Занятие по биологии «Химическая организация клетки» (1 курс СПО)
Занятие по биологии «Химическая организация клетки»
Составил: преподаватель УИФ ГБПОУ «ИЭК» Е.И. Панов
Категория участников: студенты 1 курса колледжа
Тип занятия: изучения нового материала
Технологии, используемые на занятии: ИКТ, диалогового взаимодействия
Материалы и оборудование: проектор, экран, ноутбук, карточки с заданиями, 2 куриных яйца (обычное и заранее выдержанное в растворе уксуса)
Цель: Изучить химический состав клетки в ходе выполнения эвристических заданий
Задачи:
1. Выявить роль химических элементов, неорганических и органических веществ в жизни клетки
2. Показать единство живой и неживой природы на основе знаний об элементарном составе клетки
Ход занятия
1. Актуализация знаний (10 минут)
Учитель: Здравствуйте, уважаемые студенты, мы продолжаем изучать дисциплину «Биология». На прошлом занятии мы рассмотрели понятие «Клетка», а также познакомились с особенностями строения растительной и животной клеток.
Сейчас в течение 10 минут мы проведем небольшую проверку знаний по предыдущей теме.
На экране включается интерактивное упражнение, учащиеся выполняют задания, по очереди называя ответы.
https://learningapps.org/watch?v=pxemw0wsc21
2. Изучение нового материала (60 минут)
Учитель: Ребята, перед вами 2 куриных яйца, одно из них предварительно некоторое время содержалось в растворе уксуса. Берем первое, стучим по нему, что наблюдаем? (ответы учащихся). Возьмем второе, также постучим, что наблюдаем? (ответы учащихся).
Мы выяснили, что скорлупа одного яйца твердая, второго – мягкая.
Какой вывод мы можем сделать?
Запишите в тетрадь.
Помимо кальция, содержащегося в скорлупе яйца, в его состав, как и в состав большинства клеток, входят другие химические элементы и вещества. Давайте узнаем, какие именно, выполнив упражнение. Внимание на экран.
https://learningapps.org/watch?v=pnc1br1ja21
Учащиеся также по очереди называют.
Теперь запишем полученный результат в тетрадь и выполним следующую часть задания – заполнение таблицы.
Название элемента / вещества | % содержания в клетке | Функции, значение | Название элемента / вещества | % содержания в клетке | Функции, значение |
1 | | | 10 | | |
2 | | | 11 | | |
3 | | | 12 | | |
4 | | | 13 | | |
5 | | | 14 | | |
6 | | | 15 | | |
7 | | | 16 | | |
8 | | | 17 | | |
9 | | | 18 | | |
Для выполнения воспользуйтесь учебником:
Константинов В. М. Биология : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.М.Константинов, А.Г.Резанов, Е.О.Фадеева; под ред. В.М.Константинова. – 8-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2014.
Учитель: Немного отдохнем.
Интеллектуальная эстафета «Кто больше назовет»
Участники делятся на 2 команды и становятся в проход между рядами
Капитаны встают возле доски лицом к командам.
По очереди каждый участник, выполняя физические упражнения (прыжки, приставной шаг, выпады вперед и т.д.). Подходят к капитану и называют какой-либо химический элемент или вещество, содержащиеся в клетке. Игра проходит до тех пор, пока все участники не выполнят задание
Учитель: Продолжаем работать, сейчас вы посмотрите небольшой видеоролик о значении воды в жизнедеятельности клетки, по ходу просмотра вам необходимо будет составить 5-7 вопросов с развернутыми ответами
https://www.youtube.com/watch?v=iGjfoiYaG4M
Следующее задание – заполнить пропуски в тексте.
________________________ кислота (ДНК) – макромолекула, обеспечивающая _____________, _______________ из поколения в поколение и реализацию ___________________ развития и функционирования живых организмов. Молекула ДНК хранит биологическую информацию в виде ___________________, состоящего из последовательности __________________. ДНК содержит информацию о структуре различных видов ______________ и ________________. В клетках эукариот (животных, растений и грибов) ДНК находится в ____________________ клетки в составе _________________, а также в некоторых клеточных органеллах (митохондриях и пластидах). |
___________________________ кислота (РНК) – одна из трёх основных макромолекул, которые содержатся в _____________ всех живых организмов и играют важную роль в _____________, _____________, _____________ и выражении генов. |
_________________ кислота (АТФ) – нуклеозидтрифосфат, имеющий большое значение в _____________ и веществ в организмах. АТФ – ____________ источник ____________ для всех биохимических процессов, протекающих в живых системах, в частности для образования ____________. |
Установите соответствие между изображением и наименованием молекул
|
|
|
ДНК | РНК | АТФ |
3. Подведение итогов
Учитель: Выполним небольшой тест на закрепление изученного материала
https://onlinetestpad.com/ru/test/11345-khimicheskij-sostav-kletki
4. Рефлексия
Игра 5 пальцев
Учитель зачитывает утверждения, обучающиеся загибают пальцы, если согласны с ними:
1. Информация была интересна
2. Я узнал основные сведения по теме занятия
3. Мне понравилось, как я работал на занятии
4. Мне было комфортно на занятии
5. Я готов к выполнению домашнего задания
Если вы загнули все 5 пальцев – материал усвоен успешно
Если 4 пальца – вы хорошо поработали на уроке
Если 3 и меньше – возможно вам надо лучше разобраться в вопросах темы
В качестве домашнего задания предлагаю вам сочинить синквейн по теме занятия.
Ссылки на источники
https://www.astrobio.net/wp-content/uploads/2018/09/Difference_DNA_RNA-EN.jpg
https://ru.wikipedia.org/wiki/Дезоксирибонуклеиновая_кислота
https://ru.wikipedia.org/wiki/Рибонуклеиновая_кислота
https://ru.wikipedia.org/wiki/Аденозинтрифосфорная_кислота
Елена Владимировна
Панов Егор Игоревич
Горбачёва Марина Юрьевна
Панов Егор Игоревич
Ивлиева Наталия Алексеевна
Панов Егор Игоревич
Мажова Светлана Александровна
Панов Егор Игоревич
Колышкина Елена Владимировна
Панов Егор Игоревич