Занятие на развитие речи по теме "Овощи"
Конспект логопедического занятия по развитию речи «Овощи»
детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Цель: уточнение и расширение представлений детей об овощах на основе сенсорного обследования, описания их внешних характеристик.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Развивать речь, способствовать сенсорному развитию и слуховому восприятию;
Развивать зрительное внимание и память;
Развивать мелкую и крупную моторику;
Развивать согласованные движение-речь.
Коррекционно-развивающие:
Учить описывать овощи по цвету, величине, форме; различать овощи по внешнему виду и на ощупь;
Упражнять в употреблении уменьшительно – ласкательных названий овощей;
Упражнять в образовании существительных в Родительном падеже;
Упражнять в составлении предложений из 4-5 слов.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать у детей привычку помогать окружающим, быть активными, внимательными и отзывчивыми при взаимодействии друг с другом.
Материалы и оборудование: сенсорная коробка «Огород», ароматическое лото, коробка для игры «Узнай на ощупь», корзинка, игрушечные овощи, картинки с изображением овощей, мягкая игрушка зайчонок.
Ход занятия
1. Приветствие. Организационный момент.
Учитель-дефектолог:
«Собрались все детки в круг, ты мой друг и я твой друг.
Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнёмся.
Наши глазки, что делают? - смотрят.
Наши ушки, что делают? - слушают.
Наши ноги не мешают. Наши руки помогают».
Учитель-дефектолог: «Молодцы ребята, рада вас приветствовать на нашем занятии, предлагаю занять свои места на стульчиках.
Учитель-дефектолог: «Ребята, когда я сегодня утром шла в детский сад, то встретила грустного зайчонка» (Показать детям зайчонка) и я спросила у него, почему он такой грустный, и он мне рассказал вот такую историю. Утром он забегал в гости к своей бабушке, и она дала ему с собой корзинку с гостинцами, но когда зайчонок заглянул в корзинку, то не понял, что там лежит, и из-за этого очень расстроился. И я ему предложила пойти со мной в детский сад и вместе с нашими ребятами разобрать, что же лежит у него в корзинке, поможем ему? (ответы детей)
Учитель-дефектолог: «Для начала давайте поздороваемся с зайчонком и вспомним какие слова приветствия мы знаем» (ответы детей).
2. Основная часть.
Игра «Узнай на ощупь»
Учитель-дефектолог: «Сейчас мы с вами для зайчонка будем описывать, то что лежит у него в корзине и назовем что же это». Но делать мы будем это необычным способом, ни глядя на этот предмет, а ощупывая и трогая его» (при затруднении учитель-дефектолог задает наводящие вопросы, оказывает индивидуальную помощь).
— Молодцы! Все справились с заданием хорошо.
— Что мы с вами описывали? (Овощи).
— На чём растут овощи? (Овощи растут на грядках).
— Назовите место, где много грядок. (Огород).
— В какое время года собирают овощи? (Осенью).
Детям предлагается выполнить следующие упражнения для губ:
- улыбка – удерживание губ в улыбке, зубы не видны;
- трубочка – вытягивание губ вперёд длинной трубочкой;
- кролик – губы сомкнуты, верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
Далее выполняют упражнения для развития подвижности губ:
- улыбка-трубочка – губы вытянуть вперёд губы трубочкой, затем растянуть в улыбку;
- рыбки разговаривают – хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук);
- пятачок – губы, вытянутые трубочкой, двигать вправо-влево и вращать по кругу.
Игра в сенсорных коробках «Огород»
— Круглый, красный, растёт НА земле. Что это? (Помидор).
— Овальный, коричневый, растет В земле. Что это? (Картофель).
— Круглая, красная, растет В земле. Что это? (Свёкла)
— Овальный, фиолетовый, растёт НА земле? (Баклажан).
— Круглый, белый, растёт В земле. Что это? (Лук).
— Овальный, зелёный, растёт НА земле. Что это? (Огурец).
— Овальная, оранжевая, растёт В земле. Что это? (Морковь).
— Овальный, зелёный, растёт НА земле. Что это? (Кабачок).
— Круглый, белый, растёт В земле. Что это? (Чеснок).
— Круглая, зелёная, растёт НА земле? (Капуста).
Физкультминутка «Мы пойдем в огород».
Учитель-дефектолог:
«Мы пойдем в огород (шагают на месте)
Что там только не растет (разводят руки в стороны).
Огурцы сорвем мы с грядки (срывают воображаемые огурцы).
Помидоры с кожей гладкой (показывают руками силуэт шара).
Длинная морковка (опускают вниз руки и соединяют ладони внизу).
От нас укрылась ловко (приседают и прикрывают голову руками).
Дергай, дергай из земли (встают и делают движения, как будто дергают из земли морковь).
Все собрали — посмотри! (приложить руку ко лбу, смотреть в даль).
Упражнение «Определи овощи по запаху»
Учитель-дефектолог: - «Молодцы ребята, мы с вами размялись, а теперь давайте сядем на стульчики и поиграем в игру с ароматическим лото. Нам надо определить овощ с закрытыми глазами и только по запаху. Соотнесем запахи и овощи из корзинки нашего зайчонка, чтобы тот знал не только как выглядят овощи, но и как они пахнут.»

3. Заключительная часть:
Учитель-дефектолог: - «Ребята, а давайте еще раз вспомним, кто приходил к нам сегодня в гости? Что приносил зайка в корзинке? Где растут овощи? Какие еще овощи вы знаете? (ответы детей). Овощи не только вкусные, а еще и очень полезные.
Чтоб здоровым, сильным быть
Надо овощи любить.
Все без исключенья
В этом нет сомненья!
«Вы все большие молодцы, помогли зайке понять, что положила бабушка ему в корзинку. Давайте попрощаемся с Зайчонком, он побежит в лес, и расскажет всем своим друзьям о том, что узнал сегодня от вас. До свидания зайчонок, приходи к нам еще.