Запись числовых выражений с помощью знаков сложения, вычитания, равенства
Учитель: Антошкина Марина Евгеньевна, педагог начальной школы МБОУ СОШ №5, г. Королёв
Предмет: Математика
УМК: «Школа России»
Тема: «Запись числовых выражений с помощью знаков сложения, вычитания, равенства».
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Цели урока:
1) познакомить учеников со знаками сложения, вычитания, равенства.
2) учить читать числовые выражения с помощью знаков и цифр.
3) учить записывать математические знаки действий.
Задачи урока: учить соотносить количество предметов с цифрой, учить соотносить действие со знаком плюс или минус, развивать вычислительные навыки учащихся, внимание, память, воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу, интерес к математике посредством подбора увлекательных заданий.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
УУД:
Личностные: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне, осознание ответственности за свою выполненную работу.
Регулятивные: ученик развивает навыки принимать и сохранять заданную цель, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, взаимодействовать с педагогом и со сверстниками в учебной деятельности.
Познавательные: школьник учится осуществлять познавательный интерес к обучению в школе, воспринимать новый материал, использовать знаково-символическое моделирование, строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные: школьник учится слушать собеседника, отвечать на вопросы.
Планируемые результаты: школьники научатся сопоставлять математические символы с действием, количество с цифрой, «читать» выражение записанное с помощью математических знаков и цифр, самостоятельно записывать выражение с помощью математических знаков и цифр.
Материалы к уроку.
Наглядный материал: картинки с котятами, цифры, знаки математических действий.
Раздаточный материал: разрезные цифры и знаки.
Учебник: учебник «Математика» «Школа России» 1класс 1часть М.И. Морро, М.А. Бантова, «Математика» рабочая тетрадь.
Ход урока.
Организационный момент.
Дети и педагог приветствуют друг друга, учитель проверяет готовность учеников: наличие учебников, печатных тетрадей, писчих принадлежностей.
Подготовительный этап.
Счет от 1 до 10 по порядку, счет в обратном порядке, счет через единицу. Упражнение выполняется вместе с учителем. Дети считают хором.
Основной этап.
Введение новой темы.
Учитель выкладывает на доске наглядный материал и читает задачу.
- На полянке играли два котенка. К ним подбежал еще один. Сколько котят стало? (дети отвечают хором – 3)
- А теперь, я запишу эту задачу на математическом языке с помощью цифр и знаков.
Учитель выкладывает на доске под картинками выражение 2+1=3
- Кто может прочитать, что я написала? (ученик дает ответ, учитель при необходимости исправляет неточности)
Далее класс хором повторяет прочтение записи на доске.
- Что обозначает цифра 2? (2котенка)
- Что обозначает знак «+»? (присоединение)
- Что обозначает цифра 1? (1котенока, который пришел)
- Что обозначает знак «=»? (сколько получится)
- Что обозначает цифра 3? (сколько котят стало вместе)
- Теперь на математическом языке запишем еще одну задачу. Только теперь вы мне помогайте. Я буду выкладывать предметы, а вы – цифры и знаки.
- На полянке играли 3 котенка. (учитель выкладывает на доске картинки, ученик цифру)
- Два котенка убежали к маме. Сколько котят осталось на полянке? (учитель выкладывает на доске картинки, ученик цифру и знак, поэтапно)
- Кто может прочитать, что мы написали? (ученик дает ответ, учитель при необходимости исправляет неточности)
Далее класс хором повторяет прочтение записи на доске.
- Что обозначает цифра 3? (3 котенка)
- Что обозначает знак «-»? (удаление)
- Что обозначает цифра 2? (котят, которые убежали)
- Что обозначает знак «=»? (сколько получится)
- Что обозначает цифра 1? (сколько котят осталось)
Физминутка.
Рыжий котик потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Лапки в стороны развел
И как будто бы пошел.
Головой он повертел
И за парту тихо сел.
2) Работа с учебником.
- Открываем учебники, достаем цифры. (учитель показывает страничку, на которой надо открыть книгу)
Ученики рассматривают картинки.
- Что изображено на 1 картинке? (две белки сидят на дереве)
- Какой цифрой обозначим? (2) (дети выкладывают цифру на столе)
- Что изменилось? (дети выбирают знаки и цифры, педагог проверяет выполнение задания).
Далее дети хором прочитывают запись, которая у них получилась. Далее рассматривают схему на полях учебника.
Следующую картинку дети сначала рассматривают с учителем, затем отвечают на вопросы и самостоятельно выкладывают с помощью цифр и знаков числовое выражение. Учитель проверяет у каждого ученика, затем на доске ученик выкладывает выражение. Далее рассматривают схему на полях учебника.
Физминутка. (дети выполняют движения по тексту и пальчиковую гимнастику)
Шла сорока через поле,
Шесть грибов несла в подоле:
Сыроежку, боровик,
Подосиновик,
Груздь,
Опенок,
Шампиньон.
Кто не видел –
Выйди вон.
3) Работа в тетрадях.
- Открываем печатные тетради, достаем карандаши. (учитель показывает страничку, на которой надо открыть тетрадь)
- Что показывает цифра 1? (1 грибок)
- Нарисуйте столько грибов, сколько показывает цифра 2.
- Нарисуйте столько же ягод.
- Нарисуйте столько грибов или ягод, сколько показывает цифра 3.
Далее учитель на доске показывает как писать знаки действий в клеточках.
Дети выполняют задание в тетрадях.
Заключительный этап.
- О каких знаках действий мы сегодня узнали? («+», - , «=»)
- Что они обозначают? ( присоединение, уменьшение, результат)
- С каким языком мы познакомились? (математическим)
Учитель благодарит детей за работу, контролирует подготовку к следующему уроку.