Занятие для старшеклассников «Эффективные приёмы общения»
Цели: ознакомление с приемами общения, расширение представлений о способах оценки своих возможностей в сфере общения, развитие базовых коммуникативных умений.
Оборудование: клубок, бумага, цветные карандаши.
Ход занятия:
1. Приветствие участников, краткий рассказ о занятии.
Упражнение «ДОБРОЕ СЛОВО»
Мы все чувствительны к комплиментам. Люди действительно заслуживают того, чтобы о них говорили с добром в сердце. Давайте начнем наше общение именно с доброго слова. Это будет маленькая проверка, того, насколько доброжелательно мы относимся друг к другу, насколько мы умеем видеть хорошее в других и говорить об этом. Посмотрите на своего соседа справа и скажите ему что-то хорошее, подчеркивая его достоинства. Тот, кому сказали хорошие слова. Благодарит и в свою очередь говорит хорошие слова следующему соседу.
Мозговой штурм «ЧТО ДЕЛАЕТ НАШЕ ОБЩЕНИЕ НЕЭФФЕКТИВНЫМ»
Участник предлагают свои варианты, и записывают их на ватман.
2. Разминка
Упражнение «ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН»
Все сидят в кругу. Ведущий тихо шепчет на ухо одному участнику сначала несколько слов, потом фразу. Участники передают то, что услышали также тихо на ушко друг другу. Играть можно, сначала запуская слова справа на лево, потом наоборот. После путешествия слова по кругу просим первого и последнего назвать отправленное и полученное сообщение. Можно проследить по цепочке, как видоизменялось слово от игрока к игроку.
Анализ: Удачной ли была наша коммуникация? Почему? Что часто получается в жизни в результате такого неэффективного общения?
3.Основная часть
Мини-лекция «ПЯТЬ ПРАВИЛ УСПЕШНОГО ОБЩЕНИЯ»
Искренне интересуйтесь другими людьми.
Улыбайтесь.
Помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.
Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе.
Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
Упражнение «ОБЩЕНИЕ В ПАРЕ»
Выберите себе партнера. Сейчас вы вместе будете выполнять упражнение в течении 2 минут, затем поделитесь друг с другом ощущениями 1 минуту и снова выберете себе нового партнера для следующего упражнения. Можно предлагать темы для разговора, например: «Фильм, который я недавно смотрел», «Моя любимая книга», «Любимая телепередача», «Планы на каникулы» и т.д. Я буду напоминать вам о времени.
Спина к спине. Разверните стулья, сядьте спина к спине. Постарайтесь вести разговор.
На расстоянии 4-5 метров лицом друг к другу. Встаньте на расстоянии 4-5 метров друг от друга. Постарайтесь вести разговор.
Сидящий стоящий. Один партнер сидит, другой стоит. Постарайтесь вести разговор. Через 2 минуты поменяйтесь позициями. Затем поделитесь своими чувствами.
Только глаза. Посмотрите друг другу в глаза. Установите зрительный контакт без использования слов. Теперь посмотрите на треугольник: глаза, рот, а теперь на треугольник: глаза, лоб. Поделитесь ощущениями, сравните их.
Глаза и руки. Сядьте напротив друг друга, возьмитесь за руки и расскажите друг другу, что получается у вас лучше всего. Поделитесь ощущениями.
Анализ: Когда вам было сложно, комфортно общаться? Как в жизни вы можете использовать полученный опыт?
«ПСИХОГИМНАСТИКА»
Для выполнения упражнения «Крюки» вначале скрестите лодыжки, как вам это удобно. Затем скрестите руки, соедините пальцы рук в «замок» и выверните их. Для этого вытяните руки вперед, тыльными сторонами ладоней друг к другу и большими пальцами вниз. Теперь перенесите одну руку через другую, соедините ладони и возьмите пальцы в замок. Затем опустите руки вниз и выверните их внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз. Это сложное перекрестное движение оказывает на мозг интегрирующий эффект, оно приводит к сознательной и сбалансированной активизации моторных и сенсорных центров каждого полушария мозга.
Находясь в этом положении, прижмите язык к твердому небу за верхними зубами. Это действие возбуждает средний мозг, который находится прямо над твердым небом, а также помогает избавиться от напряжения в языке вызванного несбалансированной позой. Поза «Крюков» способствует объединению эмоции лимбической системы с процессами мышления в лобных долях мозга, приводя к интегрированному состоянию, которое помогает наиболее эффективному учению и реагированию на происходящее.
4. Рефлексия занятия
Что важного вы подчерпнули из сегодняшнего занятия? Какие выводы сделали для себя?
5. Ритуал прощания
Упражнение «АПЛОДИСМЕНТЫ В КРУГУ»
Это «круговое» упражнение, и лучше его выполнять стоя в кругу. По желанию один из участников выходит в центр круга, а остальные начинают ему бурно аплодировать. Длится эмоциональное хлопанье в ладоши столько, сколько хочет стоящий в центре круга игрок. Когда он решает, что получил достаточную дозу внимания, он благодарит группу на свое усмотрение (говорит «спасибо», кланяется, делает реверанс, пожимает каждому руку и т.д.) и возвращается в круг.
Гапонова Оксана Владимировна
Филинова Людмила Юрьевна