Занятие по развитию речи в средней группе «Вежливые слова»
МБДОУ «Детский сад № 43 "СКАЗКА"
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ.
" В МИРЕ ВЕЖЛИВИХ СЛОВ "
Составила воспитатель
Мельникова Е.В.
Декабрь 2021 года.
Цель: продолжать учить детей использовать в речи добрые и "волшебные" слова. Воспитывать в детях внимательное, доброжелательное, чуткое отношение к окружающим.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вы не раз слышали, как кто-то говорил: "Это – культурный человек!", или сожалел: "Как жаль, что этот человек не культурный".
Как вы думаете, кого называют культурным человеком? (Ответы детей).
Культурный человек всегда и везде вежливый, внимательный, чуткий и со знакомыми, и с незнакомыми людьми. Ему всегда важно, что о нём подумают окружающее. Он не позволит, чтобы в его присутствии кого-то оскорбляли, или грубо разговаривали. "Ничто не ценится так дорого, как вежливость" – эти слова вы должны всегда помнить.
Послушайте отрывок из стихотворения, где рассказывается о мальчике, который не очень любил говорить вежливые слова.
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном.
Его зовут, … а впрочем, лучше
Мы здесь его не назовём.
"Спасибо", "здравствуйте", "простите"
Произносить он не привык,
Простого слова "извините"
Не одолел его язык…
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече "добрый день"!
Казалось бы простое слово,
А он стесняется, молчит,
И в лучшем случае "здорово"
Он вместо "здравствуйте" бубнит.
И даже вместо "до свидания"
Не говорит он ничего
Или заявит на прощанье:
- Ну, я пошёл.… Пока! Всего!
В. Масс, М. Червинский.
- Скажите о каких вежливых словах говорится в этом стихотворении?
- Какие ещё вежливые слова вы знаете?
Эти слова никогда не перестанут нравиться. Вежливость – это то, без чего нельзя обойтись, как без воздуха. Никогда не отвечайте бранью на брань, грубостью на грубость.
Сегодня в гости к нам пришла кукла Маша. Она шла через лес и заблудилась, попала к нам. Давайте поможем ей найти дорогу к дому.
Сказка демонстрируется на фланелеграфе: фигурки деревьев, дома прикладываются на поле фланелеграфа.. Кукла Маша , фигурки зверей – плоскостные. В процессе развития сюжета фигурками действует взрослый – ведущий..
МАША: Ребята, помогите мне попасть домой!
ВЕДУЩИЙ: Маша! Ты общаешься невежливо. Ребята, подскажите Маше, как нужно попросить.
( Маша должна сначала поздороваться. Затем сказать волшебное слово – "пожалуйста")
Маша повторяет свою просьбу вежливо.
ВЕДУЩИЙ: Пошла Маша по тропинке, которую вы ей указали, и встретила на тропинке медвежонка.
МАША: Уходи, медвежонок, с моей дороги, дай мне пройти.
ВЕДУЩИЙ: А медвежонок стоит упрямо и не уходит. Ребята, как вы думаете, почему?
ДЕТИ (помогают Маше вежливо попросить медвежонка).
Медвежонок, здравствуй, дай пройти, пожалуйста. Или: позволь мне, пожалуйста, пройти.
МЕДВЕЖОНОК. Проходи, пожалуйста, Маша.
ВЕДУЩИЙ. Маша пошла дальше по тропинке. А вокруг было столько красивых цветов, что она решила собрать букет и сбилась с тропинки. Испугалась Маша, заплакала. Вдруг на верхушках деревьев она увидела белочек.
МАША: Попрошу-ка я их помочь моей беде. Как же мне попросить, чтобы они не отказались помочь? Вспомню-ка я слова, которые мне подсказали ребята. Здравствуйте, белочки! Будьте любезны, помогите мне, пожалуйста, найти дорогу к дому!
БЕЛОЧКА: Здравствуй, Маша. Мы живём рядом с твоим домом, на опушке леса и покажем тебе дорогу. Иди за нами.
ВЕДУЩИЙ: Белочки перепрыгивали с дерева на дерево, а Маша шла за ними по траве и вышла на тропинку. А вот и мой дом!
МАША: Спасибо ребятам, помогли мне, подсказали удивительные волшебные слова.
ВЕДУЩИЙ: Ребята, почему Маша решила, что эти слова – волшебные? Как ещё мы назовём эти слова? Назовите мне их. Пусть эти вежливые слова всегда звучат в вашей речи. Они станут волшебными для вас и помогут вам в жизни.