12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72116
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи
Материал размещён в группе «Дополнительное образование»

 Экскурсия в лес. Практическое занятие

 «Почва широколиственного леса и ее обитатели»

Оборудование: лопата прямоугольная, совок, клеенка или полиэтиленовая пленка (1,5 х 1,5 м), колышки, бечевка (3—5 м), рулетка, ножницы, лупа, дневник, карандаш.

 Задания.

Отметьте в дневнике дату и время суток, погодные усло­вия.

Участок для проведения наблюдений (размер 1,5 х 1,5 м) выберите так, чтобы при рас­копках не повредить корни со­седних деревьев, на нем произ­растали доминантные для дан­ного леса виды, а кроны дере­вьев не затеняли ее. Границы участка обозначьте колышка­ми и бечевой, отметьте его на схеме местности.

От границ площадки от­гребите опад и на участке нож­ницами аккуратно срежьте траву Затем руками снимите опад, другие растительные ос­татки и тщательно переберите их над разложенной рядом по­лиэтиленовой пленкой. Всех обнаруженных животных ос­матривайте, определяя систе­матическую принадлежность и измеряя размеры тела. Данные учета запишите в дневник.

После удаления всех разо­бранных растительных остат­ков животных аккуратно стряхните с пленки на нетрону­тую подстилку и приступайте к выкапыванию почвы лопатой.

Для учета вертикального распределения животных поч­ву выбирайте послойно (по 10 см). Слои почвы снимайте так, чтобы одна сторона углубления представляла собой почвенный срез, а другая — ступеньки.Поэтому самый верхний слой почвы срезайте с большей, чем последующие слои, площади. Выбрасываемые на разложен­ную рядом с участком пленку небольшие порции почвы пере­тирайте руками. Комья осто­рожно разбивайте, а дерновину и сплетения корешков разры­вайте. Так постепенно перебе­рите всю почву из разбираемых слоев, учитывая и измеряя всех упавших на пленку животных.

После раскопки последне­го слоя, в котором еще были обнаружены животные, опиши­те почвенный разрез, отметьте толщину и цвет гумусового го­ризонта, а также следы жизне­деятельности животных в нем; глубину проникновения кор­ней; приблизительную влаж­ность, пористость и сложение каждого слоя. Результаты зане­сите в дневник. После оконча­ния работы сложите почву в разрез в порядке, обратном то­му, в котором ее извлекали.

По результатам наблюде­ний сделайте вывод о многооб­разии почвенной фауны леса; зависимости вертикального расположения животных от влажности, пористости и сло­жения почвы; соотношении между заселенностью почвен­ных слоев и скоростью разло­жения остатков растений; зна­чении почвенных животных в жизни широколиственного ле­са.

 

Ао — подстилка: листья, ветки. .

В — горизонт вмывания.

Растения, типичныедля широколиственных лесов:

Ветреница дубравная.

Сныть обыкновенная.

Животные, типичные для широколиственных лесов:

Жужелица дубравная, 3—3,6 см в длину.

4.А-Дождевой червь желтовато-зе­леный, 5—7 см в длину.

5. Медведка обыкновенная, име­ет густо опушенное тело 3— 3,5 см в длину. Питается мел­кими животными и растения­ми. Роет ходы в почве.

6. Личинка майского хруща вос­точного, длина тела 1,5 см.

7. Дождевой червь наземный, или обыкновенный (выпол­зок), длина тела 25 см.

Опубликовано в группе «Дополнительное образование»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.