Занятие в средней группе по НДПИ "Знакомство с городецкой росписью"

0
0
Материал опубликован 26 October

«Знакомство с городецкой росписью»


Цель.

Продолжать знакомить  детей с народно-прикладным искусством на примере Городецкой росписи: историей ее возникновения, характерными особенностями. Учить выделять основные элементы узора.

Развивать в игре у детей умение сравнивать элементы разных росписей, находить общее и отличие, вычленять из многих элементов, только те, которые относятся к Городецкой. Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор в заданной форме. Воспитание у детей интереса и уважение к труду мастеров, создающих красивые вещи

 


Материал.

Выставка изделий с городецкой росписью или иллюстрации по теме «Городецкая роспись»; конверт с письмом, разрезная картинка; карточки для игры «Составь узор».



 Ход занятия.

    

   1. Организационный момент.

Воспитатель: - Ребята, у меня сегодня радостное настроение, а у вас какое настроение. А теперь закройте глаза и представьте себе, что вам дали кисточку и черную краску. Закрасьте все вокруг черной краской. Что вы испытываете? Какие чувства? ( Страх, тоску, грусть)

- А теперь закрасьте все белой. Каким цветом было труднее закрашивать? (белым). А вам бы хотелось, чтобы мир вокруг вас был черно-белым (Нет). А какой вы видите мир? (Цветной, разноцветный, радужный, весёлый, радостный) - Правильно, вас окружает красивый, разноцветный мир, красивые вещи. Ребята, а кто мне подскажет, где хранятся красивые редкие вещи? Дети: в музее.

Воспитатель: - Ребята, сегодня утром придя на работу, я на своем столе увидела большой конверт. На нем написан адрес нашего садика и указано: «Детям группы Пчелка» от директора музея. Так как письмо адресовано всем вам, то вскрывать его я не стала, подождала, пока мы все соберемся в группе. Хотите посмотреть, что в этом письме?

Воспитатель открывает конверт и читает письмо:

«Здравствуйте, дети! Пишут вам сотрудники музея. Мы в нашем музее хотим организовать выставку народных изделий. Но для экспозиции не хватает экспонатов. Не можете ли вы нам помочь? Высылаем образец. Но он не помещался в конверт, и его пришлось разрезать. Надеюсь, вы сможете его собрать? Спасибо за вашу помощь».

Ребята, поможем?


2. Основная часть.

Игра «Собери картинку».

Воспитатель: - Вот вы и составили образец, а что у нас получилось? Дети: разделочная доска.

- Ребята, такая роспись на деревянных изделиях называется Городецкой. И сегодня я приглашаю вас в музей городецкой росписи. (Дети садятся)

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славится по всей России

Своей росписью, творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя.

Чудо - птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит -

Вся земля под ним дрожит!

Чудо - птицы там порхают,

И кувшинки расцветают!

Городецкие цветы

Чудо, как хороши.

Они душу веселят

И на нас с тобой глядят.


Городецкая роспись – как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.


Наша страна Россия богата народными умельцами. Много-много лет назад, в городе Городец, недалеко от города Нижний Новгород, что стоит на реке Волга, возник промысел. Отсюда и название – Городецкая роспись. Леса в Заволжье было много, и он давал много дешёвого материала, из которого делали всё: от детских игрушек до предметов мебели. Особой известностью пользовались городецкие прялки, которые в большом количестве продавались на Нижегородской ярмарке и расходились по всей России. Их с удовольствием покупали благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы такими донцами хозяйки украшали стены вместо картин. Еще мастера стремились украсить предметы быта – деревянную посуду, детскую мебель, другие вещи нарядными, яркими узорами.


Рассматривание образцов росписи.

Роспись, которая зародилась в Городце, трудно спутать с какой-нибудь другой – так велико ее своеобразие. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы, купавки, ромашки.

Воспитатель: Давайте, посмотрим, как составлен узор в гирлянде? Как расположены элементы узора?

Дети: В середине расположен бутон, от него справа и слева нарисованы одинаковые бутоны с листьями.

Воспитатель: Можно его назвать симметричной гирляндой?

Дети: Да!

Воспитатель: Обратите внимание, куда смотрят бутоны. Бутон, нарисованный в центре гирлянды, смотрит вверх, а два других смотрят в

разные стороны - один влево, другой вправо.

Воспитатель: А теперь обратите внимание на листья. Какие они по размеру?

Дети: В середине гирлянды крупные, а по краям мелкие.



А теперь давайте рассмотрим внимательно, из каких элементов состоит эта роспись. (Показать иллюстрации городецкой росписи и отдельные элементы; листья, розы, купавы, бутоны, ромашки - называя эти элементы.) Посмотрите дети, какого цвета пышные розаны, ромашки, листики.

 

Городецкая роспись символична. Конь в ней - символ богатства, птица - символ счастья, а цветы - здоровья и процветания в делах. Сюжетами старинной городецкой росписи были всадники на конях, барышни в кринолинах, свадьбы, застолья, чаепития и другие торжественные сцены из жизни горожан.


4. Физкультминутка

Распускают лепестки наши алые цветки

(дети поднимают руки вверх)

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

(Дети встряхивают кистями рук)

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

(Дети сцепляют руки над головой)


Головой качают,

(Качаю головой влево-вправо, вперед-назад)

Тихо засыпают.

(Дети приседают)



5. Игровая деятельность.

Игра «Найди узор»

Воспитатель: - А сейчас я вам загадаю загадки про элементы узора, а вы найдите их на изделиях городецких мастеров.

Он не броский, круглый он,

Не раскрывшийся… (бутон).


Ей в жару не будет жарко.

Она в воде, она - … (купавка).


Словно чудо тут и там

Распускается … (розан).


Она круглая, как чашка,

и зовут ее… (ромашка).


Кто быстрее ветра мчится?

Пыль из-под копыт клубится,

Грива шелковая вьется,

Ржанье звонкое несется. (Конь)





Д/игра «Найди городецкую роспись».

Воспитатель: «Ребята, я буду вам показывать карточки с предметами народного искусства. Как только вы увидите изделия с городецкой росписью, то хлопайте в ладоши»


Игра «Составь узор».

Воспитатель: - Украсьте доски элементами Городецкой росписи. Как называются эти элементы?



6. Итог занятия.

Городецкие узоры

Сколько радости для глаз

Подрастают мастерицы

Может быть и среди нас.

Воспитатель: «С какой росписью мы сегодня познакомились? Что нового узнали? Понравились ли вам изделия городецких мастеров? Чем понравились? Что в них особенного? »

(Ответы детей)




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.