Занятие на тему «Несплошные тексты как средство формирования умения работы с информацией»
Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую методическую разработку конспекта урока с раздаточным материалом
Занятие для обучающихся 5-9 классов «Самый лучший выходной»
с раздаточным материалом
по теме
«Несплошные тексты как средство формирования умения работы с информацией»
Пояснительная записка
В федеральных государственных образовательных стандартах начального, основного и среднего образования указываются требования к результатам освоения основной образовательной программы. Среди метапредметных результатов особое место занимает готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, полученную из различных источников.
Общеизвестно, что работа с текстами является одним из основных видов работ на уроке и самостоятельной внеучебной деятельности учащихся. Она применяется в тестовых заданиях ЕГЭ повышенного и высокого уровня сложности.
Таким образом, целью данного педагогического опыта является:
формирование умений работать с несплошным текстом как с источником информации.
Несплошные тексты - это тексты, в которых информация предъявляется невербальным или не только вербальным способом. Это тексты, сочетающие в себе несколько источников информации, c которыми учащиеся чаще всего встречаются в реальной действительности.
К несплошным текстам относят графики, диаграммы, схемы, таблицы, географические карты; различные планы (помещения, местности, сооружения); входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов, рекламные постеры, меню, обложки журналов, афиши, призывы, объявления (приглашения, повестки, буклеты)
Задачи:
Уметь различать сплошные и несплошные тексты, определять вид несплошного текста.
Уметь читать несплошной текст (воспринимать его, извлекать информацию, данную в явном и неявном виде, интерпретировать её).
Уметь переводить информацию в другие текстовые формы. (Создать сплошной текст на основе несплошного текста).
Уметь менять вид несплошного текста: перевод схемы в таблицу и т.д.
Уметь самостоятельно создавать и оформлять несплошной текст.
Уметь использовать полученную информацию для решения учебной задачи.
Уметь использовать знаково-символические средства, поиск, преобразование, представление и интерпретация информации, рассуждения и т.д.
Планируемые результаты:
Метапредметные результаты.
Обучающиеся научатся:
Искать и фиксировать информацию.
Понимать и преобразовывать информацию.
Применять и представлять информацию.
Оценивать достоверность получаемой информации.
Кодировать информацию различными способами: план, конспект, таблица, схема, рисунок, символ.
Личностные результаты: обучающиеся успешно адаптируются в школьной среде, в жизни и обществе.
Оборудование:
Проектор
Экран
Ноутбук
Презентация
Раздаточный материал
Бумага для записей
Карандаши
Ход занятия
-Приветствую вас, уважаемые гости и участники! Разрешите представиться – Златина Татьяна Ивановна, учитель литературы в Кебратской ООШ.
- В моем детстве мне нравились уроки литературы и рисования. Вести свой предмет мне нравится потому, что он помогает мне получить ответ на многие вопросы о смысле жизни, любви и чести. Кроме моей работы я увлекаюсь творчеством.
- Рада новому знакомству с огромным количеством юных и талантливых ребят. Предлагаю познакомиться поближе и поиграть в игру.
-Вы называете свое имя и положительное качество характера на первую букву своего имени.
-Отлично! Можно начинать наше занятие.
-Ребята, что для вас значит выходной день? (ответы: походы на природу, в кино, в развлекательные центры и т.д.)
-Как вы считаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить? (о выходном дне)
-Верно! И название нашего занятия - «Самый лучший выходной».
-Сегодняшнее наше занятие мы проведем в виде заочной экскурсии по местам родного нам города Перми.
Тема сегодняшней встречи достаточно актуальна. Совсем скоро вам предстоит начать новый этап в вашей жизни. В связи с этим, уже сейчас вы должны настраиваться на самостоятельную жизнь: учеба, быт, развлечения. Часто вам придется в той или иной мере сталкиваться с различного вида информацией. Некоторые виды информации могут выглядеть необычно. Хотя уверена, что в своей юной жизни вы уже не раз сталкивались с этим явлением (демонстрация несплошных и сплошных текстов, раздаточный материал).
-Предлагаю вам найти различия в этих видах текста. Что вы можете узнать?
(пояснение понятия «сплошной» и «несплошной» текст)
- Попробуйте сами составить несплошной текст из данного раздаточного материала. (Составляют текст)
-В прошлом году Пермский край отпраздновал 300-летний юбилей. Этому событию было посвящено множество мероприятий. Для жителей и гостей города это была отличная возможность побывать и поучаствовать в различных мастер-классах, выставках, концертах.
-Знаете ли вы, что наша Пермь признана самым зеленым городом в России? Так же наша краевая столица является Баскетбольным сердцем России, несет почетное звание - Город трудовой доблести, город, где ежегодно снимают несколько фильмов, которые потом смотрит вся страна, и многое-многое другое.
- Предлагаю вам увидеть наш город, как город, в котором можно с пользой для себя и своих друзей провести досуг, узнать о нашем городе много интересного.
-Скажите, в каких местах культурного отдыха вам уже приходилось бывать? (ответы учащихся)
-Из каких источников вы узнавали о проводимых мероприятиях? (ответы учащихся)
- Приходилось ли вам приобретать билеты на то или иное мероприятие? В чем вы испытывали затруднение или насколько вам было легко работать с этим видом текста? (ответы учащихся)
- Скажите, какой вид текста вы использовали, когда держали в руках билет, чек? (ответы учащихся)
- Предлагаю вам расширить свой кругозор и узнать, куда вы и ваши друзья в выходной день смогли бы сходить в городе Перми и получить массу незабываемых эмоций! Но для этого мы с вами должны познакомиться с афишей, рекламным плакатом.
-Что такое «афиша»? (ответы учащихся)
Афиша - объявление о спектакле, концерте, лекции, фильме, мероприятии и т. п., вывешиваемое на видном месте.
-Каждая из групп сейчас может взять по выбору афишу. Познакомиться с ее содержанием и после рассказать, куда он готов пойти.
Напоминаю вам, что вся информация, которая находится на листе, является важной, помогает ответить на вопросы и узнать новое.
Ваша задача не только познакомиться с данными афиши, но и преподнести вашу информацию так, чтобы заинтересовать как можно больше желающих посетить то или иное мероприятие. Для этого вам нужно выбрать представителя вашей группы, который проявит свои творческие способности и его выступление будет оценено нашими зрителями.
Ваш помощник - бланк с вопросами, ответы на которые вы сможете найти при рассмотрении рекламного плаката или афиши. Удачи! (приложение 1,2)
( раздаю ребятам афиши и бланк с вопросами)
Время для самостоятельной работы 5-7 минут (работают под музыку).
- Настало время для ознакомления с теми данными, которые вы извлекли при работе с афишей (выступления детей).
- Скажите, что для вас оказалось сложным, а что не вызвало затруднений? (ответы учащихся)
- Какие умения в себе вы сегодня развили? Какие знания получили?(слайд)
-Верно: читать текст, создавать текст, менять текст, определять вид текста, переводить информацию.
- Теперь мы можем узнать у наших зрителей, чье выступление понравилось им больше всего?
Награждение участников грамотами, медалью.
-Вот и подошла к концу наша сегодняшняя встреча. Каждый из вас сегодня открыл в себе новые знания и умения, которые в дальнейшем пригодятся вам в бурном потоке нашей современной жизни.
-Дорогие ребята, мне было приятно сотрудничать с вами. Спасибо за вашу поддержку. Спасибо за внимание и ваше активное участие в нашем совместном занятии! До новых встреч!
Перспективы:
Данная система работы дает положительные результаты. Я планирую продолжать работать в этом направлении, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Разработать новые комплекты работы для классов на основе несплошных текстов.
Опыт моей работы может быть использован учителями начальных классов и преподавателями других дисциплин.
Используемые источники:
Федеральный государственный образовательный стандарт НОО, ООО.
Примерная Основная образовательная программа НОО и ООО.
Учимся учиться и действовать. Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий./ Под ред. М.Р.Битяновой, С.Г.Яковлевой. - Самара: Издательский дом Федоров: Издательство «Учебная литература», 2012.
http://edu1779.ru/download/fgos/01.pdf «Виды работы с текстом»
https://topuch.com/nesklonyaemie-imena-sushestvitelenie-v3/index.html «Несплошные тексты как средство формирования читательской грамотности».
Демидова М.Ю. Естественно-научный цикл: читательские умения // Народное образование. 2012. № 5. С. 214-220.
Добротина И.Н. О метапредметных связях, или как русский язык помогает изучать другие предметы // Русский язык - Первое сентября. 2011. № 17. С. 14-20.
Клековкин Г.А. Рефлексия как средство реализации преемственности в предметном обучении // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2011. №4 (18). С. 36-44.
Семенов П.В. Обычные решения необычной задачи // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. № 2 (24). С. 104-106.
Приложение 1
Рассмотри рекламный плакат и ответь на вопросы:
Как называется текст?
Куда приглашает рекламный плакат?
Как называется место, куда ты идешь?
В какие дни можно пойти на представление, концерт, выставку и т.д.?
В каком населённом пункте будет проходить мероприятие?
Какая акция будет проходить?
Во сколько начинается представление?
Кто может пройти на представление бесплатно?
По какому телефону можно получить справку?
Кто будет выступать?
Какое практическое значение имеют эти данные?
При рассмотрении плаката, афиши, могут возникнуть дополнительные сведения.
Приложение 2
Задание: преобразуйте сплошной текст в несплошной
"Пушкинская карта" — это уникальная программа популяризации культурных мероприятий среди молодежи, которая появилась в 2021 году. Ее выдают юным гражданам Российской Федерации, чтобы они могли за счет государства ходить в кино, на выставки, посещать театры и концерты.
"Пушкинская карта" — это банковская карта с лимитом, средства на счету которой можно использовать, чтобы оплатить культурные мероприятия на территории России. Оформление карты бесплатное. Ежегодно на нее зачисляют определенную сумму, которую можно потратить на покупку билета.
Лимит карты в 2023 году составляет 5 тысяч рублей (до 2 тысяч можно потратить на покупку билетов в кинотеатрах).
Потратить средства нужно до конца текущего года, иначе они сгорят. Перенести остаток на следующий год невозможно.
Обладателем карты может стать любой россиянин в возрасте от 14 до 22 лет. Для получения необходимо иметь подтвержденную запись на портале "Госуслуги".
При этом право на получение карты имеют как школьники и студенты, так и молодежь, которая не числится в учебных учреждениях. Кроме этого, сумма на карте не меняется в зависимости от материального положения семьи юного россиянина
Как только гражданин получает первый паспорт РФ, он может регистрироваться в программе.
Нужно завести аккаунт на портале "Госуслуги" и подтвердить его с помощью онлайн-банков или в центрах обслуживания. Если у вас уже есть аккаунт, проверьте, что вы можете войти в него и не забыли логин и пароль.
Установите мобильное приложение "Госуслуги.Культура" (Android и iOS). Войдите в него, используя учетную запись на портале "Госуслуги".
Все мероприятия по "Пушкинской карте" можно найти в афише на сайте "Культура.РФ" или в приложении "Госуслуги.Культура" (Android и iOS). Для оплаты по программе доступны:
фильмы, созданные при поддержке Минкультуры и Фонда кино (до 2 тысяч рублей в год);
выставки и посещение галерей;
экскурсионные программы музеев;
аудиоэкскурсии по соборам и паркам;
мастер-классы;
концерты;
музыкальные вечера;
спектакли;
мюзиклы;
опера;
обучающие программы и лекции;
творческие вечера и многое другое.
Сегодня к программе подключены около 11 тысяч культурных учреждений. Среди них Большой и Мариинский театры, МХТ имени А.П. Чехова, Третьяковская галерея и другие.
На сайте проекта "Пушкинская карта" перечислены основные правила для участников программы:
потратить деньги со счета можно только на познавательно-культурные мероприятия;
баланс карты не получится пополнить самостоятельно, поскольку программа существует за счет бюджетных средств, которые начисляет государство;
нельзя переводить деньги с "Пушкинской карты" на другие счета;
невозможно оплатить билет частично — с помощью карты и личных средств;
билеты на мероприятия, которые приобретаются с помощью "Пушкинской карты", являются именными, поэтому важно брать с собой на мероприятие документ, удостоверяющий личность;
билеты по "Пушкинской карте" можно вернуть и получить средства обратно на карту;
брать более одного билета на мероприятие по "Пушкинской карте" нельзя (привести с собой друга или родственника не получится);
есть возможность купить билеты по "Пушкинской карте" на мероприятие, которое запланировано на следующий год.
- Что такое Пушкинская карта?
- Кто анонсировал данную программу?
- Для кого предназначена программа «Пушкинская карта»?
- Когда стартует программа?
- У тебя нет денег, но нужно купить продукты. Можешь ли ты сходить с пушкинской картой за продуктами в магазин?
- Как быть если нет возможности использовать виртуальную карту?
Номер вопроса |
«Можно или нельзя?» |
МОЖНО |
НЕЛЬЗЯ |
1 |
Мне нужны деньги для поездки на метро, можно снять с пушкинской карты? |
|
|
2 |
Можно ли использовать Пушкинскую карту в 2025 году? |
|
|
3 |
Могу я посетить по карте музей и выставку картин? |
|
|
4 |
Моему брату 25 лет. Он хочет приобрести Пушкинскую карту для себя |
|
|
5 |
У меня смартфон. Могу я получить виртуальную карту? |
|
|