпиаде;
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы.
1.8 Ожидаемые результаты
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется
простое наблюдение,
проведение математических игр,
опросники,
анкетирование
психолого-диагностические методики.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
занятия-конкурсы на повторение практических умений,
занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
активность,
аккуратность,
творческий подход к знаниям,
степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- определять последовательность событий;
- давать определения тем или иным понятиям;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
Проверка результатов проходит в форме:
игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
собеседования (индивидуальное и групповое),
опросников,
тестирования,
проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной,
при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
1.9 Формы подведения итогов реализации программы
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио и отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.
2. Тематическое планирование
№ п\п |
Название тем |
Всего часов |
В том числе |
||
теория |
П/ р |
С/ р |
|||
1. |
Вводное занятие «Математика – царица наук» |
1 |
1 |
||
2. |
Как люди научились считать. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
3. |
Интересные приемы устного счёта. |
1 |
1 |
||
4. |
Решение занимательных задач в стихах. |
1 |
1 |
||
5. |
Упражнения с числами |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
6. |
Учимся отгадывать ребусы. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
7. |
Числа-великаны. Коллективный счёт. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
8. |
Упражнения с числами |
1 |
1 |
||
9. |
Решение ребусов и логических задач. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
10. |
Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
11. |
Загадки- смекалки. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
12. |
Игра «Знай свой разряд». |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
13. |
Обратные задачи. |
1 |
1 |
||
14. |
Практикум «Подумай и реши». |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
15. |
Задачи с изменением вопроса. |
1 |
1 |
||
16. |
«Газета любознательных». |
1 |
1 |
||
17. |
Решение нестандартных задач. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
18. |
Решение олимпиадных задач. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
19. |
Решение задач международной игры «Кенгуру» |
1 |
1 |
||
20 |
Школьная олимпиада |
1 |
1 |
||
21. |
Игра «Работа над ошибками» |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
22. |
Математические горки. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
23. |
Наглядная алгебра. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
24. |
Решение логических задач. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
25. |
Игра «У кого какая цифра» |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
26. |
Знакомьтесь: Архимед! |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
27. |
Задачи с многовариантными решениями. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
28. |
Знакомьтесь: Пифагор! |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
29. |
Задачи с многовариантными решениями. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
30. |
Учимся комбинировать элементы знаковых систем. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
31. |
Задачи с многовариантными решениями. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
32. |
Математический КВН |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
33-34. |
Круглый стол «Подведем итоги» |
2 |
1 |
1 |
Содержание дополнительной образовательной программы кружка
Математика – царица наук.- 1 час
Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.
2. Как люди научились считать.- 1 час
Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.
3. Интересные приемы устного счёта.- 1 час
Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.
4. Решение занимательных задач в стихах. – 1 час
Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»
5. Упражнения с числами. – 1 час
Решение примеров с числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
6. Учимся отгадывать ребусы.- 1 час
Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.
7. Числа-великаны. Коллективный счёт. – 1 час
Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.
8. Упражнения с числами.- 1 час
Решение примеров с числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
9. Решение ребусов и логических задач.- 1 час
Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.
10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.- 1 час
Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.
11. Загадки- смекалки. – 1 час
Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.
12. Игра «Знай свой разряд». – 1 час
Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.
13. Обратные задачи.- 1 час
Решение обратных задач, используя круговую схему.
14. Практикум «Подумай и реши».- 1 час
Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
15. Задачи с изменением вопроса. – 1 час
Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.
16. Проектная деятельность «Газета любознательных». – 1 час
Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.
17. Решение нестандартных задач. – 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
18. Решение олимпиадных задач. – 1 час
Решение задач повышенной сложности.
19. Решение задач международной игры «Кенгуру». – 1 час
Решение задач международной игры «Кенгуру».
20. Математические горки. – 1 час
Формирование числовых и пространственных представлений у детей. Закрепление знаний о классах и разрядах.
21. Наглядная алгебра. - 1 час
Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.
22. Решение логических задач. – 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
23. Игра «У кого какая цифра». – 1 час
Закрепление знаний нумерации чисел.
24. Знакомьтесь: Архимед!- 1 час
Исторические сведения:
- кто такой Архимед
- открытия Архимеда
- вклад в науку
25. Задачи с многовариантными решениями. – 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
26. Знакомьтесь: Пифагор! – 1 час
Исторические сведения:
- кто такой Пифагор
- открытия Пифагор
- вклад в науку
27. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.
28. Задачи с многовариантными решениями.- 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
29. Математический КВН. – 1 час
Систематизация знаний по изученным разделам.
30. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов
31. Задачи с многовариантными решениями.- 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
32. Математический КВН.- 1 час
Систематизация знаний по изученным разделам.
33-34. Круглый стол «Подведем итоги». – 2 часа
Систематизация знаний по изученным разделам.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Результат реализации программы «Занимательная математика» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования.
Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников.
Оборудование: столы; стулья; музыкальный центр с аудиозаписями, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.
Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника.
На рабочих местах в кабинете для занятий должны быть обеспечены уровни искусственной освещенности люминесцентными лампами при общем освещении помещений не ниже 600 лк. При использовании ламп накаливания уровни освещенности уменьшаются в 2 раза.
Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки, карандаши, ножницы.