Рабочая программа кружка «Занимательная математика» для обучающихся 4 класса
МОУ« Средняя общеобразовательная школа №91»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Занимательная математика»
для обучающихся
4-а класса
учитель: Петухова Надежда Анатольевна
2020 г.
Рабочая программа кружка « Занимательная математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Кружок введен в рамках общеинтеллектуального направления.
Программа данного кружка представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на 25 ч в год с проведением занятий один раз в неделю.
Цель данного кружка: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи кружка:
1)развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
2)развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
3)развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
4)формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
5)развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
6)формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
7)формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого кружка является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Содержание кружка
Содержание учебного курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Содержание учебного курса «Занимательная математика» соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения кружка
Личностными результатами является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий .
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией .
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный
опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата |
1 | Высказывания великих людей о математике. Информация об ученых, Решение интересных задач. Веселая викторина. | |
2 | Математические игры. Игра «Не собьюсь». Игра «Попробуй сосчитать!» Игра «Задумайте число» | |
3 | Игры на внимание | |
4 | Римские цифры. Как читать римские цифры? | |
5 | Свойства четных и нечетных чисел Решение задач: Странный отчет. Случай в сберкассе. | |
6 | Задачи-шутки, задачи-загадки. | |
7 | Решение логических задач | |
8 | Геометрия вокруг нас | |
9 | Решение олимпиадных задач | |
10 | Компьютерные математические игры | |
11 | Интеллектуальный марафон | |
12 | Упражнения на быстрый счет. | |
13 | Вычисли наиболее удобным способом. | |
14 | Кроссворды, ребусы , загадки. | |
15 | «Путешествие по лабиринтам» | |
16 17 | Задачи на разрезания и складывание фигур. Несерьезные задачи. | |
18 | «Занимательная геометрия» | |
19 | « Конкурс знатоков». | |
20 | Решение логических задач | |
21 | «Бесконечный ряд загадок» (Шарады,анаграммы,ребусы) | |
22 | Выпуск математических газет | |
23 | Задачи с многовариантным решением | |
24 | Задачи-смекалки | |
25 | Интеллектуальная разминка | |