Конспект непрерывной образовательной деятельности по рисованию «Знакомство с городецкой росписью»
Конспект непрерывной образовательной деятельности по рисованию «Знакомство с городецкой росписью» в старшей группе
Программное содержание:
- Познакомить детей с городецкой росписью.
- Учить выделять ее яркий колорит (розовые, голубые, сиреневые цветы, композицию узора (в середине большой красивый цветок – розан, с боков – его бутоны и листья, мазки, точки, черточки – оживки (черные или белые).
- Учить рисовать элементы росписи кистью.
- Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета.
- Вызывать желание самим создавать красивый узор.
Материал:
Листы белой бумаги формата А4, гуашь необходимыхх для городецкой росписи цветов (учить детей составлять нужные оттенки, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).
Предварительная работа:
Рассматривание изделий городецкой росписи, использование их в интерьере групповой комнаты. Беседы с детьми о декоративно-прикладном искусстве, рассматривание альбомов по народному искусству.
Ход:
Воспитатель читает стихотворение
Велика Россия наша
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
Городецкие узоры
Столько радости для глаз.
Подрастают мастерицы,
Может быть и среди нас.
Ты играй моя гармошка,
Ты, подруга, подпевай,
Мастеров Руси великой
Во весь голос прославляй!
Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Сегодня мы с вами познакомимся с городецкой росписью.
Наша страна Российская Федерация богата народными умельцами. Много лет назад, в городе Городец, около города Нижний Новгород, который стоит на реке Волга, возник народный промысел. Оттуда и пошло и название – Городецкая роспись. Леса в Заволжье было много, из него делали много дешёвого материала, из которого изготавливали всё: от детских игрушек до предметов мебели. Особой известностью пользовались городецкие прялки, которые в продавались на Нижегородской ярмарке и расходились по всей России. Их покупали благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. Этими донцами хозяйки украшали стены, вешая их вместо картин. Еще мастера старались украсить предметы быта – деревянную посуду, разделочные доски, детскую мебель и другие вещи нарядными, яркими узорами.
Давайте рассмотрим, из каких элементов состоит эта роспись. Смотрите дети, какого цвета пышные розаны, ромашки, листики. Теперь изучим схему, на которой изображена вся последовательность рисования купавки. Сначала мы рисуется большой круг розового или голубого цвета, затем добавляем оживки – белой, синей, темно – красной краской.
Ребята, мы сегодня только начинаем знакомиться с городецкой росписью, и я предлагаю вам попробовать научиться рисовать узоры городецкой росписи. Но перед тем, как приступить к работе, повторим правила работы с кисточками. Возьмите кисточку, немного смочите ее водой и удалите ненужное количество воды. Теперь аккуратно наберем на кисточку немного краски. Сейчас я вам покажу, как же правильно делать узор (воспитатель показывает на доске узор).
(После показа дети повторяют узор за воспитателем. Педагог следит за правильностью выполнения узора. При возникновении трудностей у ребенка, воспитатель помогает). Пока дети рисуют, воспитатель читает стихотворение:
Желтый вечер, черный конь,
И купавки, как огонь,
Птицы смотрят из ларца –
Чудо-роспись Городца!
По розанам и купавкам
Городецкий скачет конь,
И цветами весь расписан,
До чего ж красивый он.
Физкультминутка «Гимнастика для пальчиков»
Вот помощники мои, их как хочешь поверни:
Вращаем кисти рук.
И вот эдак, и вот так, не обидятся никак.
Потираем руками.
Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопаем)
Не сидится им опять. (Встряхиваем кистями)
Постучали. (Стучим кончиками пальцев по парте)
Повертели. (Круговые вращения кистью)
И работать захотели. (Потираем руками)
Мы старались, рисовали,
Наши пальчики устали. (Сжимаем-разжимаем кисти рук)
А теперь мы отдохнем (Встряхиваем кистями)
Рисовать опять начнем. (Потираем руками)
Рыбки весело плескались
В чистой свеженькой воде, (Свободно машем кистями рук)
То сожмутся, разожмутся, (Сжимаем и разжимаем кулачки)
То зароются в песке. (Вращательные движения кистями)
Вот основа уже подсохла, украсим ее оживками. Какие цвета вы возьмете для ожика (дети отвечают). Оживки рисуют самым кончиком кисти. (Воспитатель напоминает о правильной технике рисования, обращает внимание на композиционное решение, помогает в выборе и расположении элементов).
По окончании работы, дети аккуратно моют кисти в стаканчиках с водой.
Ребята, какие замечательные и красивые узоры у вас получились. Понравилось вам расписывать городецкие узоры? Ребята, какая работа понравилась вам больше всего, и расскажите почему? (из каких элементов составлены гирлянды узоров, как расположены эти гирлянды на доске, какие сочетания цвета использованы). Воспитатель вызывает 2 – 3 детей для анализа детских работ.