12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72108
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи
Материал размещён в группе «Дополнительное образование»


Персональный сайт - Занятия «Мир под микроскопом» (ucoz.ru)

Пояснительная записка

Занятие кружка «Мир под микроскопом» 1год обучения

Возраст: 9-15лет

Направленность: естественнонаучная

Тип: Комплексного применения знаний

Форма обучения: заочная (с применением информационно-коммуникативных технологий, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий)

Занятие разработано: по Дополнительно общеобразовательной (общеразвивающая) программе «Мир под микроскопом» Составитель: канд. биол. наук, доцент Габдулинова Камиля Гапбасовна

Основой занятия – Является просмотром видео лекций, презентации, самостоятельное выполнение заданий, обобщающее тестирование.

 Необходимые технические средства: выход в интернет, ноутбук. смартфон, микроскоп.

Методы и приемы: репродуктивные, интерактивные, частично-поисковые, исследовательские, наглядные, диалоговый.

 Деятельность обучающихся: индивидуальная

Технологии: ИКТ, личностно-ориентированная, здоровье сберегающая.

Основные принципы при проведении занятия:

не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального фона занятия;

создание условий для общения учащихся как основы внутренней мотивации к учению;

уважительное отношение к детскому знанию и незнанию;

оценка не только знаний, но и стремления к ним, находчивости;

Цель– создание условий для формирования склонности обучающихся для самостоятельного приобретение недостающих знаний из разных источников эффективного использования ресурсов ДОД .

Задачи:

Образовательные: (ориентированные на достижение предметных результатов):

-развивать самостоятельность при ведении учебно-познавательной деятельности.

- знакомить с многообразием микроскопов, устройством и правилами работы с ними (на примере цифрового микроскопа).

- обучать технике изготовления микропрепаратов; способам фиксирования результатов наблюдений в виде фото и видео, выполненных с помощью цифрового микроскопа.

- сформировать у школьников представление о принципах функционирования микроскопа и об основных методах микроскопирования;

Развивающие: (ориентированные на метапредметные результаты образования):

развить способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемую информацию;

-формировать навык работы со справочной научной и научно - популярной литературой (поиск и отбор необходимого материала).

- развивать у обучающихся представления и понятий об объектах и явлениях окружающего мира (неживой и живой природы, а также предметах, изготовленных людьми) в процессе работы с цифровым микроскопом.

Воспитательные: (ориентированные на личностные результаты):

- воспитание бережного отношения к природе через осознание неповторимости и своеобразия природных объектов и явлений в процессе их изучения с помощью микроскопа.

- развитие эмоциональной сферы и восприятия, сохранение чувства удивления, восхищения открывающимися гранями красоты природы при созерцании микромира.


c1633587687.gif


Презентация « Почва, ее состав»


презентация « Почва, ее состав»
PPTX / 2.18 Мб

СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ПОЧВЫ




Состав почвы! Все опыты!



Строение и состав почвы

Любая почва, вне зависимости от места её расположения, включает несколько слоёв и имеет весьма сложный химический состав. В состав почв входят минеральные вещества, гумус, вода, воздух и микроорганизмы.

Минеральные вещества состоят из песчаных и глинистых частиц. В зависимости от их содержания выделяют почвы по механическому составу: песчаные, глинистые, супесчаные и суглинистые. Глинистые почвы хорошо задерживают воду и богаты питательными веществами, песчаные — наоборот.

Гумус — это органическая часть почвы. Он образуется в результате преобразования микроорганизмами органических остатков, которые попали в почву после отмирания растений. Гумус можно определить по тёмному цвету. В нём содержатся питательные вещества для растений (калий, азот, фосфор).

Толщина слоя почвы может колебаться от 23 сантиметров до 2 метров. Самый толстый слой почвы характерен для степей, самый тонкий — для пустынь, гор, приполярных районов.

Почвы состоят из нескольких почвенных горизонтов (слоёв). Эти слои различаются по строению, составу, цвету и происходящим в них процессам. Все вместе они образуют почвенный профиль.

 

t1633587591aa.jpg

Рис. 1. Схема строения почвенного профиля

На самом верху залегает подстилка или состоящая из свеж опавших листьев или разлагающихся растительных остатков.

Самый верхний горизонт -гумус (перегной). Здесь происходит накопление перегноя. Горизонт пронизан корнями растений и содержит много микроорганизмов и насекомых.

Горизонт вымывания   беден перегноем, так как растворимые вещества выносятся из него водой и накапливаются в следующем слое, горизонте накопления. Горизонт накопления более тёмного цвета, влажный и плотный.

 Материнская порода - самый нижний горизонт почвы, на котором происходят основные почвообразовательные процессы.

Практический материал

Почва и её состав

Задание 1. Выявление с помощью цифрового микроскопа составных частей почвы: песка, глины, перегноя.

Поместите на непрозрачную подложку с бортиками (например, в пустую крышечку) немного почвы. Рассмотрите почву под микроскопом (с верхней подсветкой), обнаружьте ее составные части: песок, глину, пере- гной.

Выполните фотографию почвы при малом увеличении. На фото укажите: песок, глину, остатки растений (перегной).


Задание 2. Проведение с применением цифрового микроскопа опыта по выявлению воздуха в составе почвы.

Нанесите на комочек почвы немного воды. С помощью микроскопа проведите наблюдение за изменениями, которые происходят с почвой под действием воды. Сделайте вывод о том, какой компонент почвы обнаруживается под действием воды и как это происходит. Сделайте фото, подпишите на нем: песок, глина, перегной, пузырьки воздуха.


Задание 3. Выводы по результатам наблюдений.

Тест по разделу 2 «Объекты и явления неживой природы, и микроскоп»

1.Под микроскопом можно увидеть, что кристаллы этого минерала имеют форму куба

Выберите один ответ:

a.галит (поваренная соль)

b.полевой шпат

c.кварц

2. Под микроскопом можно наблюдать, что частицы крахмала в воде

Выберите один ответ:

a.растворяются

b.остаются без изменений

c.набухают

3. Наблюдая таяние льда под микроскопом отчетливо видны

Выберите один ответ:

a.пузырьки воздуха

b.молекулы воды

c.растворенные в воде вещества

4. С помощью микроскопа нельзя увидеть, что в состав почвы входит

Выберите один ответ:

a.перегной

b.песок

c.вода

5. Компенент почвы, обеспечивающий ее плодородие, видимый в микроскоп

Выберите один ответ:

a.перегной

b.глина

c.песок

6. Наблюдая под микроскопом песок, можно увидеть бесцветные песчинки; они образованы минералом

Выберите один ответ:

a.магнетит

b.полевой шпат

c.кварц

7. Наблюдая под микроскопом песок, также можно увидеть песчинки коричневого цвета; они  образованы минералом

Выберите один ответ:

a.полевой шпат

b.кварц

c.слюда

8.Под микроскопом видно, что эта  горная порода состоит из мелких частиц, плотно скрепленных между собой

Выберите один ответ:

a.глина

b.гранит

c.песок

9.Подсветка микроскопа, которая используется при изучении песка, почвы и других непрозрачных объектов

Выберите один ответ:

a.верхняя

b.нижняя

10. Для изучения песка, почвы и других непрозрачных объектов с помощью цифрового микроскопа их надо класть на

Выберите один ответ:

a.непрозрачную подложку

b.покровное стекло

c.предметное стекло ​​​​​​​

Литература для педагога

Лабораторный практикум по зоологии позвоночных: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. зав. / В.М. Константинов, С.П.Шаталова, В.Г.Бабенко и др. / Под ред. В.М.Константинова. - М.: Академия, 2004. - 272 с.

Практикум по систематике растений и грибов: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Г.Еленевский, М.П.Соловьева, Н.М.Ключникова и др.; Под ред. А.Г.Еленевского. - М.: Академия, 2004. - 160 с.

Степанян, Е.Н. Лабораторные занятия по зоологии с основами экологии: Учеб. пособие для студ. высш. пед учеб. заведений. / Е.Н.Степанян, Е.М. Алексахина. - М.: Академия, 2001. - 120 с.

Шарова, И.Х. Зоология беспозвоночных: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / И.Х. Шарова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 592с.

Хржановский, В.Г. Практикум по курсу общей ботаники: Учеб. пособие. / В.Г.Хржановский, С.Ф Пономарева. - М.: Высш. школа, 1979. - 422 с.

Литература для учащихся и учебная литература

Гуриков В.А. Становление прикладной оптики / В.А.Гуриков. - М.: Наука, 1983 - 188с.

Мазур, О. Ч. Невидимый мир / О. Ч. Мазур., 2015. - 96с.

Мазур, О.Ч. Удивительный микроскоп. Иллюстрированный путеводитель / О.Ч.Мазур. - М.Эксмо, 2018 - 96с.

Толанский, С. Революция в оптике / С.Толанский. - М.: Мир, 1971- 223 с.

Литература для родителей:

Мазур, О. Ч. Невидимый мир / О. Ч. Мазур. 2015. -96с.

Толанский, С. Революция в оптике / С.Толанский. - М.: Мир, 1971­223 с.

Информационно-коммуникативные технологии познания окружающего мира в начальной школе (Цифровые средства наблюдения и фиксации в курсе «Окружающий мир») / авт.-сост. Т. Р. Кулиджи, В. В. Хрущева. - Новосибирск:, 2013.




Опубликовано в группе «Дополнительное образование»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.