Занятие «Встреча с феей Фонетикой»

6
0
Материал опубликован 27 March 2018

Звуки

А начнём мы с тобой изучение темы... со сказки. Читай внимательно, рассматривай рисунки — и тема «Звуки и буквы» покорится тебе без труда!

Давно это было. Жил в одной деревне старик. По вечерам к его домику бежали ребятишки. Оказывается, любили детишки сказки слушать, а лучшего рассказчика было не сыскать!

А старик и рад: жил один, скучно ему было, а с детьми поговорит — всё веселей на душе! Так и прозвали старика — Сказочник.

 

 

Бывало, соберутся ребятишки на лавочках возле хатки и просят:

 

— Расскажи новую сказку, расскажи!

— Да о чём же рассказать? Про Серого Волка сказывал, про Ивана-Царевича знаете...

Призадумался Сказочник.

— А расскажу-ка я вам историю, которая со мной приключилась, когда я ещё школьником был! Было это так...

Знакомство с феей Фонетикой

Не спалось мне как-то ночью. Казалось, в потолке дырку своим взглядом сделаю. И вдруг прямо сверху спускаются ко мне две незнакомки! Я испугался, лежу — дрожу...

 

А одна и говорит мне нежным голосом:

 

— Не бойся, мальчик! Гостей принимай! Знаем мы, что в школе ты изучаешь тему «Звуки и буквы». Вот и решили помочь лично. Разреши представиться!

 

 

— Фея... как? — спросил я дрожащим голосом.

— Фея Фонетика! Тебе известны слова:

 

микроФОН  (прибор для усиления громкости речи и пения),

телеФОН  (прибор для передачи звуков речи на расстоянии),

домоФОН  (прибор для связи с жильцами, находящийся при входе в подъезд)?

 

Заметил, что в каждом слове есть одинаковая часть — ФОН?

Переводится с греческого «фон» — «звук».

Все эти слова связаны со звуками. А я как раз ими и повелеваю!

Вот поэтому моё имя — ФОНетика.

 

— Получается, вы — повелительница звуков? — уже смелее спросил я.

— Совершенно верно! — продолжила Фонетика. — Но не все звуки мне подвластны.

Шум моря, звуки пения птиц, скрип двери — здесь вступает в права другая фея!

А я повелеваю лишь звуками человеческой речи! Ведь именно из них «складываются» слова!

В организме человека работает целая «фабрика» по производству звуков.

Это нос, рот, губы, зубы, язык, гортань, лёгкие.

А уши — как стражники, они проверяют, правильно ли произнесены звуки или нет!

 

— Фея Фонетика, а почему вы держите попугая? И... и уши у вас такие необычные?!

— Попугай — мой маленький друг! Он напоминает всем, что звуки мы произносим (совсем как разговорчивый попугай!)  и слышим (вот почему у меня такие большие уши!).

Звуков всего 42: 36 согласных и 6 гласных.

Легко запомнить:  у человека нормальная температура +36 и 6.

 

 

Смотри на градусник и вспоминай звуки: 36 согласных и 6 гласных!

 

— Звуки — невидимки, их увидеть невозможно, — продолжила фея Фонетика. — Но... у каждого есть домик, где можно отдохнуть до тех пор, пока человек не произнесёт какой-либо звук. Тогда звук быстро застилает свою постель и вылетает на работу — петь песню, рассказывать стихотворение или просто разговаривать!

— Значит, в вашей стране 42 домика? — догадался я. — А можно хоть один увидеть?

— Звуки — невидимки, и их домики — тоже. Но... на то я и фея, чтобы невидимое превращать в видимое! Нужно произнести волшебные слова: «Раз, два, три! Транскрипция, звуки покажи!»

— Раз, два, три! Транс... транс, — произнёс я. — Как там дальше?

— Да, заклинание непростое! Чтобы его произнести, нужно войти в волшебный ТРАНС, и тогда дверь фонетического домика со СКРИПом откроется! Только всё это нужно делать в совершенной тишине, поэтому тише! Ц! И я тебе помогу!

— Я понял! Понял! Сначала ТРАНС, потом сКРИП, тише — Ц, И Я выучил это слово! ТРАНСКРИПЦИЯ!!!

 

Раз, два, три! Транскрипция, звуки покажи!

 

Тут дверь со скрипом распахнулась, и возник вот такой домик!

 

 

— Посмотри, — произнесла Фонетика, — в окошко видно, как звук отдыхает в кроватке, спит на мягкой подушке , поэтому произносится мягко. Представь, что ты лежишь на мягкой зелёной травке. Вот поэтому и домик зелёный!  

Людям некогда рисовать звуковые домики и подушки для мягких звуков, поэтому они договорились обозначать их так: [   '].

Квадратные скобки назвали транскрипционными, а вместо подушки пишут апостроф ' — он очень похож на подушку-запятую для мягких звуков, правда?

 

— Фея Фонетика, значит, мягкий звук, который спит в домике, можно обозначить так: [л']? Правильно?

— Совершенно верно! Ты быстро учишься! — ответила Фонетика.

 

— А как же обозначают твёрдые звуки? Что им под голову кладут?

— Твёрдые звуки спят без подушки! Посмотри на их домик! В окошко всё видно!

— Фея Фонетика, а почему домик синий? И льдом покрыт?

— Представь лёд! Он твёрдый, как и твёрдый звук! А если ты когда-нибудь катался на коньках по речному льду, то наверняка замечал, что он синий! Вот и домик твёрдого согласного синий, как твёрдый речной лёд!

 

 

— Фея Фонетика, можно я попробую обозначить твёрдый звук в транскрипционных скобках?

— Конечно, действуй!

— [Л]. Правильно?

— Почти верно... В транскрипции нет заглавных — они просто в звуковой домик не поместятся! Помнишь, как огромный медведь теремок развалил? Мы не хотим никаких разрушений!

— Сейчас исправлюсь! — сказал я. — Вот так правильно — [л]?

— Вот это молодец!

 

— Фея Фонетика, а домики гласных красного цвета?

— Да, верно! Получается как в песенке: гласные — красные! И заключены, как и согласные звуки — в квадратные скобки.

— Фея Фонетика, вот так — [а]?

— Молодчина! Но не все гласные буквы можно записывать в квадратных скобках. Но... об этом ты узнаешь чуть позже.

Фея Фонетика улыбнулась и произнесла:

— Итак, мой юный друг, запомни правило:

Звуки мы слышим и произносим. Их в русском языке 42: 36 согласных и 6 гласных. Чтобы обозначить звуки, используют квадратные скобки. Запись [м] показывает, что этот звук — твёрдый согласный. Запись [м'] означает, что перед нами мягкий согласный.

Чтобы ты это не забыл, я оставлю  на память фотографию:

 

 

— Фея Фонетика, а почему домика гласных не видно?

— Мой друг, это же фотография, на ней видна лишь часть домиков моей страны!

— Понятно! Спасибо вам!

 

— Хотите увидеть волшебное фото, которое мне оставила фея Фонетика, ребята? — спросил Сказочник.

Конечно, всем было любопытно посмотреть.

Сказочник показал фотографию ребятам и задал несколько вопросов:

 

— Почему в слове «фонетика» подчёркнуто ФОН?

— При чём тут термометр?

— Почему фея Фонетика путешествует с попугаем?

— При чём здесь домики?

— Чем отличаются домики, изображённые на фото?

 

А ты сможешь на них ответить?

 

 

Источники:
Конструкция-приём О. Л. Соболевой «При чём тут (здесь)...?», используемый для формирования навыка установления связей и одновременно речевого развития в учебниках и учебно-развивающих пособиях О. Л. Соболевой;
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2015/09/14/vstrecha-s-feey-fonetikoy
 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.