Конспект организованной образовательной деятельности «Весна» (Развитие речи для 6-7 лет)
Форма занятия, количество детей: фронтальное, 11 детей
Логопедическое заключение: группа детей с ОНР II уровень.
Основная проблема занятия: развитие связной речи по теме “Весна. Перелётные птицы”.
Коррекционно – образовательные цели:
Формировать представления о перелётных птицах. Уточнить словарь по теме, сформировать обобщающие понятия о весенних изменениях. Активизировать речевую деятельность детей. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
Коррекционно – развивающие цели:
Способствовать развитию психических процессов: памяти, мышления, зрительного восприятия и внимания. Развитие общей, мелкой моторики пальцев рук.
Коррекционно – воспитательные цели:
Воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к природе. Поддерживать в детях стремление к самостоятельности, инициативности. Воспитывать уважение к выступающим. Получать эмоциональное удовлетворение от положительных результатов.
Оборудование:
Карточки-ребусы демонстрационные. Графические картинки для пособия « по цепной организации», репродукция картины И.Саврасова «Грачи прилетели», мнемотаблица по теме Весна, конверты с танграмом по количеству детей, веночек из цветов для девочки-веснянки.
Мольберт, стол.
Предварительная работа:
Чтение энциклопедической литературы о поведении перелётных птиц весной. Заучивание с детьми загадок, стихов о весне и перелётных птицах.
Ход занятия
Сообщение темы.
Логопед приглашает детей пройти на ковер в помещение спальни. Дети становятся в полукруг.
- Ребята, послушайте (звучит музыка весны П.И.Чайковского «Март»)
Логопед. - К нам она шагает быстрыми шагами. И сугробы тают под её ногами.
(ребус-вЕсна) Цель. Повысит мыслительную активность.
- Правильно. Это Весна.
Игра-диалог. Цель. Способствовать развитию диалогической речи. Повысить личностные качества, через эмоциональное восприятие.
Выходит девочка-веснянка. (диалог с детьми (четко, внятно, громко).
Дети произносят хором.
-Ну, Весна, как дела?
-------- У меня уборка.
-Для чего тебе метла?
--------Снег смести с пригорка.
-Для чего тебе ручьи?
-------Мусор смыть с дорожек.
-Для чего тебе лучи?
------ Для уборки тоже. Всё промою, просушу.
И порядок наведу!
Девочка-веснянка преподносит плакат с заданием.
- А чтобы узнать, что на плакате изображено, логопед приглашает детей в помещение группы. Дети удобно размещаются для продолжения занятия. Основная часть:
Задание № 1 (Мнемотаблица)
Цель. Активизировать мышление, память. Мотивировать связную речь. Учить восприятию целостной картины мира.
- Посмотрите внимательно и скажите, о чём нам сообщает Весна?
Опрос индивидуально.
Логопед обобщает ответы детей (приметы весны), читает стихотворение по мнемотаблице. Дети повторяют за логопедом, стараются запомнить.
-Светает рано по утрам,
Проталины и тут и там.
Ручей шумит, как водопад.
Скворцы к скворечнику летят.
Звенит под крышами капель.
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко теплом ласкает.
Кто время года это знает? (весна) (читают два раза)
- О каких птицах упоминается в стихотворении? (о скворцах)
-Скворец, весне гонец! Так говорят в народе.
-А что нужно сделать, чтобы удобно расселились скворцы? (Нужно смастерить скворечники.)
-Как называются птенцы у скворцов? (Скворчата)
Физ.минутка «Скворчата»
Быстрый клюв,
Зоркий взгляд,
Любим есть мух,
Певчий отряд
Крыльев взмах,
И - полёт,
Мы в небесах,
Машем- Вперёд !!!!!!
Задание № 2 (Составление рассказа «по цепной организации».)
Цель. Учить составлять рассказ с опорой на готовый предметно-графический план, с введением детей в типичную ситуацию.
1.Наступила весна.
2.Миша и Гриша решили смастерить скворечник.
3.Они пошли домой, взяли доски, гвозди, молоток и пилу.
4.Мальчики сделали скворечник.
5.Миша и Гриша повесили его на берёзу.
6. Прилетели скворцы и поселились в скворечник.
7.Миша и Гриша были рады, что у скворцов есть дом.
8. Там скоро появятся скворчата.
По каждой графической картинке составляется предложение. Желающие рассказать по графическому плану выходят, при затруднениях, дети помогают отвечающему.
Составление полного рассказа два раза.
-Весна своим дыханием, теплом согрела леса, поля, овраги. Всё оживает и просыпается. Каждый день появляется что-то новое. ( ба бочка) -ребус
Физ. минутка.
Спал цветок
И вдруг проснулся.
Больше спать
Не захотел.
Потянулся,
Встрепенулся,
Взвился вверх
И полетел (бабочка)
Задание № 3 «Лесное эхо». Рассказ по картине И. Саврасова «Грачи прилетели»
Цель. Совершенствовать звуковую культуру и грамматический строй речи. Составлять рассказ на заданную тему по образцу.
- Ребята, а какая ещё перелётная птица прилетает одна из первых, в марте? (грач)
- Многие композиторы, поэты и художники посвящают свои произведения весне.
Сегодня мы составим рассказ - чистоговорку по картине И. Саврасова «Грачи прилетели»
Хором
Посмотрите, как играем мы в лесное эхо.
Все мы звуки повторяем чисто, без помехи.
- На-на-на - наступила весна. (дети повторяют)
-Цо-цо –цо- светит солнце нам в лицо.
-Ег-ег-ег- потемнел и тает снег.
-Чи – чи - чи- прилетели к нам грачи.
-До- до – до - они построили гнездо.
-Цы-цы-цы- появились в нём птенцы.
-Ат-ат-ат – они громко кричат.
-Чи-чи –чи- на небе тучи.
-Ождь-ождь-ождь – скоро будет дождь.
- Как называется место, где мы видим на деревьях много гнёзд грачей? (грачевник)
Физ. Минутка- хоровод «Весна»
Ой, весна , ой, весна,
Нету снега , нету льда
Прилетели журавли
И воробушки малы.
Ой, весна , ой, весна.
Нету снега , нету льда. (Дети ходят по кругу, имитируют движения птиц. На припев, хлопают в ладоши.)
Задание № 4 Игра « Подумай, отгадай »
Цель. Расширение и активизация словарного запаса по теме. Совершенствование мыслительной активности. Развитие зрительного внимания.
Дети подходят к мольберту, отгадывают ребус и соотносят его с изображением птиц, уточняя перелётная эта птица или нет .
У. - уточка, ЛАС. - ласточка, С 3 Ж- стриж, Л-А (лист) – аист, в О рона- (ворона), 40А- сорока, СК в О рец – скворец.
Задание № 5 (Танграм – аист, утка , ласточка)
Цель: сложить фигуры разной формы. Развивать оперативное мышление, воображение, творческие способности, познавательный интерес.
Выполнение задание на выбор.
Сюрпризный момент:
Стук в дверь. Письмо детям.
Логопед читает письмо: « Помогите, помогите из кусков меня сложите»
- Ребята поможем птицам? (да)
Работа за столами.
- Давайте поможем собрать фотографии перелётных птиц.
Опрос индивидуально, у кого, какая фотография птицы получилась.
Рассказать, что интересного об этой перелётной птице знает.
Пальчиковая игра «Птенцы»
Итог:
- Ребята, наше с вами занятие пора заканчивать.
Дети подходят к логопеду.
- Посмотрите, сколько перелётных птиц, расположились на столах нашей группы. Вы узнали много нового и интересного и поделись своими знаниями. Хорошо потрудились.
- Вам понравилось ? (да). Мне тоже очень понравилось заниматься вместе с вами.
Рефлексия детей. ( по завершению занятия)
Цель: приобретение детьми наряду со знаниями и умениями, рефлексивной способности, которая позволяет ребенку оценивать результат собственной деятельности, т.е. обеспечивать самовоспитание, самообразование и саморазвитие.
- Давайте вместе попробуем не только рассказать, но и показать своё отношение к занятию. Те ребята, которые считают, что им всё удалось на занятии – подойдите и возьми цветочек, который улыбается. Те ребята, которые в чем - то затруднились – подойдите и возьмите цветочек, который смотрит на вас задумчиво.