Внеклассное мероприятие «Занимательный калейдоскоп чисел» (Математика, 5 класс)
МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
р.п.Первомайский Тамбовская область
Внеклассное мероприятие
«Занимательный калейдоскоп чисел»
Разработала
учитель математики
Жданова Галина Евгеньевна
Внеклассное мероприятие по математике
«Занимательный калейдоскоп чисел» 5 класс
Цель: создание условий для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС через разнообразие применения математических игр.
в направлении личностного развития
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
в метапредметном направлении
Регулятивные УУД
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Познавательные УУД
умение работать с разными видами информации;
умение изменять виды деятельности в зависимости от поставленной задачи;
умение использовать знаково-символических средств выражения
Коммуникативные УУД
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
умение слушать и слышать учителя и своих одноклассников;
умение работать в паре и группе, сотрудничать;
умение принимать чужое мнение;
умение принимать условия и правила социума
Игровая деятельность соответствует задачам нового стандарта:
1. В направлении личностного развития.
Воспитывать у учащихся интерес к математике и познанию, самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, внимательность, сосредоточенность, умение применять имеющиеся знания на практике, умения защищать свои убеждения. Формировать умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и сверстниками.
2. В метапредметном направлении.
Активизировать различные виды памяти ученика, формировать способность ориентироваться в необычных ситуациях, пополнить запас знаний, представлений и понятий ученика, развивать его фантазию, необходимых при организации деятельности в любой сфере.
3. В предметном направлении.
Выявить учащихся, которые обладают неординарными способностями и стремятся к углублению своих знаний по математике. Вовлечь в учебную деятельность всех учеников, далее пассивных. Повысить уровень математического развития учеников и расширить их кругозор. Углубить представления учащихся об использовании сведений из математики в повседневной жизни.
Ход мероприятия
Организационный момент
Уважаемые участники встречи!
Я рада приветствовать вас на большой математической игре «Занимательный калейдоскоп чисел». Сегодня здесь собрались те, кто хочет учиться с увлечением. Все, кто любит тайны, загадки, приключения. Все, кто любознателен, трудолюбив, настойчив! Успехов вам! И так… начинаем игру!
А) 1 этап нашего мероприятия – «Приветствие команд»
Капитаны представьте свои команды
Команда «Крестики»
Команда «Нолики»
Капитаны команд
Б) Вопросы команде крестики:
1. Результат сложения? (сумма)
2. Прибор для измерения длины отрезков? (линейка)
3. Сколько цифр вы знаете?(10)
4. Что найдем, если расстояние разделим на скорость? (время)
5. 789*0=…
6. Наибольшее двузначное число.(99)
7. Чему равен периметр квадрата со стороной 4 см? (16 см)
8.Сколько нулей в записи числа миллион?(6)
Вопросы команде нолики:
1. Результат вычитания? (разность)
2. Прибор для измерения углов? (транспортир)
3. На какое число нельзя делить? (на 0)
4. Что найдем, если расстояние разделим на время? (скорость)
5. 0*324=…
6. Наименьшее двузначное число.(10)
7 .Чему равен периметр прямоугольника, если его длина 4 см, а ширина 2 см? (12 см)
8. Сколько нулей в записи числа миллиард?( 9)
В)2 этап - Конкурс «Задачи в стихах».
Было книжек 25,
Да добавили к ним 5.
А потом 2 книжки взяли
И учащимся отдали.
Думать надо очень мало,
Отвечайте:
«Сколько стало?» (28книжек)
Поручил учитель Коле
Сосчитать лопаты в школе.
Он лопаты сосчитал,
Прибежал и так сказал:
« 28, а из них
20 малых, 6 больших».
Точно Коля доложил?
Иль ошибку допустил? (26 лопат)
Возле грядки две лопатки,
Возле кадки три лопатки.
Все лопатки сосчитать!
Сколько будет?
Ровно… (5)
Пять ворон на крышу сели,
Две ещё к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело.
Сколько всех их прилетело. (7)
Кошка вышила ковёр.
Посмотри какой узор:
Три большие клеточки,
В каждой по три веточки.
Села кошка на кровать.
Стала веточки считать,
Но никак не может.
Кто же ей поможет? (3*3=9)
Со двора 16 веток
Принесла коза для деток,
Положила на пол их,
Как делить на четверых? (16:4=4)
Г)3 этап - Конкурс «Продолжи пословицу».
Каждая команда поднимает руки, если знает ответ с незаконченными пословицами. Каждая из этих пословиц содержит число.
Жить в четырех … стенах.
Ноль без … палочки.
Два сапога - … пара.
Лук от семи … недуг.
Одна голова - хорошо, а две - … лучше.
От горшка два … вершка.
Уплетать за обе … щеки.
В трех соснах … заблудился.
Век живи – век … учись.
Двое дерутся, третий … не лезь.
Палка о двух … концах.
Скупой платит … дважды.
Д) «Заморочки из бочки»
1) Тройка лошадей пробежала 30 км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь? (30 км)
2) Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько будет весить петух, стоя на двух ногах? (3 кг)
3) Зайцы пилят бревно. Они сделали 10 распилов. Сколько получилось чурбачков? (11)
4) Крышка стола имеет 4 угла. Если один из них отпилить, сколько будет углов у крышки? (5)
5) У Ивана было десять козочек. Все, кроме девяти, убежали. Сколько козочек осталось у Ивана? (9)
6) Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут нужно варить 5 яиц? (4 мин)
7) Какие геометрические фигуры дружат с солнцем? (лучи)
8) Что тяжелее 1 кг гвоздей или 1 кг куриных перьев? (вес одинаковый)
9) Сколько лет в одном веке? (100 лет)
10) Существует ли самое большое натуральное число? (нет)
11) Сколько минут в часе? (60 мин)
12) Загадка: Пять мальчиков живут в тёмных чуланчиках
( перчатки)
Загадка: Спинка, доска и четыре ноги – что я задумал, скорей назови! (стул)
14) Загадка: Шевелились у цветка все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (бабочка)
15) Отгадайте – ка, ребятки. Что за цифра – акробатка? Если на голову встанет. Ровно на три больше станет. (шесть)
16) Задача: «Нам с Кощеем вместе 250 лет. Я старше Кащея на 50 лет. Сколько лет каждому из нас?» (150 и 100)
Е) Конкурс «Задачи»
1. В автобусе ехали 25 человек.
На первой остановке вышли 7 человек, зашли 4 человека.
На следующей остановке вышли 12 человек, зашли 5 человек.
На следующей остановке вышли 8 человек, зашли 6 человек.
На следующей остановке вышли 2 человека, зашли 16 человек.
На следующей остановке вышли 5 человек.
Сколько было остановок? (5 остановок)
2. У четы речных Медуз был всегда отменный вкус,
И они гостей позвали, чтоб попробовать арбуз.
На обед пришел Тритон, и Морской знакомый Слон -
Ел арбуз ножом и вилкой, был любезен и умен.
А потом зашел Варан. Лег на кожаный диван.
Одиноким молчуном просидел весь вечер Сом.
И Бермудский крокодил тоже в гости заходил.
Славно было у Медуз! Съели гости весь арбуз!
Вопрос: Сколько гостей пришло к Медузам? (5 гостей)
3. Летняя задача.
На речке летали 12 стрекоз.
Явились 2 друга и рыжий Барбос.
Они так плескались, они так галдели,
Что 8 стрекоз поскорей улетели.
Остались на речке только стрекозы,
Кому не страшны ребятня и барбосы.
Но вот что моя голова позабыла:
Скажите, пожалуйста, сколько их было? (12 стрекоз)
4. На рынке.
Продавал Трофим на рынке топоры, ковры и крынки,
Грабли, ведра и рубанки, огурцов соленых банки,
И кастрюльки, и корзинки, даже детские машинки.
Продавал Трофим на рынке.
У прилавка все толпились, покупали, не скупились.
И хвалили млад и стар и Трофима, и товар.
Вопрос: Сосчитайте, сколько видов разных товаров продавал Трофим на трынке? (10)
5. Задача о глупом Кондрате.
Шел Кондрат в Ленинград, навстречу ему 12 ребят,
У каждого по лукошку, в лукошке - по кошке,
У кошки - по котенку, у котенка - по мышонку.
Задумался старый Кондрат: "Сколько котят и мышат
Ребята несут в Ленинград?" (1 Кондрат)
(ОТВЕТ:Глупый, глупый Кондрат!
Он один лишь и шел в Ленинград.
А ребята с лукошками, котятами и кошками
Шли навстречу ему, в Кострому!)
6.Про цыплят.
Два цыпленка стоят,
Два в скорлупках сидят.
Шесть яиц под крылом
У наседки лежат.
Посчитай поскорей,
Отвечай поточней:
Сколько будет цыплят ,У наседки моей?(10)
«Конкурс для зрителей»
• в одной тонне тысяча килограмм
• основная единица длины - сантиметр
• для счёта предметов применяют натуральные цифры
• цифра «ноль» означает отсутствие единиц данного разряда в записи числа
• ноль относится к натуральным числам
• результат сложения называется суммой
• число, из которого вычитают, называют «вычитаемое»
• чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разделить на частное
Вот закончилась игра,
Результат узнать пора
Кто же лучше всех трудился,
И в игре сегодня отличился?
Подведение итогов.
Рефлексия.
1 .
- Отличное настроение! Мне все понравилось.
- Нормально.
- Мне было скучно.