Занятие для учащихся «Общение в семье»
Занятие для учащихся
Цель. Понятие ролевая принадлежность и стереотипы поведения в семье.
Ознакомление с семьей как с системой. Система взаимосвязей в семье.
Оборудование. Мяч, плакаты с определениями понятий «конфликт» («конфликт — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов »), «компромисс» («Компромисс — это соглашение на основе взаимных уступок»), плакат «Беспроигрышный метод решения споров» (см. текст занятия).
Ход занятия
Вводная часть
Упражнение «Круг с закрытыми глазами»
Участники собираются плотной группой в центре аудитории. По команде ведущего все закрывают глаза и, не произнося вслух ни одного слова, пытаются выстроиться в круг. Через несколько минут по команде ведущего все открывают глаза и обсуждают, что получилось, какие были трудности, что помогало в работе.
Можно предложить выстроиться в квадрат и треугольник. Если участников слишком много, можно разбить их на группы.
Основная часть
«Беспроигрышный метод решения споров».
Подчеркнуть, что правила решения житейских конфликтов между близкими людьми (родственниками или друзьями) тоже существуют.
«Беспроигрышный метод решения споров»
-Выясните как можно точнее, в чем именно дело, какова причина разногласий.
-Постарайтесь найти максимальное количество вариантов решения конфликта.
-Дайте оценку всем вариантам и выберите тот, что максимально соответствует интересам всех сторон конфликта, договоритесь действовать в соответствии с ним.
-Обязательно следуйте достигнутым договоренностям.
-Обсудите, что вы предпримете, если дела пойдут не так, как вы хотели.
Ведущий обращает внимание участников на то, что очень часто источником стресса в повседневной жизни является конфликт. Предлагается обсудить, какие чувства, эмоции, состояния испытывают люди во время ссоры, конфликта. Обобщив высказывания участников, ведущий делает акцент на таких эмоциях и состояниях, как гнев, злость, страх, раздражение, разочарование, беспомощность и т.п. Это те негативные эмоции и состояния, которые часто сопутствуют стрессу. Ведущий напоминает, что стресс — это реакция психологической адаптации к сложным, экстремальным обстоятельствам. Обсудить, что является сложным и экстремальным в ситуации конфликта. В высказываниях участников подчеркнуть: разногласия, столкновение, разлад, вражда, невозможность действовать сообща и т.п. Напомнить, что длительный стресс может нанести значительный вред человеку. Подвести учащихся к пониманию того, что необходимо научиться конструктивно решать конфликты.
«Аукцион идей» по теме «Конфликт»
Участникам, разделенным на две группы, по очереди (как на аукционе) предлагается
высказать свое мнение на заданную тему или ответить на конкретный вопрос, но при этом на
высказывание дается ограниченное время (3–5 секунд). При затянувшейся паузе учитель
может начать счет вслух: «Раз! Два! Три! Время!»
Обобщая высказывания участников, ведущий дает определение: «Конфликт — столкновение
противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов». Текст определения помещается на доску или в центр круга.
Участники обсуждают, возможно ли в жизни полностью избежать конфликтов; если между друзьями возникает конфликт, значит ли это, что дружбе пришел конец.
Ведущему на заметку. Необходимо, чтобы участники поняли: конфликты являются неотъемлемой частью повседневной жизни людей. При кажущейся на первый взгляд негативной окраске, конфликты часто приводят к созиданию нового, более совершенного способа взаимодействия. Участникам предлагается найти доказательства или опровергнуть утверждение «В споре рождается истина».
Упражнение «Давление»
Игра проводится парами. Встаньте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и слегка соприкоснитесь ладонями. Договоритесь, кто будет ведущим. Его задача слегка надавить на ладони своего партнера. Затем меняются ролями.
Обсуждение.
Выскажите друг другу свои впечатления. В какой ситуации вам было эмоционально комфортнее?
Ритуал прощания.