12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72100
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи
8

Занятие №1. Поразительное разнообразие форм. Жизнь насекомых



1.Тема: Поразительное разнообразие форм. Жизнь насекомых

Разработка занятий и викторин «Тайны живой природы»

Тип занятия: комбинированный

Цель: развитие эрудиции, познавательных и творческих способностей обучающихся; формирование умения поиска информации для ответа на поставленные вопросы.

Задачи:

Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно­сти, и эстетической культуры как способно­сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ­ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен­ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру­гих людей; экологическое сознание; воспита­ние любви к природе;

УУД

Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Структура занятия:

Беседа - рассуждение о ранее полученных знаниях по данной теме,

Просмотр видеоматериала (фильм)

Беседа - рассуждение о ранее полученных знаниях по данной теме,

Просмотр видеоматериала (фильм)


 

 

 

 

В мире насчитывается около миллиона разновидностей насекомых — по численности они превосходят всех остальных животных, вместе взятых, почти в 4 раза.

Основное внимание уделяется наиболее редким и неожиданным явлениям жизни насекомых.

Размеры насекомых колеблются от гигантов, даже превосходящих крошечных млекопитающих, до почти микроскопических, способных проникнуть сквозь игольное ушко.

Рассматриваются разнообразнейшие формы насекомых и их повадки, которые помогают им выжить, двигаться, питаться и обороняться от врагов, а также размножаться.

Описаны необычные жуки, похожие на моллюска- блюдечко; мотыльки-кровососы, форма крыльев которых напоминает цветы; насекомые- пилильщики, которые плюются комочками смолы в нападающих врагов; язык пчел, а также взаимосвязь между ядовитостью и яркостью окраски.

Тела насекомых, как правило, состоят из трех частей; у всех насекомых имеются три пары ног. Некоторые насекомые не имеют особых названий и упоминаются в книге под их видовыми латинскими именами.

Многое в жизни и повадках насекомых по-прежнему окутано тайной.

 

Поразительное разнообразие форм

 

 

Презентация «Поразительное разнообразие форм»


Презентация «Поразительное разнообразие форм»
PPTX / 3.19 Мб

 

Тела насекомых отличаются поразительным разнообразием форм. Эти особенности часто обусловлены проблемами передвижения, дыхания, тепла, питания и защиты от хищников.

Воздушные охотники

Огромные второй и третий сегменты тела стрекозы обычно изогнуты, что позволяет приблизить все ее лапки к челюстям. Получается своеобразная корзина для ловли всевозможных насекомых прямо на лету. Стрекозы обычно нападают на насекомых со смертоносной меткостью, чему способствуют их громадные сложные глаза, каждый из которых состоит из более чем 30 тысяч отдельных линз. Каждая линза-фрагмент воспринимает картину окружающего мира чуть-чуть иначе, чем остальные.

Попробуй достань

Когда ему угрожает опасность, крохотный питающийся листьями жук хемисферота цианеа захлопывает створки своего панциря. Подобно тому как капля воды между двумя стеклянными пластинками плотно соединяет их, пленка его особой жидкости и 60 тысяч волосков на лапке закрывают вход в панцирь.

Как насекомые приспособлены к среде обитания

Вода связана с судьбой планеты не только тем, что в ней зародилась жизнь, именно с нее началось покорение земли насекомыми.

Как насекомые приспособлены к среде обитания, хорошо видно на примере водных обитателей.

Освоение подводного мира стало возможным благодаря множеству механизмов адаптации, изобретенных ими.

Многие виды живут в пересыхающих водоемах, для этого они приспособились к постоянной смене среды обитания.

Другие привыкли жить в чистой воде горных источников и при попадании в загрязненный водоем тут же погибают.

Как насекомые приспособлены к среде обитания, рассмотрим на примере водяного скорпиона . Чтобы дышать, водяной скорпион использует длинную трубку, которая его сухопутному родственнику служит оружием. Этот дыхательный орган образован двумя спаянными щетинками. Чтобы сделать вдох, водяной скорпион осторожно выставляет трубку над поверхностью воды, не покидая при этом своего укрытия

Другой пример приспособления к среде обитания могут продемонстрировать личинки комара. В воде они живут вверх ногами, дыхание происходит через трубочку на конце брюшка, которая выставляется над водой
Двести пятьдесят миллионов лет назад, насекомые веснянки заселили все континенты на суше, кроме Антарктиды, от уровня моря, до Гималайских высот. А вот личинки этих насекомых живут в воде и дышат при помощи чешуек, функционирующих как жабры. Ритмично они приподнимают чешуйки, расположенные по обе стороны брюшка, чтобы поглощать из воды кислород. А плоские тела личинок веснянок еще одно приспособление, для того чтобы течение не уносило их от места обитания.

Но случай с веснянками не уникален в мире насекомых, многие виды тоже приобрели обтекаемую форму тела, хотя используют другой механизм для дыхания. У некоторых видов жабры неподвижны и им приходится самостоятельно поднимать и опускать свое тело подобно атлетам, выполняющим странное упражнение.

Многие насекомые приспособились жить в воде, не изменяя свои органы дыхания, они научились дышать воздухом через трахеи, следя при этом за тем, чтобы вода не попала внутрь, для чего они периодически всплывают на поверхность. Именно так дышат водяные  жуки , под крыльями у них есть полость заполняемая воздухом, как баллон ныряльщика, когда воздух в ней кончается, жуку приходится всплывать, чтобы наполнить ее снова. На поверхности он открывает свой люк и набирает воздух, одновременно выделяя маслянистую субстанцию, которая не дает воде попасть внутрь. Завершив операцию, жук снова уходит под воду.

В подводном царстве много своих ноу-хау, тела некоторых жуков приобрели форму лодки, а их ноги играют роль плавников.

У других насекомых, конечности работают как весла, помогая им перемещаются в воде, ничуть не хуже, чем по суши. 

На водяных лыжах

Жук-водомерка стенус, длина тельца которого составляет всего 5 мм, свободно скользит по поверхности воды. Железы на кончике его брюшка выделяют особую жидкость, уменьшающую натяжение поверхности воды. Жук передвигается за счет того, что более сильное натяжение поверхности воды перед ним притягивает его к себе.

Ныряльщики и воздушные шланги

Жуки-ныряльщики уносят с поверхности на своем тельце под крыльями пузырьки воздуха. Кислород из воды тоже помогает дыханию, но, когда пузырьки воздуха кончаются, ныряльщик снова всплывает. Некоторые другие насекомые протягивают к поверхности особые дыхательные трубки; так, например, дыхательная трубка крысино- хвостой гусеницы —телескопическая.

У водяного скорпиона есть дыхательная трубка.

На теле некоторых жуков ныряльщиков имеется пузырёк воздуха.

Зарывание тела

Например, жуки–чернотелки, ходящие по поверхности песка в пустынных и полупустынных районах зарываются в песок .

Так, чернотелки рода Anatolica упираются головой в растения на поверхности песка и, отбрасывая ногами песок, быстро уходят в него.

Чернотелки Pisterotarsa принимают почти вертикальное положение головой вниз и, закрепляясь одной парой ног и пользуясь собственным весом, копают норку.

Чернотелки не способны зарыться в подвижный песок и ищут углубления или норки в слежавшемся песке, где и начинают копать.

Вибрация всего тела, приводящая к его "затапливанию" в подвижный песок. Так закапываются скорпионы,

Все цвета радуги

Крылья бабочек покрыты крошечными чешуйками. Их радужный блеск зависит от того, под каким углом они отражают свет, и от их структуры. Другие чешуйки содержат красочный пигмент.

От чего зависит окраска крыльев бабочки

Из всех насекомых бабочки пользуются наибольшей известностью. Вряд ли найдется на свете человек, который не восхищался бы ими так же, как восхищаются красивыми цветами. Недаром в древнем Риме верили в то, что бабочки произошли от цветов, оторвавшихся от растений.

Чешуйки представляют собой измененные волоски. В этом легко убедиться, если внимательно рассмотреть чешуйчатый покров бабочки аполлона (Parnassius apollo).

По краю крыла находятся очень узкие чешуйки, почти волоски, ближе к середине они расширены, но концы их остры, и, наконец, еще ближе к основанию крыла сидят широкие чешуйки в виде сплюснутого, полого внутри мешочка, прикрепленного к крылу посредством тонкого короткого стебелька. Чешуйки располагаются на крыле правильными рядами поперек крыла: концы чешуек обращены к боковому краю крыла, а их основания прикрыты черепицеобразно концами предыдущего ряда.

Окраска чешуйки зависит от находящихся в ней пигментных зерен; наружная поверхность ее ребристая. Помимо таких пигментных чешуек, у многих видов, особенно тропических, крылья которых отличаются переливающейся металлической окраской, имеются чешуйки иного типа — оптические. В таких чешуйках отсутствует пигмент, а характерная металлическая окраска возникает благодаря разложению белого солнечного луча на отдельные цветные лучи спектра при прохождении его через оптические чешуйки.


 

Это разложение лучей достигается преломлением их в скульптуре чешуек, обусловливающим перемену цвета при изменении направления, по которому падают лучи. Особый интерес представляют пахучие чешуйки, или андроконии, встречающиеся преимущественно у самцов некоторых видов бабочек. Это измененные чешуйки или волоски, связанные с особыми железками, выделяющими пахучий секрет. Андроконии располагаются на разных частях тела — на ногах, крыльях, на брюшке

Обычно у чешуекрылых развиты все четыре крыла; однако у самок некоторых видов крылья могут недоразвиваться или совсем отсутствовать. Передние крылья всегда больших размеров, чем задние. У многих видов обе пары крыльев сцепляются друг с другом при помощи особой зацепки, или «уздечки», представляющей собой хитиновую щетинку или пучок волосков, одним концом прикрепленных на верхней стороне переднего края заднего крыла, а другим концом входящих в карманообразный придаток на нижней стороне переднего крыла. Могут быть и другие формы оценочных механизмов, соединяющих переднее и заднее крыло

Маленькие но значительные: Насекомые

 

  

ЖУК ПЛАВУНЕЦ И БЕЛОСТОМА!

 

  

15 Уникальных НАСЕКОМЫХ

 

  

БИТВА СКОРПИОНА

 

 

 

Ресурсы: Рик Моррис « Тайны живой природы» Часть4. Жизнь насекомых. Дженифер Оуэн

Кратко обо всем © http://kratkoe.com/kak-zimuet-kunitsa/

Образовательный портал http://cleverpenguin.ru/metabolizm-kletki

Школьный мир ИНФО http://www.shkolnymir.info/content/view/95/9

Природа мира

https://natworld.info/novosti/babochki-mogut-byt-starshe-cvetov-na-desjatki-millionov-let

FB.ru http://fb.ru/article/198783/hvostatyie-zemnovodnyie-samyie-yarkie-predstaviteli etogo-otryada

Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

Опубликовано в группе «Учебный фильм - окружающий мир, естествознание, краеведение»


Комментарии (2)

Перминова Елена Федоровна, 30.01.19 в 13:33 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Елена Аркадьевна. Маленькие , а сколько интересного.
Панагушина Елена Аркадьевна, 30.01.19 в 13:59 1Ответить Пожаловаться
Елена Фёдоровна, спасибо за интерес к моим работам.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.