Программа кружка на тему «Занимательная математика»

0
0
Материал опубликован 21 December 2016

Содержание

1 Пояснительная записка……………………………………………………………

3

1.1 Направленность дополнительной образовательной программы………………..

3

1.2 Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность……………………...

3

1.3 Цель и задачи дополнительной образовательной программы…………………...

5

1.4 Отличительные особенности……………………………….………………...........

6

1.5 Возраст детей, участвующих в реализации данной программы………………...

7

1.6 Сроки реализации…………………………………………………………………..

7

1.7 Формы и режим занятий……………………………………………………...........

7

1.8 Ожидаемые результаты……………………………………………………………

8

1.9 Формы подведения итогов реализации программы……………………………..

10

2 Тематическое планирование………………………………………………………

11

3 Содержание программы……………………………………………………………

12

4 Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы...

15

Список использованных источников……………………………………………….

17

 

1 Пояснительная записка

Данная программа кружковой работы разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:

«…Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики….

Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.

Обеспечение преемственности …начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.

Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности….»

  1. Направленность образовательной программы

Программа «Занимательная математика» по содержанию является научно-предметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – кружковой; по времени реализации – годичной.

Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

  1. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Новизна состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. 

Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. 

Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).

Педагогическая целесообразность программы «Занимательная математика»  обусловлена  тем, что именно в школьном возрасте  эмоциональное реагирование представляет собой способ понимания ребёнком особенностей окружающего мира.  Реализация программы, принимает  занимательный  характер, предполагает систему увлекательных игр и упражнений математической направленности.  

  1. Цель и задачи дополнительной образовательной программы

Цель программы – создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.

Задачи программы:

Обучающие:

расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

расширять математические знания;

учить правильно применять математическую терминологию;

совершенствовать навыки, приобретенные на уроках математики.

углубление представления о практической направленности математических знаний, развитие умения применять математические методы при разрешении сюжетных ситуаций;

Развивающие:

Регулятивные УУД:

развивать умение ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

развивать умение планировать и определять последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

развивать умение составлять план и последовательность действий, прогнозировать результат;

развивать умение делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Познавательные УУД:

развивать умение самостоятельно решать математические ребусы, задачи-шутки, математические загадки.

развивать умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные УУД:

развивать умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

развивать умение определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

развивать умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого;

развивать умение контролировать свою деятельность по результату;

развивать умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Воспитательные:

Личностные результаты

развивать умение проявлять особый интерес к математике;

формировать потребность в стремлении занять позитивное положение в отношениях с окружающими;

воспитывать чувство взаимопомощи и товарищества;

воспитывать уважительное отношение к своему труду и труду кружковцев;

формировать уважительное отношение друг к другу и руководителю кружка.

  1. Отличительные особенности программы «Занимательная математика» в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логичеcкого мышления, памяти, математической речи, внимания; умению анализировать, составлять математические сказки, решать ребусы, задачи – шутки, задачи, математические загадки, головоломки, обобщать и делать выводы.

1.5 Возраст детей, участвующих в реализации данной программы

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы

9-10 лет. Условия набора детей в коллектив: на добровольной основе, по желанию. Наполняемость группы 10 - 15 человек.

1.6 Сроки реализации образовательной программы

Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика» рассчитана на один год обучения, 34 занятия, который проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.

1.7 Формы и режим занятий

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Режим работы кружка - 1 занятие в неделю по 45 минут.

Программа рассчитана на детей 9-10 лет.

Вид детской группы: состав постоянный.

Особенности набора детей: по желанию детей.

Основные виды деятельности учащихся:

-решение занимательных задач;

-оформление математических газет;

-участие в математической олимпиаде;

-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

-самостоятельная работа;

-работа в парах, в группах;

-творческие работы.

1.8 Ожидаемые результаты

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется

простое наблюдение,

проведение математических игр,

опросники,

анкетирование

психолого-диагностические методики.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

занятия-конкурсы на повторение практических умений,

занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),

самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),

участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:

результативность и самостоятельную деятельность ребенка,

активность,

аккуратность,

творческий подход к знаниям,

степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- определять последовательность событий;

- давать определения тем или иным понятиям;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.

- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.

- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.

Проверка результатов проходит в форме:

игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),

собеседования (индивидуальное и групповое),

опросников,

тестирования,

проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.

Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной,

при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

1.9 Формы подведения итогов реализации программы
Итоговый контроль осуществляется в формах:

- тестирование;

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

- контрольные задания.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио и отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.

2. Тематическое планирование

п\п

Название тем

Всего часов

В том числе

теория

П/ р

С/ р

1.

Вводное занятие «Математика – царица наук»

1

1

   

2.

 Как люди научились считать.

1

0,5

 

0,5

3.

Интересные приемы устного счёта.

1

1

   

4.

Решение занимательных задач в стихах.

1

 

1

 

5.

Упражнения с числами

1

0,5

 

0,5

6.

Учимся отгадывать ребусы.

1

0,5

 

0,5

7.

Числа-великаны. Коллективный счёт.

1

0,5

 

0,5

8.

Упражнения с числами

1

 

1

 

9.

Решение ребусов и логических задач.

1

0,5

 

0,5

10.

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

1

0,5

0,5

 

11.

Загадки- смекалки.

1

0,5

 

0,5

12.

Игра «Знай свой разряд».

1

0,5

 

0,5

13.

Обратные задачи.

1

   

1

14.

Практикум «Подумай и реши».

1

 

0,5

0,5

15.

Задачи с изменением вопроса.

1

   

1

16.

«Газета любознательных».

1

   

1

17.

Решение нестандартных задач.

1

 

0,5

0,5

18.

Решение олимпиадных задач.

1

 

0,5

0,5

19.

Решение задач международной игры «Кенгуру»

1

 

1

 

20

Школьная олимпиада

1

 

1

 

21.

Игра «Работа над ошибками»

1

0,5

 

0,5

22.

Математические горки.

1

0,5

 

0,5

23.

Наглядная алгебра.

1

 

0,5

0,5

24.

Решение логических задач.

1

 

0,5

0,5

25.

Игра «У кого какая цифра»

1

 

0,5

0,5

26.

Знакомьтесь: Архимед!

1

0,5

 

0,5

27.

Задачи с многовариантными решениями.

1

0,5

 

0,5

28.

Знакомьтесь: Пифагор!

1

0,5

 

0,5

29.

Задачи с многовариантными решениями.

1

 

0,5

0,5

30.

Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

1

0,5

 

0,5

31.

Задачи с многовариантными решениями.

1

 

0,5

0,5

32.

Математический КВН

1

 

0,5

0,5

33-34.

Круглый стол «Подведем итоги»

2

 

1

1

Содержание дополнительной образовательной программы кружка

Математика – царица наук.- 1 час

Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.

2. Как люди научились считать.- 1 час

Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.

3. Интересные приемы устного счёта.- 1 час

Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.

4. Решение занимательных задач в стихах. – 1 час

Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»

5. Упражнения с числами. – 1 час

Решение примеров с числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.

6. Учимся отгадывать ребусы.- 1 час

Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.

7. Числа-великаны. Коллективный счёт. – 1 час

Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.

8. Упражнения с числами.- 1 час

Решение примеров с числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.

9. Решение ребусов и логических задач.- 1 час

Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.

10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.- 1 час

Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.

11. Загадки- смекалки. – 1 час

Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.

12. Игра «Знай свой разряд». – 1 час

Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.

13. Обратные задачи.- 1 час

Решение обратных задач, используя круговую схему.

14. Практикум «Подумай и реши».- 1 час

Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

15. Задачи с изменением вопроса. – 1 час

Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.

16. Проектная деятельность «Газета любознательных». – 1 час

Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.

17. Решение нестандартных задач. – 1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

18. Решение олимпиадных задач. – 1 час

Решение задач повышенной сложности.

19. Решение задач международной игры «Кенгуру». – 1 час

Решение задач международной игры «Кенгуру».

20. Математические горки. – 1 час

Формирование числовых и пространственных представлений у детей. Закрепление знаний о классах и разрядах.

21. Наглядная алгебра. - 1 час

Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.

22. Решение логических задач. – 1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

23. Игра «У кого какая цифра». – 1 час

Закрепление знаний нумерации чисел.

24. Знакомьтесь: Архимед!- 1 час

Исторические сведения:

кто такой Архимед

- открытия Архимеда

- вклад в науку

25. Задачи с многовариантными решениями. – 1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

26Знакомьтесь: Пифагор! – 1 час

Исторические сведения:

кто такой Пифагор

- открытия Пифагор

- вклад в науку

27. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час

Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.

28. Задачи с многовариантными решениями.- 1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

29. Математический КВН. – 1 час

Систематизация знаний по изученным разделам.

30. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час

Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов

31. Задачи с многовариантными решениями.- 1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

32. Математический КВН.- 1 час

Систематизация знаний по изученным разделам.

33-34. Круглый стол «Подведем итоги». – 2 часа

Систематизация знаний по изученным разделам.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Результат реализации программы «Занимательная математика» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования.

Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников.

Оборудование: столы; стулья; музыкальный центр с аудиозаписями, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.

Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника.

На рабочих местах в кабинете для занятий должны быть обеспечены уровни искусственной освещенности люминесцентными лампами при общем освещении помещений не ниже 600 лк. При использовании ламп накаливания уровни освещенности уменьшаются в 2 раза.

Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки, карандаши, ножницы.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.