Интегрированное занятие во внеурочной деятельности «Сказочный калейдоскоп», 1 класс
Технологическая карта интегрированного внеурочного занятия
1б класс
Тема: Сказочный калейдоскоп
Класс: 1 «Б»
Учитель - логопед: Наумова Ольга Аркадьевна
Библиотекарь: Русских Галина Александровна
Планируемые результаты:
предметные:
воспринимать на слух художественный текст (сказку) в исполнении учителя;
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений
личностные:
стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность;
способность «встать» на позицию другого человека и «увидеть» ситуацию с его точки зрения (децентрация);
уважение личности и её достоинства, доброжелательное отношение к окружающим;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции
метапредметные:
регулятивные
способность к организации своей деятельности;
умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками во внеучебной деятельности;
умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу и правилу.
познавательные
развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества;
развитие познавательной инициативы;
умение выделять существенную информацию из данного материала;
умение сравнивать цель и результат;
умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи.
коммуникативные
умение договариваться, находить общее решение практической задачи;
умение не просто высказывать, но и аргументировать свои предложения;
умение и убеждать, и уступать;
осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания;
способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
рефлексия своих действий.
межпредметные связи: литературное чтение, развитие речи, музыка.
Цель:
- формирование творческой личности ребёнка средствами театральной педагогики
Задачи:
- раскрытие индивидуальных способностей ребёнка, его эмоционально – образного восприятия окружающего мира;
- развитие основных психических процессов и качеств: восприятия, памяти, внимания, наблюдательности, фантазии, воображения, коммуникабельности, чувства ритма, смелости публичного самовыражения;
- развитие речевого аппарата, дикции, мимики, пластической выразительности движений;
- активизировать познавательный интерес учащихся, используя возможности музыки, как вида искусства;
- учить представлять (выражать) характер и поведение героев сказки при помощи мимики и жестов;
- развитие умения работать в коллективе, с партнёром, умения раскрепощаться, чувствовать себя свободно, не стесняясь друг друга.
Достижение цели реализуется через различные виды деятельности:
- обсуждение проблемных ситуаций;
- работа в группах;
- беседа;
- речевая и музыкальная разминка;
- инсценировка;
- рефлексия.
Формы организации деятельности: фронтальная, групповая
Информационное сопровождение: - дидактический и раздаточный материал;
- музыкальная подборка;
- выставка книг К.И. Чуковского;
- театральные реквизиты (элементы костюмов и предметы к
инсценировке сказки «Муха – Цокотуха»);
- ИКТ.
Ход занятия:
Этапы занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
УУД |
1. Организационный момент |
Приветствует ребят и гостей. Раздаёт пригласительные билеты на занятие. |
Приветствуют учителей и гостей. Получают билеты. |
Регулятивные: формирование способности к организации своей деятельности Личностные: уважение личности и её достоинства, доброжелательное отношение к окружающим |
2. Актуализация знаний |
Учитель-логопед предлагает прочитать, что написано на билете, и объяснить значение слова калейдоскоп, затем меняет билеты на буквы этого же цвета. Предлагает составить слова из выбранных букв. - Что написано на билете? - А что такое калейдоскоп? (Это оптический прибор – трубка с зеркальными пластинками и цветными стёклышками, которые при поворачивании складываются в разнообразные узоры.) - У меня на доске есть разноцветные буквы, и если в калейдоскопе стёклышки складываются в узоры, то из этих букв вам нужно будет составить слова. - Я предлагаю вам обменять ваши билеты на буквы такого же цвета и составить из букв слова. - Прочитайте, какие слова у вас получились. |
Читают, что написано на билете, объясняют значение слова калейдоскоп, выбирают буквы, составляют слова, работая в группе: театр, сказка, актёр, зрители. |
Познавательные: развитие познавательной инициативы, понимать заданный вопрос, строить ответ в устной форме Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов |
3. Мотивация и целеполагание |
Библиотекарь Организовывает беседу по словам. Предлагает учащимся сформулировать тему занятия Предлагает исполнить песню «Раз ладошка» |
Отвечают на вопросы Формулируют тему занятия Исполняют песню |
Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, умение слушать и понимать других Познавательные: самостоятельное формулирование цели |
4. Речевая разминка Ритмопластика |
Учитель-логопед предлагает выполнить артикуляционную гимнастику (См. приложение №1) Предлагает выполнить движения под песню «Мы вместе». |
Выполняют артикуляционную гимнастику, работают со скороговоркой, выполняют движения под музыку. |
Регулятивные: контроль своих действий по заданному образцу и правилу, контроль свой речи при выражении своей точки зрения по заданной тематике. |
5. Обобщение и систематизация знаний Викторина
Инсценировка сказки |
Учитель-логопед предлагает отправиться в сказку - Итак, говорить и показывать мы готовы, сейчас нам нужно настроиться на сказку. Для этого мы отправимся к ней в гости. Библиотекарь - Далеко - далеко за тридевятым царством, тридесятым государством, за дремучими лесами, непроходимыми болотами есть удивительная страна. Живут там в мире и согласии сказки. Я там была… но дойти до неё очень трудно. Надо быть внимательными, чудеса ждут вас на каждом шагу. Не спугните их. Пройдёмся по сказочным тропинкам волшебной страны. Чему учат сказки? Сегодня мы обратимся к творчеству К.И.Чуковского, вспомним его сказки и сказочных героев. (См. приложение №2) - Давайте на нашем чудо-дереве выберем роли для сказки и назовём её. Почему именно эту сказку мы будем представлять сегодня? А показывать мы это сказку будем только при помощи движений, мимики и жестов. - А теперь прослушайте сказку и продумайте свои действия на сцене. Вы готовы показать сказку? Слушайте внимательно сказку и правильно исполняйте свою роль. |
Закрывают глаза, слушают библиотекаря и погружаются в сказку… Идут под музыку… Отвечают на вопросы викторины, наполняют кроссворд. Берут роли с дерева, называют их, определяют сказку, отвечают на вопросы. Слушают сказку, подбирают реквизит, размышляют. Инсценируют сказку |
Предметные: воспринимать на слух художественный текст (сказку) в исполнении учителя; отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; соотносить автора, название и героев прочитанных произведений Познавательные: умение выделять существенную информацию из данного материала Коммуникативные: учиться работать в группе, выполнять различные роли Регулятивные учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги; учиться управлять своей деятельностью. Личностные эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; |
6. Рефлексия, самооценка |
Учитель-логопед предлагает провести самооценку и взаимооценку: - получилось ли у нас показать отрывок из сказки? - что понравилось? - кто из героев лучше справился с ролью и почему? - скажите, а вам понравилось занятие? - Если вы хотите продолжения, тогда верните свою роль Чудо-дереву, и оно подарит вам новые роли на следующих занятиях. А билеты сохраните, быть может, они приведут вас в прекрасный мир театра. - - а как зрители могут поблагодарить актёров? (аплодисменты)
|
Отвечают на вопросы, анализируют оценивают свою деятельность. Забирают билеты. |
Личностные: способность «встать» на позицию другого человека и «увидеть» ситуацию с его точки зрения Регулятивные: умение оценивать значимость и смысл внеучебной деятельности для себя самого Познавательные: умение сравнивать цель и результат Коммуникативные: рефлексия своих действий |
Приложение №1
Артикуляционная гимнастика
Упражнение «Улыбка».
Описание: на счет «один» улыбнуться, зубы не обнажать. Удерживать губы в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть губы в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз.
Упражнение «Трубочка»
Описание: вытянуть губы вперед в трубочку. Обратите внимание – при переключении не должно быть движений нижней челюсти. Двигаются только губы!
Упражнение «Заборчик»
Описание: улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. (Чтобы показать ребёнку, как это сделать, надо про себя произносить звук [и]) Удерживать в таком положении губы под счет от одного до пяти - десяти.
Упражнение «Часики»
Описание: сначала делаем упражнение «Улыбка»: зубы разомкнуты примерно на два сантиметра, губы в улыбке, резцы обнажены.
Затем высунуть язык и повернуть к правому углу рта. Затем сделать то же движение, но к левому углу рта.
Нужно чередовать движения языка вправо-влево. При этом губы находятся в улыбке, нижняя челюсть не должна передвигаться вправо или влево, а должна быть неподвижной!
Упражнение «Качели»
Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.
Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
Упражнение «Грибок»
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку.)
Следить, чтобы губы были в положении улыбки.
Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться.
При повторении упражнения надо открывать рот шире.
Упражнение «Шарик»
Описание: Надуть щеки. Удерживать в таком положении под счет от одного до пяти - десяти. Сдуть щеки.
Упражнения для выработки правильного речевого дыхания и отработки дикции
1) Проговаривание с движениями
- Наклоны головы на каждый слог:
ПАЙ БАЙ МАЙ
- Упр. «Тарзан»
Произносят звук на выдохе, слегка постукивая костяшками пальцев по груди:
ААААА… ОООО….
УУУУ…..ММММ……
- Упр. «Обнимашки»
Разводят руки в стороны, делают вдох через нос, наклоняются вперёд, делая резкий выдох через рот на слог ХА, при этом обнимают себя руками.
2) Работа со скороговоркой
От топота копыт пыль по полю летит
- беззвучная артикуляция,
- шёпот,
- разная сила голоса,
- разная интонация,
- быстро
Приложение №2
Калейдоскоп сказок К.И.Чуковского
Викторина-кроссворд
Как у наших у ворот это дерево растёт … (Чудо-дерево)
Всё смешалось в этой сказке: даже крокодил море синее тушил пирогами и блинами, да солёными грибами…» (Путаница)
Самовар она купила,
Тараканов пригласила:
Именины отмечаю,
Приходите выпить чаю!» (Муха-Цокотуха)
или
Прозвище мухи (Цокотуха)
Если любишь умываться,
Тебе нечего бояться,
А грязнули и неряхи
От него сбегают в страхе (Мойдодыр)
Кто вырвал солнце из пасти крокодила. (Медведь)
У меня зазвонил телефон, кто говорит: … (Слон)
Невзрачный маленький усач
Всех запугал зверей.
И победил его не волк,
Не слон, а воробей (Тараканище)
Самый маленький герой, храбрец и проказник …. (Бибигон)
Лечит всех зверей подряд,
Лечит взрослых и ребят,
К нам спешит, когда болит,
Добрый доктор…. (Айболит)