Занятие "Моя семья"
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Моя семья»
Цель: обобщение представлений детей о семье
Задачи:
Образовательные:
1. Закрепить у детей представления о семье; 2. Формировать понятие «семья», «члены семьи», «семейное древо»;
3. Учить строить сложные предложения;
Развивающие:
1. Развивать память, логическое мышление;
2. Развивать умение высказывать суждения, делать выводы;
3. Расширять кругозор дошкольников
Воспитательные:
1. Воспитывать умение слушать друг друга;
2. Воспитывать любовь, чуткое отношение к членам семьи;
3. Учить проявлять заботу о родных людях.
Формы и методы организации совместной деятельности:
- привлечение детей к дискуссии (беседы);
- создание ситуации творческого поиска ( работа с картинками);
- разрешение проблемных ситуаций (дидактические игры «Радость или огорчение», « Я и моя семья», «Кто старше/младше»);
- положительная оценка детской деятельности
Оборудование: игрушка Лунтик, мяч, магнитная доска, набор картинок с изображением семейного дерева, набор картинок с изображением членов семьи и их занятий, черные и красные кружки из картона по количеству детей, карточки с загадками, картинка с изображением «домика» с членами семьи, корзинки, обруч, картинки с изображением занятий всей семьей и занятий ребенка, корзинки.
Интеграция направлений развития: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Целевая аудитория: старший дошкольный возраст (6-7 лет)
Заинтересованная аудитория: студенты, педагоги дошкольных учреждений, педагоги дополнительного образования, родители.
Продолжительность образовательной деятельности: 30 минут
Ход образовательной деятельности:
Методы и приемы | Содержание | Деятельность детей |
Организация детей. 1. Открытый вход в деятельность | Дети в свободной игровой деятельности. Находят на полу конверт с загадками. Воспитатель предлагает присесть на коврик. | |
2. Создание проблемной ситуации 3. Беседа «Наши родители» | Воспитатель (далее В.): Что же за конверт вы нашли? Вам интересно, посмотреть, что в нем? Что это. Ребята? Да, загадки. Попробуем отгадать? Слышится стук. Появляется игрушка Лунтик. - Кто это? Верно, Лунтик. Зачем же он к нам пришел? - Он поделился со мной, что он на Луне жил совсем один, и ему было очень грустно от того, что у него не было семьи. А вы, ребята, знаете, что такое семья? Расскажем Лунтику об этом? Но сначала отгадаем загадки, которые вы нашли в конверте. В.: Кто стирает, варит, шьет На работе устает? Просыпается так рано? Лишь заботливая …(Мама) Ребята, кто это? Верно, мама. - Как зовут вашу маму? - Как мама называет тебя ласково? - Как ты помогаешь ей по дому? Кто научит гвоздь забить? И подскажет, как быть смелым, Сильным, ловким и умелым? Все вы знаете, ребята, Это наш любимый …(Папа) - Как зовут вашего папу? - Кто ты для папы? - Какой у тебя папа? Опиши. - Ребята, какие у вас замечательные мамы и папы! | Ответы детей Достают из конверта карточки с загадками.
Дети отгадывают загадку
Дети отгадывают загадку Ответы детей |
4. Дидактическая игра «Радость или огорчение» 5. Беседа «Наши бабушки и дедушки» 6. Отгадывание загадки 7. Дидактическая игра «Я и моя семья» (с мячом) 8. Дидактическая игра «Собери семейное древо» 9. Подвижная игра «Кто быстрее принесет картинки» 10. Итог занятия. Рефлексия. Открытый выход. | У ребят в руках черный и красный кружки. В.: Мы с вами говорили о том, как мама и папа заботятся о вас. А как вы о них заботитесь? Ваши поступки могут как радовать их, так и огорчать.. У вас в руках кружки разного цвета. Как вы думаете, что обозначает черный кружок? Верно, печаль, огорчение. А красный? Верно, что-то хорошее, радость. Сейчас мы проверим, какие поступки порадуют ваших родителей, а какие нет. Вы с помощью кружков будете это показывать. Поступки: - Вы съели на завтрак всю кашу; - Разбросали все игрушки; - Убрали за собой все игрушки; - Помогли маме помыть посуду; - Вели себя хорошо в магазине, не просили лишнюю игрушку; - Нарисовали для мамы рисунок; - Смастерили для папы подарок; - Порвали новую книжку; - Прыгнули в лужу и обрызгали людей вокруг; - Почистили зубы утром; - Пожелали «Спокойной ночи» перед сном. - Молодцы, ребята! Мы рассказали Лунтику, как нужно себя вести, чтобы не огорчать маму и папу.
Кто любить не устает, Пироги для нас печет, Вкусные оладушки? Это наша …. (Бабушка) - Как зовут ваших бабушек? - Что делает для вас бабушка? - Что вы любите делать вместе с бабушкой? В.: Молодцы! Следующая загадка: Он трудился не от скуки, У него в мозолях руки, А теперь он стар и сед – Мой родной любимый … (Дед) - Как зовут ваших дедушек? - Какой ваш дедушка? Расскажите о нем. В.: У нас осталась еще одна загадка. Попробуйте отгадать! Кто загадки отгадает, Тот своих родных узнает, Все родные, с кем живете, Непременно вам друзья, Вместе вы одна … (Семья) Все вы вместе с родителями, бабушками и дедушками, братьями и сестрами, дядями и тетями называетесь – Семья. - Посмотрите, какая большая семья у нас получилась! Педагог показывает на картинку с изображением «домика» с членами семьи. - А сейчас, ребята, проверим ваши знания о том, какие члены семьи кем друг другу приходятся, и расскажем об этом Лунтику. Дети встают в круг, воспитатель с мячом, бросает мяч ребенку и задает вопрос, ребенок отвечает и кидает мяч воспитателю обратно. Вопросы для игры: - Кто такие мама и папа? - Кто такой дедушка? - Кто такая бабушка? - Кто такая внучка? - Как называют брата папы? - Как называют сестру мамы? - Кто такой внук? - Мальчик для папы и мамы кто? - Мальчик для бабушки и дедушки кто? - Девочка для мамы и папы кто? - Девочка для дедушки и бабушки кто? - Папа для дедушки и бабушки кто? - Мама для дедушки и бабушки кто? - Мальчик для девочки в семье кто? - Девочка для мальчика в семье кто? В.: Здорово, ребята! Вы верно ответили на все вопросы! На магнитной доске модель семейного древа и изображения членов семьи. В.: Ребята, теперь вы знаете всех членов семьи, и вам будет не сложно справиться со следующим заданием. - Как вы думаете, что здесь изображено? - Что же нужно сделать? - Верно, нужно собрать семейного древо по порядку. С кого начинаем? С самых молодых веточек – детей, то есть вас. На следующих веточках кто располагается. Да, ваши родители. А потом? Правильно, бабушки, дедушки и прабабушки и прадедушки. - Молодцы, ребята! Теперь Лунтик знает, что такое семейное древо. На полу в обруче разложены картинки с изображением занятий, которые проводятся всей семьей и картинки с изображением занятий, которые дети выполняют самостоятельно, две корзинки. В.: Ребята, скажите, пожалуйста, какой должна быть семья? Верно, дружной, помогать друг другу, защищать друг друга, заботиться друг о друге. А время проводить вместе нужно? Конечно. Почему? (это весело, интересно, приятно быть вместе). Здорово! Сейчас поиграем в игру, в которой одной команде нужно будет выбрать карточки с изображением того, чем вы занимаетесь всей семьей, например, катаетесь на лыжах, гуляете на улице, а другой – карточки с изображением занятий, которые каждый ребенок делает сам, например, чистите зубы, танцуете, делаете зарядку. Вам нужно поделиться на две команды с помощью считалки. Правила игры: - Жребием выбирается тема карточек для каждой команды. По команде первый игрок бежит к обручу с картинками, берет нужную карточку, бежит с ней к своей команде, кладет ее в корзинку, передает ход следующему игроку. Игра продолжается до тех пор, пока каждая команда не перенесет в свою корзинку все карточки в соответствии с заданием. Побеждает команда, которая правильно принесет все карточки. В.: На старт! Внимание! Марш! - Как вы здорово соревновались! Были внимательны и правильно справились с заданием! Лунтику очень понравилась ваша игра.
- А зачем он приходил к вам? - Как вы думаете, вы помогли Лунтику? - А вам было интересно? - Что понравилось больше всего? - Лунтик очень рад знакомству с вами и в благодарность он дарит вам раскраски о семье. А ему пора отправляться домой, к своей семье. До свидания! |
Ответы детей
Дети поднимают на каждый поступок соответствующий кружок Дети отгадывают загадку
Ответы детей Дети отгадывают загадку Ответы детей Дети отгадывают загадку
Дети отвечают на вопросы и бросают мяч Дети рассматривают части семейного древа на доске Ответы детей Ребята выполняют задание Ответы детей Дети делятся на две команды Дети соревнуются |
Список использованной литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155).;
2. Дзюба П.П. Дидактическая копилка воспитателя детского сада. – Р/н/Дону : Феникс, 2008;
2. https://valovaya-schoolmol.edumsko.ru/articles/post/2598340;
3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/11/18/kartoteka-moya-semya-semeynye-traditsii;