Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Звук и буква М» (Развитие речи, 5-6 лет)
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНУРГА
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 539
______________________________________________________________________
МАДОУ детский сад комбинированного вида № 539
620085, г. Екатеринбург, ул. Ферганская, 20б, тел./факс 297-09-90, е-mail: 539.tvoysadik.ru
Конспект
непосредственно-образовательной деятельности с использованием девайса по обучению грамоты
в старшей логопедической группе
Тема: «Звук и буква М»
Автор: Кудайдатова Анна Григорьевна
учитель-логопед
Екатеринбург 2016
Предмет (вид деятельности): НОД, познавательная, коммуникативная.
Возраст: 5-6 лет.
Тема: «Звук и буква М».
Цели:
Коррекционно-образовательные:
- познакомить детей со звуком [м];
- учить характеризовать звуки с опорой на различные виды контроля;
Коррекционно-развивающие:
- развитие тонкой моторики;
- совершенствовать умение работать с девайсом;
- развитие зрительного внимания, фонематического слуха и восприятия;
- развитие умения согласовывать речь с движениями;
- дать понятие о согласном звуке, звонком;
- развитие умения проводить звуковой анализ слогов;
- формировать графические навыки.
Коррекционно-воспитательные:
- формировать положительную установку на участие в занятии;
- воспитывать умение слушать, взаимодействовать друг с другом;
- воспитание навыков сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности.
Оборудование: программа «Друзья Кронтика учатся читать», «Учимся писать буквы», изображение буквы, карандаши, картинки с изображением горы и обезьяны, девайс, аудиозапись «Звуки природы».
Ход НОД
1. Организационный момент
Звучит аудиозапись. Дети прослушивают аудиозапись «Звуки природы».
2. Вхождение в тему
Ребята, вам интересно, что я вам сегодня приготовила? Ответы детей.
Послушайте загадку и догадайтесь, о чем мы будем с вами говорить.
Логопед загадывает детям загадку.
Для меня цветут луга,
Для меня сметут стога,
Чтоб и в зной, и в январе
С молочком быть детворе. (Корова)
3. Беседа
О ком эта загадка? (О корове.) А какая наша знакомая коровка любит гулять на лугу? (Мумука) Что же она делала на лугу? (Слушала звуки.) Хотите узнать, что еще Мумука услышала на лугу? Тогда давайте сядем за столы и узнаем продолжение истории. (Дети садятся за столы)
4. Чтение текста по девайсу
Логопед предлагает детям открыть и включить девайсы. Рассмотрите иллюстрацию и послушайте, что я вам прочитаю.
Чтение логопедом сюжета интриги (дети рассматривают иллюстрацию).
Однажды мама сказала Маленькой Корове:
- Мумука, детка, так больше нельзя! Ты же не волк! Тебе надо выучить другой важный звук. Всего один!
С него начинается твое имя Мумука.
С него начитается слово МАМА.
С этого звука начинаются главные коровьи слова. Это звук М.
Маленькая Корова попробовала, и у нее получился этот очень важный звук. Хотите, чтобы и у вас получился этот звук?
5. Знакомство со звуком
Тогда давайте споём все вместе Мумукины песенки:
МУ-МУ-МУ МА-МА-МА
МО-МО-МО МЫ-МЫ-МЫ
А теперь произнесите первую строчку песенки: МУ – МУ – МУ.
Какой звук вы услышали в начале песенки? (звук [М])
Логопед просит ребят произнести звук М (М… М… М…).
Давайте определим, какой это звук. (Звук М – согласный, твердый, звонкий.)
6. Закрепление звука
Логопед предлагает детям рассмотреть следующую иллюстрацию и добавить в нее движение и звук.
Это место на картинке спрятано. Поэтому осторожно пальцем или стилусом потрогайте изображения героев: их головы, ножки и туловище. Обязательно что-нибудь произойдет!
Попробуйте и вы несколько раз произнести этот звук. Сначала немножко его потяните, а потом произнесите коротко и отрывисто. (Дети произносят звук по очереди.)
7. Динамическая пауза
«Произнеси и покажи»
Давайте поиграем. Я буду произносить фразы, а вы их внимательно слушать, затем точно повторять за мной, выделяя тот же звук, что и я, и показывать то, что произнесли.
МА-МА-МА – буду строить я дома (дети изображают, как строят дом).
МА-МА-МА – я поймал сома (дети изображают, как ловят сома).
МО-МО-МО – лук помой (дети изображают, как моют лук).
МО-МО-МО – едим эскимо (дети изображают, как едят эскимо).
МО-МО-МО - мы идем в кино (дети шагают на месте).
Какой звук мы сейчас проговаривали чисто и чётко во всех фразах? (звук [М])
8. Знакомство с буквой
Посмотрите, какой буквой записывают этот звук.
Это галочка между двумя палочками, - сказал Кронтик. А вы согласитесь с Кронтиком?
Из каких частей состоит буква? Найдите и покажите эти части стилусом. (Пособие Кронтик учится писать буквы.)
Кронтик сказал, что буква М напоминает ему качель. Может быть, он прав? А вам, что напоминает буква М? (Ответы детей развернутыми предложениями.)
9. «На что похожа буква»
Детям предлагается на картинках с изображением горы и обезьяны раскрасить ту часть, которая больше всего похожа на букву М.
10. Письмо буквы
Логопед просит детей открыть букву на цветном экране.
Посмотрите, как она пишется. Ребята, для чего стрелочки вокруг буквы обозначены цифрами? (Ответы детей развернутыми предложениями.)
Обведите букву стилусом по стрелочкам.
Далее логопед предлагает детям обвести стилусом буквы, следуя от точки к точке. Потом попробовать написать букву М самостоятельно.
11. Итог занятия
Ребята, вам понравилось занятие? (Логопед побуждает детей к речевой активности) А что вам сегодня запомнилось больше всего? Чему вы сегодня научились? Что новое узнали? Что для вас было самым трудным?
Приложение