Видеоматериалы по биологии. Занятие №6 «Среда обитания и условия существования»

4
2
Материал опубликован 25 June 2017 в группе

Животный мир является одним из самых главных компонентов природной среды. Без него невозможно существование нашей планеты

 Кинопособие « Экология животных »

 

Изучаемые  вопросы, потребуют для ответа сведений, не только полученных  на данном  занятии, но и материал уроков  ботаники и зоологии. Материал  можно использовать  для изучения "Окружающего  мир" в начальной школе.

Актуальность занятия:

Каждое животное обитает только в строго определенных условиях. Эти условия — среда оби­тания животного, обеспечивающая животным существование.

Тип учебного занятия: изучения и первичного закрепления новых знаний

Форма проведения: Лекция-презентация видео.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации

Основные понятия-

Среда обитания. Условия существования.

Изменчивость условий

Вопросы для изучения

1.Что такое среда обитания животного?

2.Перечислите основные компоненты среды обитания, наиболее важные для любого животного.

3.Почему изменяются условия существования? Какое значение это имеет для животных?

Каждое животное живет в определенной среде обитания, одни — в воде, другие — около воды, одни — на поверхности земли, другие — внедряясь в почву или поселившись в пещерах. Среда обитания включает компоненты неживой и живой природы, которые на жизнь животного влияют по-разному. Одни им необходимы, без них животное не может жить и воспроизводить себе подобных, другие — вредны, третьи — безразличны. Выделим главные компоненты среды обитания, т. е. условия существования, без которых животное не может обойтись и которые всегда оказывают на него влияние в процессе жизни (рис. 1).

Это пища, вода, воздух, температура среды, жилище, другие организмы.

Пища дает животному вещества, необходимые для его роста и развития, и энергию для осуществления жизненных процессов в клетках, тканях, органах, в системах органов, во всем теле.

Вода - основа внутренней среды организма, в ней происходит обмен ве­ществ. Одновременно вода — среда обитания большого числа видов рыб, млеко­питающих, членистоногих, моллюсков, простейших и других животных.

Воздух необходим животным для дыхания.

Рис. 1. Взаимосвязи организма и среды обитания

При потреблении кислорода вещества, попавшие в тело в виде пищи, окисляются с выделением энергии, а из тела животного удаляется углекислый газ. Водные животные усваивают ки­слород, растворенный в воде. В то же время воздушную среду многие виды птиц, насекомых и других организмов используют для перемещения в ней, ос­ваивая наземное пространство.

С пищей, водой и воздухом животное получает вещества, необходимые для его жизнедеятельности.

Температура среды — ее тепловое состояние, которое благоприятствует или не благоприятствует жизни животного, активизируя или нарушая обмен веществ в теле.

Свет нужен для ориентации большинства животных в пространстве. В силу постоянства восходов и заходов солнца, изменчивости светового режима в тече­ние дня, в разное время года и в зависимости от географической зональности свет непременно корректирует ритм жизни животных, влияя на их суточную ак­тивность, стимулируя сезонные явления в их жизни.

Жилище — нора, гнездо, логово, дупло, пещера. Эти места животные вре­менно или постоянно используют для отдыха, сна, размножения, укрытия от вра­гов и непогоды. Жилище — это и территория, которая используется как про­странство для обитания. В нем может проходить жизнь одного животного, всей семьи или группы. Это — местообитание, которым может быть многоярусный лес, или открытое поле с выросшими на нем культурными растениями, или ограни­ченный пруд, или бесконечные глубины океана.

Наконец, к условиям существования относятся другие организмы — животные и растения, которые живут рядом с животным и в контакт с которыми оно непре­менно вступает, либо просто обживая конкретное пространство, либо через пи­щевые связи.

Воспроизводя себе подобных, каждое животное оказывается живущим в группе своих родственников, особей, с которыми его связывают отношения родительские, половые, родственные. Это, естественно, отражается на взаимо­действии с прочими условиями существования, что особенно ощутимо при не­достатке пищи, воды, воздуха, территории.

Жизнь животного вне связи со средой невозможна, даже если она протека­ет в ограниченном пространстве почвы, в пещере, в помещении, искусственно созданном для животного человеком (в террариуме, в аквариуме). Вместе с тем, живя в среде обитания, животные ее изменяют, а следовательно, меняют свои ус­ловия существования.

Условия существования и сами по себе чрезвычайно изменчивы. Одни мо­гут меняться в течение суток: дневная и ночная температура, влажность, наличие пищи, состояние воздуха, освещенность, состояние жилища. Эти условия измен­чивы на протяжении и сезона, и года. Другие условия меняются постепенно на протяжении ряда лет.

Условия существования зависят и от пространственных характеристик. В океанах и в почве они меняются с глубиной, а в воздухе — с поднятием в заоб­лачные высоты; на поверхности земли — с распространением по ее просторам вширь и ввысь. Эта изменчивость условий определяет разнообразие сред обитания.

Все животные непременно перемещаются: или активно — благодаря орга­нам передвижения, или пассивно — в водных или воздушных потоках. Поэтому животные могут попадать в иные условия существования или в другую среду оби­тания, которая может быть даже более благоприятной или, наоборот, гибельной для животного.

Большое влияние на жизнь животных оказывают своей деятельностью лю­ди. Человек может улучшить условия жизни диких животных, но чаще разрушает их естественную среду обитания и нарушает условия существования.

Складывающиеся отношения животных со средой обитания чрезвычайно разнообразны, а подчас и очень сложны. Чтобы выжить и оставить после себя по­томство, животным нужно приспосабливаться к сложившемуся в среде обитания комплексу условий существования.

 

 

 

 

 

Источники информации: Экология животных. Пособие для учащихся7класс общеобразовательной школы В.Г. Бабенко; Д.В. Богомолов; и др. 2002.-128с.ил.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо огромное за урок! Подойдет даже для младших. Пишу новую программу по экологии для доп. образования. Разбираюсь в новом для меня материале.

15 February 2020

Успехов вам!

15 February 2020