Рабочая программа кружка по математике «Занимательные математические задачи» (5 класс)

4
0
Материал опубликован 6 November 2016 в группе

РАССМОТРЕНО НА ЗАСЕДАНИИ МС

протокол №________

от___.___.2016г.

 

УТВЕРДЖАЮ

ДИРЕКТОР ШКОЛЫ ____________

О.М. Сапожкова

Приказ №____

от___.___.2016г.

Комитет по образованию города Барнаула

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №76»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКА ПО МАТЕМАТИКЕ «Занимательные математические задачи»

НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

КЛАССЫ: 5В

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 35

В НЕДЕЛЮ: 1

ПЛАНИРОВАНИЕ

УЧЕБНИК (АВТОР):

ФИО УЧИТЕЛЯ: Музалева Елена Олеговна

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с учащимися 5 класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (35 часов в год).

Курс «Занимательные математические задачи» предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Цели курса:

расширение кругозора, развитие логического мышления, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей.

Задачи курса:

закрепить опыт решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска путей и способов решения;

формировать умения по проведению исследовательской деятельности, учить проводить эксперименты, обобщения, сравнения, анализ, систематизацию;

вовлекать учащихся в игровую коммуникативную практическую деятельность.

активизировать исследовательскую и познавательную деятельность учащихся;

поддерживать интерес к дополнительным занятиям математикой и желание заниматься самообразованием, тем самым создать базу каждому учащемуся для дальнейших личных успехов;

воспитывать у учащихся потребность в самостоятельном поиске знаний и их приложений.

Особенности программы.

Принципы.

Принципы, которые решают современные образовательные задачи с учётом запросов будущего:

1. Принцип деятельности включает ребёнка в учебно-познавательную деятельность. Самообучение называют деятельностным подходом.

2. Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной системе. Здесь речь идёт и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности.

3. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.

4. Принцип минимакса заключается в следующем: учитель должен предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.

5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в классе и на занятии такой атмосферы, которая расковывает учеников, и, в которой они чувствуют себя уверенно. У учеников не должно быть никакого страха перед учителем, не должно быть подавления личности ребёнка.

6. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т. е. понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления.

7. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

8. Принцип системности. Развитие ребёнка - процесс, в котором взаимосвязаны и взаимозависимы все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию. Необходима системная работа по развитию ребёнка.

9. Соответствие возрастным и индивидуальным особенностям.

10. Индивидуализация темпа работы.

В работе с детьми нами будут использованы следующие методы:

- словесные,

- наглядные,

- практические,

- исследовательские.

Виды деятельности:

- творческие работы,

- задания на смекалку,

- лабиринты,

- кроссворды,

- логические задачи,

- упражнения на распознавание геометрических фигур,

- решение уравнений повышенной трудности,

- решение нестандартных задач,

- решение текстовых задач повышенной трудности различными способами,

- решение комбинаторных задач,

- задачи на проценты,

- решение геометрических задач.

Форма деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная и групповая.

Рекомендации к оценке ЗУН: зачтено, не зачтено.

Основные формы проверки знаний:

тестирование;

личная олимпиада;

математические соревнования

Межпредметные связи: экономика, естествознание.

Планируемые результаты:

Личностные результаты

развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

воспитание чувства справедливости, ответственности;

развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты

освоить основные приёмы и методы решения нестандартных задач;

уметь применять при решении нестандартных задач творческую оригинальность, вырабатывать собственный метод решения;

успешно выступать на математических соревнованиях.

Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.

Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Объяснять (доказывать) выбор способа действия при заданном условии.

Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

Предметные результаты

умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;

овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;

овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;

научить узнавать вид чисел, сравнивать их, выполнять арифметические действия над ними, знать порядок арифметических действий;

научить использовать и составлять алгоритмы для решения задач;

научить исследовать задачи, видеть различные способы их решения.

умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

Универсальные учебные действия

Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,

Использовать критерии для обоснования своего суждения.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:

– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений;

– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

– формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Перечень учебно-методического обеспечения

Занимательные математические задачи. Дополнительные занятия для учащихся 5 классов: Учеб. пособие / Составители А. М. Быковских, Г. Я. Куклина. 2-е изд., испр. Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2010. 78 с.

Задачи для внекласной работы по математике в 5-6 классах / сост.В.Ю.Сафонова, М.:МИРОС, 1995

Математика. Дидактические материалы, Москва, «Просвещение», 2000

Олимпиадные задания по математике 5-8 классы.(500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад. Развитие творческой сущности учащихся). / автор-составитель Н.В.Заболотнева.- Волгоград: Учитель, 2006.

Спивак А. В. Математический праздник. М.: Бюро Квантум, 2000.

Спивак А. В. Тысяча и одна задача по математике. М.: Просвещение, 2002.

http://mathworld.ru/

http://www.develop-kinder.com

http://lineyka.inf.ua

http://nsportal.ru/nikolaeva-elena-vasilevna

 

Календарно-тематического планирования

Наименование разделов и тем

Всего часов

Лабораторные и практические работы

Контрольные и диагностические материалы

Экскурсии

Примечание

Числовые множества. Действия с числами (5 часов)

1

Происхождение чисел

1

     

Теория

2

Игра-ярмарка решения задач с использованием старинных мер

1

       

3

Числовые множества

1

       

4

Магический квадрат

1

0,5

     

5

Числовые головоломки

1

 

1

   

Текстовые задачи ( 12 часов)

6

Логические задачи

1

       

7

Решение логических задач

1

1

     

8

Задачи на переливание

1

       

9

Решение задач на переливание

1

1

     

10

Задачи на взвешивание

1

       

11

Решение задач на взвешивание

1

1

     

12

Задачи на перевозки и переправы

1

       

13

Решение задач на перевозки и переправы

1

1

     

14

Задачи проценты (смеси и сплавы)

1

       

15

Решение задач на проценты

1

1

     

16

Конкурс «Лучший решатель»

   

1

   

17

Решение задач от противного

 

0,5

0,5

   

Графы на плоскости (4 часа)

18

Теория графов

1

     

теория

19

Элементы теории графов

1

       

20

Применение элементов теории графов к решению задач

1

1

     

21

Решение задач с помощью графов

1

 

1

   

Геометрические задачи (7 часов)

22

Треугольник. Задачи с треугольниками

1

0,5

     

23

Четырехугольники. Геометрические головоломки

1

0,5

     

24

Знакомство с пространственными телами

1

       

25

Задачи на разрезание

1

0,5

     

26

Решение задач на разрезание

1

1

     

27

Задачи со спичками

1

0,5

     

28

Решение задач со спичками

1

1

     

Математические соревнования, ребусы (7 часов)

29

Математические ребусы

1

       

30

«Ребусомания»

1

       

31

«Устная олимпиада»

1

       

32

«Умники и умницы»

1

       

33

«Интеллектуальный марафон»

1

       

34

«Математическая карусель»

1

 

1

   

35

Математические кроссворды

1

 

1

   
Комментарии
Комментариев пока нет.