Занимательные головоломки по географии и краеведению
Занимательные головоломки по географии и краеведению
Пояснительная записка
Автор разработки: Ковалева Галина Валентиновна,
учитель географии МКОУ Нововоронежская СОШ№4
Учебные предметы: география и краеведение.
Этапы урока: индивидуальная, групповая, парная работа в классе или нестандартное домашнее задание.
Уровень заданий: повышенный.
Вид работы: образовательная головоломка.
Время выполнения: в рамках урочной деятельности - 1-2 урока, в качестве нестандартного домашнего задания, одна неделя.
Образовательные технологии: игровые, технологии интегрированного, проблемного, развивающего, дифференцированного обучения.
Методическое обоснование:
Образовательные головоломки созданы с целью отработки предметных умений по географии и краеведению, формирования универсальных учебных действий, умений работать с информацией в нестандартной форме. Данные головоломки можно использовать в качестве дополнительного материала к урокам или внеклассным занятиям.
Головоломка – это один из лучших способов развития интеллектуальных способностей человека. Не случайно её называют «Зарядка для ума». Образовательные головоломки могут быть использованы в начале урока, как мотивация к основной части урока, так и в конце урока, как закрепление темы.
Цель: закрепить знания о пройденных, изученных темах, через игровые средства обучения.
Задачи:
– Развивать логическое мышление, внимание, память.
– Развивать интерес, творческий подход к изучению предмета географии.
Личностные УУД:
– учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
– самоконтроль, самоанализ и самооценка полученных результатов на основе критериев.
Познавательные УУД:
– поиск и выделение необходимой учебной информации;
– умение производить простые логические действия, как анализ, сравнения, и др.;
– формирование навыков самостоятельного анализа и оценки предполагаемой информации.
Регулятивные УУД:
– работать в соответствии с поставленной задачей;
– оценивать свою работу, а также работу одноклассников;
– развивать интуицию и эрудицию;
– сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами.
Коммуникативные УУД:
– умение работать индивидуально, в парах, в команде;
– отстаивать свою позицию, а также принимать позицию сверстников;
– осуществлять сотрудничество с учителем и со сверстниками.
1. Кроссенс по географии
«Кроссенс» -– ассоциативная головоломка нового поколения, обозначающая «пересечение смыслов». Кроссенс состоит из девяти квадратов, в которых размещены картинки.
Использование технологии кроссенс способствует формированию образного и критического мышления, умения составлять описание процессов и явлений с помощью набора взаимосвязанных картинок.
Задача учеников, применяя свои интеллектуальные способности, найти ассоциативные связи между изображениями, дать ему название.
Пример.
Данный кроссенс может быть использован на уроках географии при изучении темы: «Первооткрыватели России».
Название: «Политический деятель Императорского русского географического общества».
Ответ:
Александр Васильевич Колчак.
Исследователь, член Императорского русского географического общества, политический деятель, военный, адмирал, учёный-океанограф, полярный исследователь, флотоводец, вошедший в историю как руководитель Верховного Правителя Белого движения во время Гражданской войны в России.
Александр Васильевич Колчак, участник русско-японской и первой мировой войны, Георгиевский кавалер, адмирал. В 1900-1902 годах участвовал в Русской полярной экспедиции, а в 1903 - в Спасательной экспедиции.После революции 1918 года, 17 февраля 1920 года Колчак был расстрелян по постановлению Иркутского военно-революционного комитета.
В 1906 году являлся членом Императорского русского географического общества.
В честь Колчака назван необитаемый остров в Таймырском заливе Карского моря, возле побережья Таймырского полуострова, к северу от полуострова Лётчиков и залива Зееберг.
2. Кроссворд по географическому краеведению.
Кроссворд на этапе проверки домашнего задания.
Составлен из ключевых слов, относящихся к Воронежской области.
Для индивидуального выполнения на экран выставлен слайд незаполненного кроссворда, и вопросы, то есть задания к нему. Учащиеся индивидуально отгадывают кроссворд, а затем под руководством учителя проводят проверку всем классом;
Групповое выполнение, можно дать задания группе учеников.
В хорошо подготовленном классе проверить выполнение задания может наиболее успешный ученик, первым решивший его.
Составить небольшой кроссворд можно по любому параграфу и теме.
Пример: «Природа родного края»
По горизонтали:
2. Флаг города Воронежа имеет узкую полосу. Назвать цвет полоски.
3. Назовите главную реку Воронежской области?
5. Назовите название первого моста в Воронеже, соединяющий левый и правый берег водохранилища.
7. Назовите тип климата.
9. Название реки Дон, в переводе с языка скифов, означает…
По вертикали:
1.Колыбель российского флота.
4. Как называются горы в Дивногорье.
6. Какой населенный пункт (районный центр) носит женское имя?
8. Назовите, в каком климатическом поясе находится Воронежская область.
10. Назовите, какое животное является эмблемой Воронежского государственного заповедника.
Ответы:
3. Кроссворд в загадках.
Дать задание учащимся для определения темы урока: «Промышленные предприятия экономического района».
Отгадать загадки, не относящиеся к теме урока и записать в кроссворд. Задание считается выполненным, если определить центральное слово, оно означает ключевую часть темы урока.
Задания для кроссворда:
1. Эта птица в ранний час
Звонкой песней будит нас!
Золотистый гребешок,
Голосистый …
2. Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют.
И, галдя, её клюют.
3. Как ветви у него рога!
Он благородный и пятнистый,
Пасется в сочных он лугах,
В жару идёт же в лес тенистый.
4. Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна
В норке прячется она.
5. Полосатый слон
Кружит над цветком.
Сел на цветок
В цветок – хоботок…
6. Скачет завитушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
7. У неё одёжки колки:
Все иголки, да иголки.
Звери шутят: «Дядя ёж
На неё похож»
8. В нашем городе … около 40000 человек.
9. Синее одеяло.
Чёрным стало.
Покрылось Мошками
С золотыми ножками.
10. Ягода чёрная – да не черника,
Куст колючий – да не малина.
4. Образовательная головоломка
Немецкий кроссворд – головоломка, которая разгадывается по тем же правилам, что и в венгерский кроссворд (филворд). Но в нем есть отличия. В немецком филворде, слова могут записываться в любом направлении, даже по диагонали и буквы могут повторяться, а слова могут пересекаться.
Тема: «Великие путешественники»
Урок закрепления пройденного материала и обобщения знаний.
Цель: закрепить знания о великих путешественниках.
Задачи:
Развивать у учащихся логическое мышление, развивать внимание и память;
Развивать познавательный интерес к предмету, на примере великих путешественников.
Задание:
Найди 5 слов и напиши фамилии великих путешественников
(слова могут располагаться слева направо и сверху вниз).
Дать краткое описание путешественникам – первооткрывателям.
Ответы
Краткая характеристика путешественников.
Ссылки на фото:
1. https://24smi.org/public/media/resize/800x-/celebrity/2017/04/24/CDCeSztnM2tq_fernan-magellan.jpg
2.https://www.konspekty.net/wp-content/uploads/2017/11/fsdzx-768x1113.jpg.pagespeed.ce.hQ3llI7bDI.jpg
3.https://ih0.redbubble.net/image.492747320.0795/flat,800x800,075,f.jpg
5.https://pbs.twimg.com/media/EJuTbYCWkAAmoRc.jpg
5. Ребусы по географическому краеведению
Ребус – разновидность загадки, в которой слово или фраза изображается рисунком, буквой, цифрой, любым другим знаком или сочетанием символов. Задача ученика разгадать ребус, то есть верно прочитать зашифрованное слово. На уроках или внеурочной деятельности можно применять в начале урока, как разминку к предстоящей работе, или как введение в новую тему урока (разгадав ребус определить новую тему урока), или в конце изученной темы, как обобщение.
Пример:
Урок закрепления пройденного материала и обобщения знаний по теме: «Населенные пункты Воронежской области».
Картинки для ребусов взяты из Интернета
Картинки для ребусов взяты из Интернета
Д - http://zabavnik.club/wp-content/uploads/2018/06/Kartinki_426_01044516.jpg
- http://pngimg.com/uploads/comma/comma_PNG9.png
Зонт- https://pesonasuransi.files.wordpress.com/2010/10/logo-payung.jpg
- http://pngimg.com/uploads/comma/comma_PNG9.png
Д- https://a4files.ru/content/uploads/2017/05/D.jpg
Н- https://pbs.twimg.com/profile_images/447584264130134016/UKRqjxbX.jpeg
И- https://a4files.ru/content/uploads/2017/05/I-768x1086.jpg
Е- https://i.pinimg.com/originals/ab/f9/cd/abf9cd7459eac010af83bf1886fef145.jpg
М- https://yt3.ggpht.com/a/AGF-l78LxccarCatOv7oG6Mi6Q_xFdjrTteh3Z_QIw=s900-c-k-c0xffffffff-no-rj-mo
Волк- https://klike.net/uploads/posts/2018-10/1538984403_28.png
Горы- https://webstockreview.net/images/clipart-mountain-snow-mountain-5.png
П- http://zabavnik.club/wp-content/uploads/bukva_p_2_02033536.jpg
Волна- https://img0.etsystatic.com/016/0/6636263/il_fullxfull.412410174_tvbl.jpg
- http://pngimg.com/uploads/comma/comma_PNG9.png
Диск- https://www.davismedical.com/Images/CD_autolev_crop.jpg
- http://pngimg.com/uploads/comma/comma_PNG9.png
Р- https://openclipart.org/image/2400px/svg_to_png/87475/Cyrillic-R.png
Использование образовательных головоломок на уроках географии и краеведения, является эффективным средством развития мыслительной, познавательной, развивающей активности и формирования положительной мотивации к обучению и воспитанию учеников.
Ивлиева Наталия Алексеевна
Ковалева Галина Валентиновна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Ковалева Галина Валентиновна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Ковалева Галина Валентиновна
Щукина Вера Александровна
Ковалева Галина Валентиновна
Кирилл Александрович Ш.
Ковалева Галина Валентиновна
Панов Егор Игоревич
Ковалева Галина Валентиновна
Бойко Светлана Владимировна
Ковалева Галина Валентиновна
Горбачёва Марина Юрьевна
Ковалева Галина Валентиновна
Розова Ольга