Рабочая программа курса по выбору «Занимательная математика» для обучающихся 5 классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
муниципального образования города Братска
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Протокол №2 Протокол №1 Приказ
От 29.08.2017г от 31.08.2017г. от 31.08.2017г. № 181
Руководитель ШМО Председатель МС Директор МБОУ «СОШ № 5»
Е.Н.Смирнова Т.В. Толмачева Т.А.Лукина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса по выбору
«Занимательная математика»
для обучающихся 5 Г, Д классов
на 2017 – 2018 учебный год
Предметная область: «Математика»
Разработала: Е. В. Абраменко
учитель математики,
первая квалификационная категория
Братск 2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса по выбору «Занимательная математика» для пятого класса создана на основе:
- Закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г№ 273 ФЗ;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом МО и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897;
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ № 5» для обучающихся 5 – 9 классов (ФГОС);
- Учебного плана МБОУ «СОШ № 5» на 2017-2018 учебный год;
- Календарного учебного графика работы МБОУ «СОШ № 5» на 2017 – 2018 учебный год;
- Математика. Сборник рабочих программ. 5 – 6 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/составитель Т.А.Бурмистрова/. - 2 издание.
Цель обучения – обучение математике на основе ознакомления с закономерностями и их функционирования, оптимальное развитие каждого обучающегося на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности, развития воображения, творческого и логического мышления, умения лаконично и строго излагать мысли, предугадывать пути решения задачи и формировать общеучебные компетенции.
Задачи обучения:
обучение математике на основе ознакомления с закономерностями и их функционирования, оптимальное развитие каждого обучающегося на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности, развития воображения, творческого и логического мышления, умения лаконично и строго излагать мысли, предугадывать пути решения задачи и формировать общеучебные компетенции.
Курс по выбору «Занимательная математика» относится к предметам дополнительной части учебного плана, предметной области «Математика». Образовательная программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательная математика» рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Продолжительность изучения курса внеурочной деятельности «В мире книги» - 34 учебные недели. Количество часов в год определяется календарным учебным графиком МБОУ «СОШ №5», расписанием учебных занятий.
II Планируемые результаты изучения литературного чтения и
применение их на практике:
В результате изучения курса по выбору «Занимательная математика» на базовом уровне выпускник 5 класса научится:
знать/понимать
понятие число, цифра, натуральный ряд чисел, отрезок, длина отрезка;
правила чтения и записи многозначных чисел;
понятие процент; угол, прямой, развернутый угол, градус
свойства сложения, вычитания, умножения и деления;
единицы измерений площадей и объемов, их соотношения;
правила сложения и вычитания обыкновенных дробей;
правила арифметических действий с десятичными дробями;
округлять числа;
правила построения и измерения углов с помощью транспортира, прямого угла с помощью чертежного треугольника;
уметь
читать и записывать многозначные числа;
строить прямую, отрезок, луч;
пользоваться свойствами сложения, вычитания, умножения и деления;
находить значение числового и буквенного выражения;
находить корни уравнений;
возводить число в квадрат и куб;
строить окружность с помощью циркуля;
вычислять среднее арифметическое нескольких чисел, среднюю скорость движения;
пользоваться транспортиром;
читать и изображать круговые диаграммы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
нахождения корней уравнений;
для устных вычислений при умножении и делении на 10, 100, 1000…, 0,1; 0,01; 0,001…
вычисления средней скорости движения;
отношения к математике как части общечеловеческой культуры;
формирования понимания значимости математики для научно-технического прогресса
III Содержание учебного предмета
Содержание обучения математики представлено основными содержательными линиям арифметика, элементы алгебры, вероятность и статистика, наглядная геометрия.
Содержание линии «Арифметика» служит фундаментом для дальнейшего изучения учащимися математики и смежных дисциплин, способствует развитию не только вычислительных навыков, но и логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, способствует развитию умений планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни.
Содержание линии «Элементы алгебры» систематизирует знания о математическом языке, показывая применение букв для обозначения чисел и записи свойств арифметических действий, а также для нахождения неизвестных компонентов арифметических действий.
Содержание линии «Наглядная геометрия» способствует формированию у учащихся первичных представлений о геометрических абстракциях реального мира, закладывает основы формирования правильной геометрической речи, развивает образное мышление и пространственные представления.
Линия «Вероятность и статистика». Этот материал необходим прежде всего для формирования у учащихся функциональной грамотности – умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты.
В результате освоения предметного содержания математики у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности.
В процессе изучения математики осуществляется знакомство с методологическими разделами логика и множества, математика в историческом развитии.
Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок по содержанию программы:
Натуральные числа, 2 часа;
Сложение и вычитание натуральных чисел, 8 час;
Умножение и деление натуральных чисел, 10 часов;
Обыкновенные дроби, 6 часа;
Десятичные дроби, 5 часов;
Повторение. Решение задач, 3 часа.
Содержание учебного предмета «Математика» поурочное планирование, (приложение 1)
IV Оценочные материалы учебных достижений обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса математике.
Результативность образовательного процесса по данной программе позволяет в системе отслеживать педагогический мониторинг. Педагогический мониторинг включает в себя:
текущий контроль:
- наблюдения за деятельностью обучающегося в процессе занятий;
- самостоятельные работы;
- выполнение выборочных учебно - практических и учебно – познавательных заданий, способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
- мониторинг уровня учебных достижений;
- проверочные работы;
- самостоятельные работы;
- тестирование;
- диктанты;
промежуточный контроль:
- контрольная работа;
- контрольное тестирование;
итоговый контроль:
- контрольные работы;
- контрольное тестирование.
Способами оценивания результативности обучения являются:
пятибалльная система оценки;
зачет;
учебные проекты;
Критериями оценивания результативности обучения математике обучающихся:
Отметка устных ответов учащихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:
- полно раскрыл содержание материала в объёме», предусмотренном программой учебников;
- изложил материал грамотным языком а определённой логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
- правильно выполнил рисунки, чертежи, графика, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами» применять их в новой: ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе навыков и умений;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
- возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
- допущены один - два недочета при освещении основною содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
- допущены ошибка или более двух недочётов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3»:
ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определённые «Требованиями к математической подготовке учащихся»);
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятие, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умении и навыков».
Отметка "2":
ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важное части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий» при использовании математическое терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1»:
ставится, если:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Отметка письменных контрольных работ обучающихся
Отметка «5»:
ставится, если:
- работа выполнена полностью;
- в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
- в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4»:
ставится, если:
- работа выполнена полностью» но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущена одна ошибка или два-три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3»:
ставится, если:
- допущены более одна ошибки или более двух-трёх недочётов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме;
Отметка «2» :
ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательные умениями по данной теме в полной мере;
Отметка«1»:
ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Оптимальный уровень выполнения работы от 90% до 100% заданий;
Высокий уровень выполнения работы от 75% до 90% заданий;
Достаточный уровень выполнения работы от 50% до 75% заданий;
Низкий уровень выполнения работы менее 50% заданий.
Контрольно – измерительные материалы по учебному предмету «Математика» (Приложение 2)
Перечень контрольных работ (Приложение 3)
Лист коррекции программы (Приложение 4)
Календарно-тематический план.
№ п/п |
Разделы, темы |
Кол-во часов |
1 |
Человек и его интеллект. |
1 |
2 |
Старинные системы записи чисел. |
1 |
3 |
В поисках самого большого числа. |
1 |
4 |
Всяк на свой аршин мерит |
1 |
5 |
Старинные меры массы и старинные русские деньги. |
1 |
6 |
Логические задачи. |
1 |
7 |
Методы решения творческих задач. |
1 |
8 |
Поиск закономерностей. |
1 |
9 |
Задачи со спичками. |
1 |
10 |
Задачи на переливание. |
1 |
11 |
Игра «Мозговой штурм». |
1 |
12 |
Ребусы. |
1 |
13 |
Арифметические ребусы. |
1 |
14 |
Задачи на разрезание. |
1 |
15 |
Задачи на «обратный ход». |
1 |
16 |
Задачи на «смеси и сплавы» |
1 |
17 |
Круги Эйлера. |
1 |
18 |
Лист Мёбиуса. |
1 |
19 |
Принцип Дирихле. |
1 |
20 |
Цикличность. |
1 |
21 |
Четность и нечетность. |
1 |
22 |
Проценты. |
1 |
23 |
Процентные вычисления в жизненных ситуациях. |
1 |
24 |
Деловая игра «»Проценты в современной жизни». |
1 |
25 |
Комбинаторные задачи |
1 |
26 |
Множество |
1 |
27 |
Подмножество |
1 |
28 |
Геометрические головоломки |
1 |
29 |
Счет у первобытных людей |
1 |
30 |
Цифры у разных народов |
1 |
31 |
Метрическая система мер |
1 |
32 |
Старые русские меры |
1 |
33 |
КВН |
1 |
34 |
Защита ученических проектов. |
1 |