Рабочая программа кружка по математике «Занимательные математические задачи» (5 класс)
РАССМОТРЕНО НА ЗАСЕДАНИИ МС протокол №________ от___.___.2016г. |
УТВЕРДЖАЮ ДИРЕКТОР ШКОЛЫ ____________ О.М. Сапожкова Приказ №____ от___.___.2016г. |
Комитет по образованию города Барнаула
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №76»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА ПО МАТЕМАТИКЕ «Занимательные математические задачи»
НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
КЛАССЫ: 5В
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 35
В НЕДЕЛЮ: 1
ПЛАНИРОВАНИЕ
УЧЕБНИК (АВТОР):
ФИО УЧИТЕЛЯ: Музалева Елена Олеговна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с учащимися 5 класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (35 часов в год).
Курс «Занимательные математические задачи» предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Цели курса:
расширение кругозора, развитие логического мышления, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей.
Задачи курса:
закрепить опыт решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска путей и способов решения;
формировать умения по проведению исследовательской деятельности, учить проводить эксперименты, обобщения, сравнения, анализ, систематизацию;
вовлекать учащихся в игровую коммуникативную практическую деятельность.
активизировать исследовательскую и познавательную деятельность учащихся;
поддерживать интерес к дополнительным занятиям математикой и желание заниматься самообразованием, тем самым создать базу каждому учащемуся для дальнейших личных успехов;
воспитывать у учащихся потребность в самостоятельном поиске знаний и их приложений.
Особенности программы.
Принципы.
Принципы, которые решают современные образовательные задачи с учётом запросов будущего:
1. Принцип деятельности включает ребёнка в учебно-познавательную деятельность. Самообучение называют деятельностным подходом.
2. Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной системе. Здесь речь идёт и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности.
3. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.
4. Принцип минимакса заключается в следующем: учитель должен предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.
5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в классе и на занятии такой атмосферы, которая расковывает учеников, и, в которой они чувствуют себя уверенно. У учеников не должно быть никакого страха перед учителем, не должно быть подавления личности ребёнка.
6. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т. е. понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления.
7. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
8. Принцип системности. Развитие ребёнка - процесс, в котором взаимосвязаны и взаимозависимы все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию. Необходима системная работа по развитию ребёнка.
9. Соответствие возрастным и индивидуальным особенностям.
10. Индивидуализация темпа работы.
В работе с детьми нами будут использованы следующие методы:
- словесные,
- наглядные,
- практические,
- исследовательские.
Виды деятельности:
- творческие работы,
- задания на смекалку,
- лабиринты,
- кроссворды,
- логические задачи,
- упражнения на распознавание геометрических фигур,
- решение уравнений повышенной трудности,
- решение нестандартных задач,
- решение текстовых задач повышенной трудности различными способами,
- решение комбинаторных задач,
- задачи на проценты,
- решение геометрических задач.
Форма деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная и групповая.
Рекомендации к оценке ЗУН: зачтено, не зачтено.
Основные формы проверки знаний:
тестирование;
личная олимпиада;
математические соревнования
Межпредметные связи: экономика, естествознание.
Планируемые результаты:
Личностные результаты
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты
освоить основные приёмы и методы решения нестандартных задач;
уметь применять при решении нестандартных задач творческую оригинальность, вырабатывать собственный метод решения;
успешно выступать на математических соревнованиях.
Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять (доказывать) выбор способа действия при заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Предметные результаты
умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
научить узнавать вид чисел, сравнивать их, выполнять арифметические действия над ними, знать порядок арифметических действий;
научить использовать и составлять алгоритмы для решения задач;
научить исследовать задачи, видеть различные способы их решения.
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Универсальные учебные действия
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
Использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений;
– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
– формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Перечень учебно-методического обеспечения
Занимательные математические задачи. Дополнительные занятия для учащихся 5 классов: Учеб. пособие / Составители А. М. Быковских, Г. Я. Куклина. 2-е изд., испр. Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2010. 78 с.
Задачи для внекласной работы по математике в 5-6 классах / сост.В.Ю.Сафонова, М.:МИРОС, 1995
Математика. Дидактические материалы, Москва, «Просвещение», 2000
Олимпиадные задания по математике 5-8 классы.(500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад. Развитие творческой сущности учащихся). / автор-составитель Н.В.Заболотнева.- Волгоград: Учитель, 2006.
Спивак А. В. Математический праздник. М.: Бюро Квантум, 2000.
Спивак А. В. Тысяча и одна задача по математике. М.: Просвещение, 2002.
http://nsportal.ru/nikolaeva-elena-vasilevna
Календарно-тематического планирования
№ |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Лабораторные и практические работы |
Контрольные и диагностические материалы |
Экскурсии |
Примечание |
Числовые множества. Действия с числами (5 часов) |
||||||
1 |
Происхождение чисел |
1 |
Теория |
|||
2 |
Игра-ярмарка решения задач с использованием старинных мер |
1 |
||||
3 |
Числовые множества |
1 |
||||
4 |
Магический квадрат |
1 |
0,5 |
|||
5 |
Числовые головоломки |
1 |
1 |
|||
Текстовые задачи ( 12 часов) |
||||||
6 |
Логические задачи |
1 |
||||
7 |
Решение логических задач |
1 |
1 |
|||
8 |
Задачи на переливание |
1 |
||||
9 |
Решение задач на переливание |
1 |
1 |
|||
10 |
Задачи на взвешивание |
1 |
||||
11 |
Решение задач на взвешивание |
1 |
1 |
|||
12 |
Задачи на перевозки и переправы |
1 |
||||
13 |
Решение задач на перевозки и переправы |
1 |
1 |
|||
14 |
Задачи проценты (смеси и сплавы) |
1 |
||||
15 |
Решение задач на проценты |
1 |
1 |
|||
16 |
Конкурс «Лучший решатель» |
1 |
||||
17 |
Решение задач от противного |
0,5 |
0,5 |
|||
Графы на плоскости (4 часа) |
||||||
18 |
Теория графов |
1 |
теория |
|||
19 |
Элементы теории графов |
1 |
||||
20 |
Применение элементов теории графов к решению задач |
1 |
1 |
|||
21 |
Решение задач с помощью графов |
1 |
1 |
|||
Геометрические задачи (7 часов) |
||||||
22 |
Треугольник. Задачи с треугольниками |
1 |
0,5 |
|||
23 |
Четырехугольники. Геометрические головоломки |
1 |
0,5 |
|||
24 |
Знакомство с пространственными телами |
1 |
||||
25 |
Задачи на разрезание |
1 |
0,5 |
|||
26 |
Решение задач на разрезание |
1 |
1 |
|||
27 |
Задачи со спичками |
1 |
0,5 |
|||
28 |
Решение задач со спичками |
1 |
1 |
|||
Математические соревнования, ребусы (7 часов) |
||||||
29 |
Математические ребусы |
1 |
||||
30 |
«Ребусомания» |
1 |
||||
31 |
«Устная олимпиада» |
1 |
||||
32 |
«Умники и умницы» |
1 |
||||
33 |
«Интеллектуальный марафон» |
1 |
||||
34 |
«Математическая карусель» |
1 |
1 |
|||
35 |
Математические кроссворды |
1 |
1 |