12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена4661
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск

Нестандартное домашнее задание по географии и краеведению. Иллюстрация геохимических процессов (круговорот азота, углерода, фосфора в природе).

Тема домашнего задания: визуализация и иллюстрация геохимических процессов для уроков экологии, краеведения, географии, биологии, химии.

Домашнее задание ученикам. Нарисовать геохимические циклы круговорота углерода, фосфора, азота и других элементов в биосфере.

Класс - 10 класс; сложность - высокая, межпредметная; время выполнения – 30-40 минут.

Тип задания - индивидуальное или групповое; способ проверки – сбор иллюстраций формата А4, устный отчёт, общее обсуждение на уроке рисунков и процессов.

Учебники:

1) учебник географии 10 класс — Максаковский, (4.Мы узнаём о географическом ресурсоведении и геоэкологии, стр. 46).

2) учебник экологии 10 (11) класс - Е. А. Криксунов, В.В.Пасечник, (4.5. Круговорот веществ в экосистеме, стр.144.)

3) учебник биологии 10-11 класс А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник (88.Основы рационального природопользования, стр. 339. 86. Экологическая сукцессия, стр.334).

4) учебник химии 11 класс О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова (глава 5. Химия в жизни общества, стр. 305).

Цели: освоение знаний о геохимических процессах в природе, полученные школьниками самостоятельно и осмысленно, закреплённые рисунком, творческое рисование. Создание уникальных наглядных пособий для других учеников.

Пояснительная записка. Для понимания сложных биохимических и геохимических процессов, происходящих в биосфере, существует множество различных учебных плакатов и готовых схем, а также иллюстраций в учебниках для того, чтобы школьники рассмотрели картинки и наглядно представили себе суть происходящих в природе преобразований. Понятно, что одни рисунки иллюстрируют некоторое количество происходящих процессов подробно, не охватывая всю биосферу; другие, наоборот, схематично и упрощенно показывают основные процессы, происходящие в биосфере в целом, не вдаваясь в подробности.

Тема неисчерпаема, и каждый ученик может стать автором уникальной иллюстрации, предварительно изучив процессы, происходящие в биосфере. На уроках экологии, географии и краеведения можно дать школьникам интересное задание для самостоятельной работы по круговороту химических элементов в природе.

Я обычно делю класс на несколько групп, в которых будут работать школьники. Выдаю листы бумаги формата А4, цветные карандаши и фломастеры или маркеры и предлагаю ученикам нарисовать происходящие в природе процессы после прочтения текста учебника или другого учебного пособия и просмотра уже существующих готовых схем, после обсуждения с товарищами по группе.

В результате, к концу урока получаем пять-шесть ученических иллюстраций геохимических процессов, происходящих в природе. А если остаётся время, то слушаем «защиту проектов иллюстраций» с пояснениями учеников, почему они нарисовали именно так, а не иначе; с чего начинали рисовать; от каких гипотез отталкивались; какие процессы показались им наиболее интересными и нуждающимися в иллюстрировании? И если в начале урока иногда встречаются недовольные возгласы некоторых учеников, что, мол, у нас ведь урок краеведения, а не рисования…, то к концу урока все так увлечены идеями и обсуждением, спорами друг с другом, что времени не хватает, а хочется продолжать… А главное, ученики довольны результатом своей творческой работы, готовы обсуждать свою работу, поправлять её, и делают это осмысленно. Такие знания, полученные самостоятельно и осмысленно, закреплённые рисунком, подкреплённые рассказом остаются надолго в памяти учеников и способствуют дальнейшему творчеству и размышлению в данном направлении.

Если школьники не успели нарисовать на уроке, то даю им доделать это задание на дом, в качестве домашнего задания. А педагогу остаются уникальные наглядные пособия для следующих классов и других учеников (разумеется, после проверки на наличие ошибок в рисунках).

ПРИЛОЖЕНИЕ. Рисунки моих учеников (геохимический круговорот фосфора, азота, углерода, сукцессия).

РИСУНОК №1.  "Круговорот органического фосфора в биосфере".

РИСУНОК №2. "Круговорот углерода в биосфере".

РИСУНОК №3. "Сукцессия".

РИСУНОК №4. "Круговорот азота в биосфере".

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (5)

Елена Вениаминовна Чурина, 13.07.18 в 15:57 2Ответить Пожаловаться
Очень интересное творческое домашнее задание.
Елена, 13.07.18 в 16:02 2Ответить Пожаловаться
Спасибо!
Легоцкая Вера Сергеевна, 13.07.18 в 17:16 1Ответить Пожаловаться
Мне очень понравилось Ваше домашнее задание, Елена!
Елена, 13.07.18 в 17:32 1Ответить Пожаловаться
Спасибо!
Горбачёва Марина Юрьевна, 31.03.20 в 07:23 0Ответить Пожаловаться
Для рисующих детей-прекрасное задание!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.