Занятие «Встреча с феей Графикой»

6
0
Материал опубликован 27 March 2018

Буквы

Как только фея Фонетика протянула мне на память фотографию, из тени комнаты вышла ещё одна прекрасная незнакомка. Я ждал, что она тоже расскажет о себе, но... ничего подобного не произошло! Девушка кивнула мне головой, будто поздоровалась, и... тут перо в её руке ожило, и прямо в воздухе появилось:

 

 

— Здравствуйте, фея Графика! — поприветствовал я незнакомку. — А что означает «Графика»? Это слово тоже греческое?

 

Тут же перо начало своё движение, и появилось пояснение:

 

— «Графика» от греческого grapho — «пишу».

— Так вот почему у вас есть волшебное перо! Вы всё время что-то пишете! О! Я понял, почему вас окружает облако из букв русского алфавита! Вы — повелительница букв?!

 

Перо вновь заплясало в воздухе:

 

— Совершенно верно! Вот почему у меня рот сжат, словно ниточка — не могу я произносить звуки! А вот буквы выводить — моё самое любимое занятие! А про волшебное перо ты точно заметил! Это сейчас придумали ручки, а раньше писали перьями. Брали их, как правило, у гусей. Затачивали определённым образом — и готово! Можно буквы выводить! Посмотри на мою кожу. Как ты думаешь, почему она такая тёмная?

— Не знаю... И волосы чёрные...

 

Тогда фея Графика пояснила:

 

— Посмотри, у меня есть волшебная чернильница, без которой я ничего не смогла бы написать! Сейчас есть ручки с чёрной, синей, жёлтой, зелёной, красной пастой. Даже перламутровую и блестящую можно найти! Но слово «чернила» в русском языке произошло от «чёрный» неслучайно. Первые самые распространённые чернила были из сажи. А сажа какого цвета?

— Понял, я понял! Чёрного! Вот почему у вас, уважаемая фея Графика, и кожа, и волосы тёмные! А почему вы с филином путешествуете?

 

— О, эта мудрая птица охраняет чернила и смотрит внимательно, чтобы в написание букв не закралась ошибка!

— Вот почему у него глаза такие большие! Ошибки высматривает!

— Да, всё верно! — Перо Графики опять танцевало в воздухе. — А я, к сожалению, так напрягала глаза, что зрение ухудшилось. Теперь вынуждена ходить в очках!

 

— Фея Графика, можно мне уточнить? Получается, что вы — повелительница букв! Буквы мы пишем (вот поэтому вы с пером) и видим (об этом напоминает филин, который своими большими глазами высматривает ошибки в написании букв)!

— Да-да, молодчина, всё верно ты понял! А вот букв у меня 33:

10 гласных   (вспомни, сколько пальчиков у тебя на двух руках),

 

2 знака вообще  (самая плохая оценка в школе!) — ъ твёрдый и ь мягкий,

сколько же получается согласных? Сможешь посчитать?

— Получается 21?!

— Совершенно верно!

— Как странно... А фея Фонетика говорила, что согласных 36, а гласных 6... Я это хорошо запомнил — представляю нормальную температуру тела человека 36 и 6! Очень странно!

— Мой юный друг! Фея Фонетика говорила о ЗВУКАХ! Их действительно 42: 36 согласных и 6 гласных.

А я тебе пишу о БУКВАХ, вот их-то как раз 33: 10 букв, обозначающих гласные звуки, 2 знака (ъ, ь), 21буква, обозначающая согласные звуки! 

 

Итак, запомни правило:

Буквы мы пишем и видим. В русском языке 33 буквы: 10 букв, обозначающих гласные звуки, 2знака (ъ, ь) и 21 буква, обозначающая согласные звуки.

— А буквы где живут, тоже в фонетических домиках?

— Буквы живут в большом доме «Буквинске».

— Ой, а как туда попасть???

— Стоит произнести слова: «Раз, два, три... Графика, «Буквинск» покажи!» Но сегодня я могу тебя перенести туда лишь на несколько секунд — только взглянуть на их дом одним глазком! А если захочешь продолжения — в следующий раз проведу экскурсию по каждому этажу! Договорились?

— Волшебные слова помогут?

— Обязательно! Запомнил их? Произноси!

— Раз, два, три... Графика, «Буквинск» покажи!

 

Тут случилось нечто невероятное! Меня подхватил волшебный вихрь, и... я оказался на поляне перед домом, на котором было написано «БУКВИНСК».

 

 

Я ещё никогда в жизни не видел так много малюсеньких буквят! У них одежда была разная: и красная, и синяя, и зелёная, и сине-зелёная, и даже красно-зелёная! Вот как буквы одеваются! В окошке я заметил четырёхголового Змея Горыныча! А на стене домика виднелись какие-то знаки: скрипичный ключ, колокольчик, наушники, рыбка.

 

— Фея Графика, напиши, пожалуйста, о жизни буквят! Очень интересно!

— Я обещала показать тебе «Буквинск» лишь на мгновенье. Если захочешь, скажешь завтра волшебные слова, и наше путешествие продолжится!

— Ух, конечно, захочу!

— А сейчас приготовься к обратному пути.

 

Опять налетел волшебный вихрь, и... я очутился в своей кровати. Светило яркое солнышко, а на тумбочке лежало ещё одно фото. Вот оно:

 

 

Я решил из двух фотографий сделать картину: так никогда не перепутаю звуки и буквы! Вот что висит теперь над столом в моей комнате:

 

 

 

Сказочник замолчал.

 

По фотографии он задал несколько вопросов:

— Чем отличаются буквы от звуков русского языка?

— Почему у Графики тёмные волосы?

— При чём здесь чернильница и перо?

— Почему фея Графика путешествует с филином?

— При чём тут ладошки и два пальчика?

— Почему за Графикой — облако из русского алфавита?

 

Дети с радостью ответили на все вопросы! А ты сможешь это сделать?

 

Ребятишки побежали домой, а Сказочник только улыбался им вслед. До завтрашнего вечера нужно было придумать продолжение истории, не мог же он подвести ребят! И продолжение обязательно будет!

 

Источники:
Конструкция-приём О. Л. Соболевой «При чём тут (здесь)...?», используемый для формирования навыка установления связей и одновременно речевого развития в учебниках и учебно-развивающих пособиях О. Л. Соболевой;
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2015/09/14/vstrecha-s-feey-grafikoy
 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.