Занятие во 2 коррекционном классе «Относительные прилагательные»
Всероссийский конкурс для логопедов и дефектологов на лучший конспект логопедического занятия
МБОУ «Рыбно-Слободская СОШ №2»
Занятие для учащихся 2 коррекционного класса
Тема «Относительные прилагательные»
Учитель-дефектолог : Гарипова Флюра Флюра
п.г.т. Рыбная-Слобода
2017 год
Относительные прилагательные
Цель: 1. Словообразование и употребление относительных прилагательных от существительных, обозначающих овощи, фрукты.
2.Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.
3.Упражнение в употреблении предлогов В, ИЗ.
Оборудование: Муляжи: яблоко, груша, слива, абрикос, персик, апельсин, вишня,
лимон, банан; свекла, картофель, огурец, помидор, тыква, морковь, капуста.
Демонстрационные предметы: корзина, ваза, стеклянный стакан, глиняный
кувшин, металлическая кружка, фаянсовая чашка, бумажный стаканчик...
Предметные картинки: девочка Маша, мальчик Миша.
План занятия
I. Игра «Соберем овощи в корзину, фрукты — в вазу» ( дети, выполняя игровые действия, проговаривают фразу в соответствии с демонстрируемым действием и предлогом В).
И. отгадывание загадок (картинки-отгадки выставляются на панно). Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая.
(Морковь)
Как надела сто рубах, захрустела на зубах.
(Капуста)
Синий мундир, желтая подкладка, а в середине сладко.
(Слива)
На сучках висят шары, покраснели от жары.
(Яблоки)
Как на нашей грядке выросли загадки, крепкие, зеленые, хороши соленые.
(Огурцы)
Вверху зелено, внизу красно, в землю вросло.
(Свекла)
И зелен, и густ на грядке вырос куст. Покопай немножко: под кустом (картошка).
III. Игры на развитие внимания и памяти:
«Что с чем поменяли местами?», «Что добавилось?» (груша, вишня, апельсин, персик, абрикос, помидор, тыква и т. д. ).
IV. Игра «Приготовим сок для Маши и Миши» — упражнение в словообразовании относительных прилагательных и составлении с ними предложений с предлогом ИЗ по образцу.
Для Маши сок из фруктов
из яблок — яблочный;
из груш — грушевый;
из вишен — вишневый;
из слив — сливовый;
из апельсинов — апельсиновый;
из персиков — персиковый;
из абрикосов — абрикосовый.
Для Миши — из овощей
из моркови — морковный;
из свеклы — свекольный;
из картофеля — картофельный;
из помидоров — томатный;
из огурцов — огуречный;
из капусты — капустный;
из тыквы — тыквенный.
Образец: Я приготовлю для Маши из абрикосов абрикосовый сок. Я приготовлю для Миши из помидоров томатный сок.
V. Физкультминутка.
VI. Игра на дифференциацию «В саду или в огороде».
VII. Игра «Напоим соком Машу и Мишу» — упражнение в употреблении в речи творительного падежа существительных и прилагательных с предлогом ИЗ:
а)припоминание, кто какой и кому «приготовил» сок;
б)выбор посуды для сока на столе у логопеда;
в)составление предложений по образцу.
Образец: Я напою Машу абрикосовым соком из глиняного кувшина.
VIII. Итог.
Закрепление вне занятия
1.Игра «IV лишний».
2.Игра «Приготовим сок».
3.Игра «Подбери предметы к признакам» (апельсиновый, апельсиновая, апельсиновое, тыквенный, тыквенная, тыквенное и т. д. ).
4.Игра «Что с чем поменяли местами?»
5.Игра «Назови признаки» (яблоко, вишня, помидор, огурец... ).
Приложение.
Фрукты
Познакомьтесь: это кролик, он любитель-садовод.
А в его саду смешное чудо-дерево растёт!
Что за фрукты созрели на нём?
Растут ли эти фрукты на дереве одном?
Дай-ка срочно ответ: в жизни так или нет?
Ой! Художник перепутал и не фрукт нарисовал! Ты ошибку отыскал?
Повадились вороны фрукты воровать.
Понравилось им в прятки с кроликом играть —
Вот и новая игра, начинать её пора! Чего нет? Дай ответ.
(Взрослый поочередно закрывает фрукты.)
Где фрукты растут по одному? Что кролик для себя собрал?
А где они лежат по два? А что воронам он отдал?
С воронами и кроликом в игры поиграй,
Игры по картинкам сам ты вспоминай.
2. Помоги собрать Косому урожай — быстро яблоки и груши сосчитай. Но сначала давай их раскрасим: груши — зелёным, яблоки — красным.
3. Девочки и мальчики, приготовьте пальчики,
Смело топайте вперёд — вас игра «Ступеньки» ждёт.
4. Чтобы не прокрался вор, вокруг сада строй забор.
5. Вот он коктейль фруктовый, почти готовый.
Карандашик, помоги, нужным цветом «пробеги». Помни: линия твоя не должна задеть края!
Ты используй пять цветов (жёлтый, оранжевый, красный, зелёный, синий).
Из чего коктейль готов?