Конспект занятия по развитию речи на тему «Весна»
Конспект занятия по развитию речи.
Тема: « Весна».
Задачи:
Образовательные:
закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна»;
формировать представления детей о весне и типичных весенних явлениях в природе;
формировать умение образовывать множественное число имен существительных;
формировать умение образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов
закреплять умения детей отвечать на вопрос полным предложением.
Развивающие задачи:
развивать связную и объяснительную речь;
развивать у детей мышление путем уточнения и систематизирования представлений детей о весенних изменениях в природе;
развивать зрительное внимание;
развивать общую и мелкую моторику
Воспитательные задачи:
воспитывать уважительное отношение к ответам сверстников;
воспитывать у детей отзывчивость, любовь к родной природе и бережное отношение к ней;
Ход занятия:
I. Организационный момент. Приветствие
II. Основная часть
Ребята, отгадайте загадку и вы узнаете, какому времени года будет посвящено сегодняшнее занятие.
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И становится теплей.
Если стал теплее ветер,
Если птицам не до сна,
Если солнце ярче светит,
Значит к нам пришла… (весна).
Итак, давайте поговорим о весне.
- Что же такое «весна»? (Это время года).
- После, какого времени года приходит весна?
- Какие времена года вы ещё знаете?
- Какие приметы весны вы знаете? (Стало тепло, птицы прилетают из тёплых стран, закапали сосульки с крыш домов, дни стали длиннее, снег потемнел, стал рыхлым, появились проталины).
- Ребята, как вы думаете, почему тает снег, лёд, бегут ручьи? (Снег тает потому, что солнышко стало сильнее пригревать).
1. Каким весной становится небо? (Голубое, светлое, безоблачное).
А солнце? (Тёплое, яркое, ласковое, весеннее) .
2. Что происходит со снегом? (С наступлением тёплых дней на снегу появляются проталины (место где стаял снег и открылась земля, снег начинает таять, текут ручьи) .
3. Что вы видите на третьей картинке? (с крыш свисают сосульки)
Кто из вас, ребята, знает, что такое капель? (Сосульки быстро тают под теплыми солнечными лучами, и капельки воды часто-часто капают с крыш) .
4. Что вы видите на четвертой картинке? (на деревьях набухают почки)
Правильно. В это время вся земля пропитывается влагой, у деревьев и кустарников начинается сокодвижение - от корней к каждой веточке поступает сок, который питает каждую почку. Они увеличиваются в размерах, набухают.
А что происходит с почками дальше? (Они лопаются, и распускаются маленькие клейкие листочки)
5. Что вы видите на следующей картинке? (Прилетели птицы из теплых краев).
Дидактическая игра «Кто здесь лишний?»
Посмотрите, ребята, сколько разных птиц прилетело на дерево. Давайте отгадаем про них загадки.
Загадки
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Прыг да скок по полю вскачь,
А зовётся птица – …
(Грач).
Во дворе стоит дворец,
Там живёт один певец.
Очень ловкий молодец
И зовут его…
(Скворец)
Я проворна, легкокрылая,
Хвост раздвоен, словно вилы.
Если я летаю низко,
Значит дождик где-то близко.
(Ласточка)
Алый низ и черный хвост,
Воробья побольше рост,
Толстый клюв раздался вширь –
До чего красив …
(Снегирь)
Гнездо не строит никогда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает.
(Кукушка)
Ребята, посмотрите внимательно на птиц. Кто здесь лишний? (Снегирь) Почему?
Давайте вспомним, каких еще перелетных птиц вы знаете?
(Аист, дрозд, стриж, соловей, дикая утка, журавль)
А почему этих птиц называют перелетными?
А почему они улетают от нас?
Когда птицы возвращаются назад, как же они встречают весну? Что весной делают птицы? (Птицы весной вьют гнезда и выводят птенцов)
7. Что вы видите на этой картинке? (Просыпаются животные, насекомые выползают из своих убежищ). Правильно. Жучки, пауки, куколки насекомых всю холодную зиму провели под корой деревьев, прятались в старых пнях, в земле, под опавшей листвой – они были неподвижны. Отогревшись, они выползают из своих убежищ. Зимой птицы питались сохранившимися семенами растений, но этого им было мало. Вспомните, чем мы им помогали? Весной появляются насекомые, ими и кормятся птицы. А какие животные проснулись от зимней спячки? (Ежи, медведи, барсуки) .
Ребята, отгадайте, кто живет в лесу.
Загадки
Она прыгать мастерица,
Она прыгать не боится.
Небольшой у неё рост,
Но зато пушистый хвост.
(Белка)
Какой зверь опасный
Ходит в шубе красной?
Снег разгребает,
Мышек хватает.
(Лисица)
Угадайте, что за шапка
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору
У стволов грызет кору.
(Заяц)
Этот зверь тебе знаком,
Ест мышей и молоко.
Но на кошку не похож
Весь в иголках длинных…
(Ёж)
Кто позабыв тревоги,
Спал в своей берлоге?
(Медведь)
Ребята, давайте подумаем, как меняется жизнь животных с приходом весны. (Звери линяют, просыпаются после зимней спячки, у них появляются детеныши.)
А что происходит с шерстью диких животных весной? (Они линяют.)
А какие дикие животные меняют зимнюю шубку на летнюю? У кого из них меняется окрас шубки? (Заяц, белка.)
А кто появляется у диких животных весной?
Сейчас я буду называть вам взрослое животное, а вы будете говорить, как называется у него детеныш.
Логопед называет по очереди диких животных, показывая иллюстрации.
Игровое упражнение «Назови малышей»
У медведя — …
У зайца — …
У лисицы — …
У волка — …
У ежа — …
8. Да, ребята. Весной вся природа словно пробудилась от зимнего сна. А люди изменились? (люди надели весеннюю одежду) .
Вы рады весне? (Да.) Мы долго ждали весну, значит, какая весна? (Долгожданная). Какое настроение возникает у вас, когда вы говорите о весне? (Веселое, хорошее, задорное, прекрасное.)
А вы знаете, сколько месяцев длится весна?
А сейчас поиграем в игру “Доскажи словечко”.Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы должны угадать какое слово пропущено.
Прошла зима
И каждый рад.
Спешит весна,
И месяц … (март)
За ним другой стучится в дверь,
Он называется … (апрель)
И третий месяц вспоминай,
Как называется он… (май)
Игра «Какая, какое?»
Весна (какая?) - ранняя, поздняя, тёплая, холодная, долгожданная, радостная, дождливая, звонкая, солнечная, цветущая, красивая, неожиданная, звонкая…
Солнце (какое) - яркое, желтое, теплое, яркое, солнечное, жаркое…
Облака (какие) - лёгкие, пушистые, воздушные…
Небо (какое) - голубое, облачное, серое…
Игра “Один и много”.
Я называю один предмет, а вы – много этих же предметов.
Ручей - ручьи
Дождь - дожди
Гнездо–гнёзда
Подснежник- подснежники
Проталина–проталины
Скворец - скворцы
Гнездо - гнёзда
Сосулька - сосульки
Насекомое–насекомые
Лист - листья
Насекомое - насекомые
Дерево - деревья и т. д.
Игра «Ласковые слова»
А теперь немного поиграем. Встаем вокруг меня. Я буду бросать мяч, а вам ребята, придётся хорошенько подумать и заменить простые слова на ласковые.
• Солнце - солнышко
• Ручей - ручеёк
• Ветер - ветерок
• Птенец - птенчик
• Ветка - веточка
• Капля - капелька
• Цветок - цветочек
• Трава - травка
• лист- листик
Игра «Солнышко весной»
Какое оно, солнышко, весной? Подбираем лучики к солнцу.
Солнышко (какое?) - яркое, весеннее, лучистое, тёплое, ласковое, блестящее, весёлое, большое, нежное…
Речевая игра «Скажи наоборот»
(сравнение весенних и зимних признаков — подбор антонимов).
— Зима ушла, а весна… (пришла).
— Зимой медведь спит, а весной… (просыпается).
— Перелетные птицы осенью улетают, а весной… (прилетают).
— Зимой холодно, а весной… (тёпло).
— Зимой небо пасмурное, а весной… (ясное).
— Зимой снег выпадает, а весной… (тает).
— Зимой заяц белый, а весной… (серый).
— Зимой дни короткие, а весной… (длинные).
А еще, ребята, с теплыми солнечными лучиками в марте месяце просыпаются первые цветы. Кто помнит, как они называются? (Подснежники)
Почему их так называют? (Потому что они вырастают из-под снега)
Прорастает сквозь снежок,
К солнечным лучам, цветок,
Маленький и нежный,
Беленький подснежник.
Ребята, давайте вспомним, какие еще цветы вырастают весной?
(Мать-и-мачеха, ландыши.)
Вставайте все в кружок, мы поиграем с вами в игру «Подскажи слово», только это слово должно быть обязательно «весенним» (игра с мячом).
Весной солнце… (греет, припекает, ласкает)
Весной сосульки под солнцем… (тают, капают)
Весной сугробы от солнечного тепла… (оседают, тают)
Весной на деревьях почки… (набухают, лопаются)
Весной ручьи… (бегут, журчат, звенят)
Весной птицы… (возвращаются, прилетают)
Весной птицы гнезда… (вьют, строят, делают)
Весной лед на реке… (тает, трещит, ломается, плывет)
Весной на проталинах первые цветы… (появляются, расцветают)
Весной травка… (пробивается, растет, зеленеет)
Чистоговорка «Весна пришла»
Ла-ла-ла – к нам весна пришла.
Ло-ло-ло – в лесу тепло.
Пель-пель-пель – капает капель.
Ля-ля-ля – расцветай земля!
Леть-леть-леть – просыпайся медведь!
III. Подведение итогов:
Дети, о каком времени года мы говорили сегодня?
Какие весенние месяцы вы знаете?
Какие признаки весны вы знаете?
Вам понравилось наше занятие?
Что вам запомнилось и понравилось больше всего?