12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ковалева Галина Валентиновна155458
Педагогический стаж работы 40 лет.
Россия, Воронежская обл., Нововоронеж
Материал размещён в группе «Учительские династии»

Занимательные головоломки по географии и краеведению

Пояснительная записка

Автор разработки: Ковалева Галина Валентиновна,

учитель географии МКОУ Нововоронежская СОШ№4

Учебные предметы: география и краеведение.

Этапы урока: индивидуальная, групповая, парная работа в классе или нестандартное домашнее задание.

Уровень заданий: повышенный.

Вид работы: образовательная головоломка.

Время выполнения: в рамках урочной деятельности - 1-2 урока, в качестве нестандартного домашнего задания, одна неделя.

Образовательные технологии: игровые, технологии интегрированного, проблемного, развивающего, дифференцированного обучения.

Методическое обоснование:

Образовательные головоломки созданы с целью отработки предметных умений по географии и краеведению, формирования универсальных учебных действий, умений работать с информацией в нестандартной форме. Данные головоломки можно использовать в качестве дополнительного материала к урокам или внеклассным занятиям.

Головоломка это один из лучших способов развития интеллектуальных способностей человека. Не случайно её называют «Зарядка для ума». Образовательные головоломки могут быть использованы в начале урока, как мотивация к основной части урока, так и в конце урока, как закрепление темы.

Цель: закрепить знания о пройденных, изученных темах, через игровые средства обучения.

Задачи:

­­– Развивать логическое мышление, внимание, память.

Развивать интерес, творческий подход к изучению предмета географии.

Личностные УУД:

учебно-познавательный интерес к учебному материалу;

самоконтроль, самоанализ и самооценка полученных результатов на основе критериев.

Познавательные УУД:

поиск и выделение необходимой учебной информации;

умение производить простые логические действия, как анализ, сравнения, и др.;

формирование навыков самостоятельного анализа и оценки предполагаемой информации.

Регулятивные УУД:

работать в соответствии с поставленной задачей;

оценивать свою работу, а также работу одноклассников;

развивать интуицию и эрудицию;

сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами.

Коммуникативные УУД:

умение работать индивидуально, в парах, в команде;

отстаивать свою позицию, а также принимать позицию сверстников;

осуществлять сотрудничество с учителем и со сверстниками.


1. Кроссенс по географии

«Кроссенс» -– ассоциативная головоломка нового поколения, обозначающая «пересечение смыслов». Кроссенс состоит из девяти квадратов, в которых размещены картинки.

Использование технологии кроссенс способствует формированию образного и критического мышления, умения составлять описание процессов и явлений с помощью набора взаимосвязанных картинок.

Задача учеников, применяя свои интеллектуальные способности, найти ассоциативные связи между изображениями, дать ему название.

Пример.

Данный кроссенс может быть использован на уроках географии при изучении темы: «Первооткрыватели России».

Название: «Политический деятель Императорского русского географического общества».


t1582090513aa.jpg

t1582090513ab.png

t1582090513ac.png

t1582090513ad.jpg

t1582090513ae.jpg

t1582090513af.jpg

t1582090513ag.png

t1582090513ah.jpg

t1582090513ai.jpg

t1582090513aj.jpg

Ответ:

t1582090513ak.jpg

Александр Васильевич Колчак. 

Исследователь, член Императорского русского географического общества, политический деятель, военный, адмирал, учёный-океанограф, полярный исследователь, флотоводец, вошедший в историю как руководитель Верховного Правителя Белого движения во время Гражданской войны в России

Александр Васильевич Колчак, участник русско-японской и первой мировой войны, Георгиевский кавалер, адмирал. В 1900-1902 годах участвовал в Русской полярной экспедиции, а в 1903 - в Спасательной экспедиции.

После революции 1918 года, 17 февраля 1920 года Колчак был расстрелян по постановлению Иркутского военно-революционного комитета.

В 1906 году являлся членом Императорского русского географического общества.

В честь Колчака назван необитаемый остров в Таймырском заливе Карского моря, возле побережья Таймырского полуострова, к северу от полуострова Лётчиков и залива Зееберг.


2. Кроссворд по географическому краеведению.

Кроссворд на этапе проверки домашнего задания.

Составлен из ключевых слов, относящихся к Воронежской области.

Для индивидуального выполнения на экран выставлен слайд незаполненного кроссворда, и вопросы, то есть задания к нему. Учащиеся индивидуально отгадывают кроссворд, а затем под руководством учителя проводят проверку всем классом;

Групповое выполнение, можно дать задания группе учеников.

В хорошо подготовленном классе проверить выполнение задания может наиболее успешный ученик, первым решивший его.

Составить небольшой кроссворд можно по любому параграфу и теме.

Пример: «Природа родного края»


t1582090513al.png

По горизонтали:

2. Флаг города Воронежа имеет узкую полосу. Назвать цвет полоски.

3. Назовите главную реку Воронежской области?

5. Назовите название первого моста в Воронеже, соединяющий левый и правый берег водохранилища.

7. Назовите тип климата.

9. Название реки Дон, в переводе с языка скифов, означает…

По вертикали:

1.Колыбель российского флота.

4. Как называются горы в Дивногорье.

6.  Какой населенный пункт (районный центр) носит женское имя?

8. Назовите, в каком климатическом поясе находится Воронежская область.

10. Назовите, какое животное является эмблемой Воронежского государственного заповедника.

Ответы:

t1582090513am.png

3. Кроссворд в загадках.

Дать задание учащимся для определения темы урока: «Промышленные предприятия экономического района».

Отгадать загадки, не относящиеся к теме урока и записать в кроссворд. Задание считается выполненным, если определить центральное слово, оно означает ключевую часть темы урока.

Задания для кроссворда:


1. Эта птица в ранний час

Звонкой песней будит нас!

Золотистый гребешок,

Голосистый …


2. Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют.

И, галдя, её клюют.


3. Как ветви у него рога!

Он благородный и пятнистый,

Пасется в сочных он лугах,

В жару идёт же в лес тенистый.


4. Эта маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке,

Потому что дотемна

В норке прячется она.


5. Полосатый слон

Кружит над цветком.

Сел на цветок

В цветок – хоботок…


6. Скачет завитушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка.


7. У неё одёжки колки:

Все иголки, да иголки.

Звери шутят: «Дядя ёж

На неё похож»


8. В нашем городе … около 40000 человек.


9. Синее одеяло.

Чёрным стало.

Покрылось Мошками

С золотыми ножками.


10. Ягода чёрная – да не черника,

Куст колючий – да не малина.


t1582090513an.gif


4. Образовательная головоломка

Немецкий кроссворд – головоломка, которая разгадывается по тем же правилам, что и в венгерский кроссворд (филворд). Но в нем есть отличия. В немецком филворде, слова могут записываться в любом направлении, даже по диагонали и буквы могут повторяться, а слова могут пересекаться.

Тема: «Великие путешественники»

Урок закрепления пройденного материала и обобщения знаний.

Цель: закрепить знания о великих путешественниках.

Задачи:

Развивать у учащихся логическое мышление, развивать внимание и память;

Развивать познавательный интерес к предмету, на примере великих путешественников.

Задание:

Найди 5 слов и напиши фамилии великих путешественников

(слова могут располагаться слева направо и сверху вниз).

Дать краткое описание путешественникам – первооткрывателям.

t1582090513ao.png

Ответы



t1582090513ap.png

Краткая характеристика путешественников.

t1582090513aq.png


Ссылки на фото:

1. https://24smi.org/public/media/resize/800x-/celebrity/2017/04/24/CDCeSztnM2tq_fernan-magellan.jpg

2.https://www.konspekty.net/wp-content/uploads/2017/11/fsdzx-768x1113.jpg.pagespeed.ce.hQ3llI7bDI.jpg

3.https://ih0.redbubble.net/image.492747320.0795/flat,800x800,075,f.jpg

4.https://ugra.ru/pics-userscontent2.emaze.com/images/0552a207-f5bd-4325-90dd-09c06473a1e1/45447312-c0a1-4807-b5df-0b2f26302356.jpg

5.https://pbs.twimg.com/media/EJuTbYCWkAAmoRc.jpg


5. Ребусы по географическому краеведению

Ребус – разновидность загадки, в которой слово или фраза изображается рисунком, буквой, цифрой, любым другим знаком или сочетанием символов. Задача ученика разгадать ребус, то есть верно прочитать зашифрованное слово. На уроках или внеурочной деятельности можно применять в начале урока, как разминку к предстоящей работе, или как введение в новую тему урока (разгадав ребус определить новую тему урока), или в конце изученной темы, как обобщение.

Пример:

Урок закрепления пройденного материала и обобщения знаний по теме: «Населенные пункты Воронежской области».

t1582090513ar.png


Картинки для ребусов взяты из Интернета

  Картинки для ребусов взяты из Интернета

Д - http://zabavnik.club/wp-content/uploads/2018/06/Kartinki_426_01044516.jpg

- http://pngimg.com/uploads/comma/comma_PNG9.png

Зонт- https://pesonasuransi.files.wordpress.com/2010/10/logo-payung.jpg

- http://pngimg.com/uploads/comma/comma_PNG9.png

Д- https://a4files.ru/content/uploads/2017/05/D.jpg

Н- https://pbs.twimg.com/profile_images/447584264130134016/UKRqjxbX.jpeg

И- https://a4files.ru/content/uploads/2017/05/I-768x1086.jpg

Огонь- https://img2.freepng.ru/20180205/wke/kisspng-flame-fire-clip-art-flames-5a781390f02af4.5186766115178187689837.jpg

Е- https://i.pinimg.com/originals/ab/f9/cd/abf9cd7459eac010af83bf1886fef145.jpg

М- https://yt3.ggpht.com/a/AGF-l78LxccarCatOv7oG6Mi6Q_xFdjrTteh3Z_QIw=s900-c-k-c0xffffffff-no-rj-mo

Волк- https://klike.net/uploads/posts/2018-10/1538984403_28.png

Ы- https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/30/Cirila-%D0%AB-majuskla.svg/1200px-Cirila-%D0%AB-majuskla.svg.png

Е- https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/30/Cirila-%D0%AB-majuskla.svg/1200px-Cirila-%D0%AB-majuskla.svg.png

Горы- https://webstockreview.net/images/clipart-mountain-snow-mountain-5.png

П- http://zabavnik.club/wp-content/uploads/bukva_p_2_02033536.jpg

Волна- https://img0.etsystatic.com/016/0/6636263/il_fullxfull.412410174_tvbl.jpg

- http://pngimg.com/uploads/comma/comma_PNG9.png

Диск- https://www.davismedical.com/Images/CD_autolev_crop.jpg

Болт- https://st4.depositphotos.com/17490594/21648/v/950/depositphotos_216489100-stock-illustration-hand-drawn-bolt-doodle-icon.jpg

- http://pngimg.com/uploads/comma/comma_PNG9.png

Туча- https://img2.freepng.ru/20180514/peq/kisspng-coloring-book-rain-cloud-storm-adult-5af9dedb7efec2.9578820915263249555202.jpg

Р- https://openclipart.org/image/2400px/svg_to_png/87475/Cyrillic-R.png

Использование образовательных головоломок на уроках географии и краеведения, является эффективным средством развития мыслительной, познавательной, развивающей активности и формирования положительной мотивации к обучению и воспитанию учеников.



Опубликовано в группе «Учительские династии»


Комментарии (17)

сменить сортировку
Ивлиева Наталия Алексеевна, 18.02.20 в 18:04 5Ответить Пожаловаться
Галина Валентиновна, не получилось загрузить головоломку?
Ковалева Галина Валентиновна, 19.02.20 в 16:13 4Ответить Пожаловаться
Наталия Алексеевна, спасибо за заботу! Сейчас методическая разработка размещена на сайте!
Ивлиева Наталия Алексеевна, 19.02.20 в 16:35 4Ответить Пожаловаться
Уже вижу! Отличная работа! Спасибо за творческий подход!

Отредактировано 19-02-2020 16:36

Ковалева Галина Валентиновна, 19.02.20 в 16:43 4Ответить Пожаловаться
В ответ Ивлиева Наталия Алексеевна
Я вчера уезжала к дочери в Воронеж, торопилась, еще работа на сайт плохо загружалась, вот так и получилось. Спасибо Вам, Наталия Алексеевна!
Ивлиева Наталия Алексеевна, 19.02.20 в 16:46 4Ответить Пожаловаться
В ответ Ковалева Галина Валентиновна
Многие жалуются, что так бывает, плохо загружается!
Щукина Вера Александровна, 20.02.20 в 10:56 4Ответить Пожаловаться
Галина Валентиновна, Ваша публикация мне очень понравилась. Спасибо за Ваше творчество.
Ковалева Галина Валентиновна, 20.02.20 в 11:01 3Ответить Пожаловаться
Вера Александровна, мне очень приятно, что моя работа Вам понравилась! Спасибо за отзыв!
Ковалева Галина Валентиновна, 20.02.20 в 14:42 4Ответить Пожаловаться
Кирилл Александрович, спасибо за высокую оценку моей работы!
показать все комментарии Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.