Технологическая карта урока математики «Повторение: сложение и вычитание, устные приёмы сложения и вычитания» (3 класс)
(учебник, ч. 1, с. 3–4; рабочая тетрадь, ч. 1, с. 3)
Цель деятельности |
Создать условия для проверки умений самостоятельно работать на уроке, обосновывать выполненные действия, находить закономерность в построении ряда чисел, для усвоения понятий «число», «цифра», структуры |
Тип урока |
Постановочный, вводный |
Планируемые |
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знают правила именования чисел при сложении и вычитании; владеют приемами устных вычислений; умеют записывать и читать числа в пределах 100, решать простые и составные задачи. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: проявляют интерес к изучению учебного предмета (к освоению математических способов решения познавательных задач) |
методы и формы |
Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная |
Образовательные |
Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». |
Оборудование |
Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор, предметный абак с названиями разрядов |
Основные понятия |
Число, цифра, нумерация, разряды |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы |
Обучающие |
Деятельность учителя |
Деятельность |
Формы зации совзаимодей- ствия |
Формируемые умения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
I. Моти-вация |
Эмоциональная, психологическая |
Приветствует учащихся, проверяет Громко прозвенел звонок – Начинается урок! Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем |
Слушают учителя. |
Фрон-тальная, индивидуальная |
Л1 – понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность |
II. Актуа-лизация знаний |
1. Целепо- |
Сообщает тему и цель урока. |
Слушают учителя. |
Фрон-тальная, индивидуальная |
П – извлекают необходимую информацию |
2. Устный счет. |
|||||
1) Упражнения на вос-произведе- |
– Назовите числа по порядку от 37 |
Выполняют задания. |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
ние последовательности чисел в прямом и обратном порядке. |
– Назовите числа, следующие за данным при счете, предшествующие ему: 17, 29, 36, 78, 91. |
Р – ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. К – обмениваются участников образовательного |
|||
2) Упражнения на повторение десятичного состава двузначных чисел. |
– Сколько десятков и единиц содер-жится в числах 72, 90, 64? – Какое число получим, если возьмем 4 десятка и 9 единиц? 6 десятков – Прочитайте числа: 3, 15, 7, 38, 42, 9, 24, 83. Сколько в каждом из них единиц и сколько десятков? – Прочитайте эти числа в порядке их возрастания (увеличения), а затем |
Под руководством учителя у доски (в случае необходимости с использованием предметного абака) повторяют запись |
|||
3. Арифме-тический диктант. |
Предлагает задание на увеличение каждое из чисел: 9, 29, 48, 99 – каждое из чисел: 20, 30, 65, 80 – Можно некоторые из написанных чисел представить в виде суммы разрядных слагаемых: |
Выполняют задания. |
|||
|
49 = 40 + 9 48 = 40 + 8 19 = 10 + 9 29 = 20 + 9 64 = 60 + 4 79 = 70 + 9 |
ватно рассуждать |
|||
4. Знакомство с вводной статьей. |
Разбирает совместно с учащимися вводную статью в учебнике на с. 4. – Посчитайте сотнями от 100 до 1 000 |
Читают учебную |
|||
Выставляет у доски абак с кармашками и задает вопросы. – На каком месте, считая справа налево, пишут единицы, десятки, сотни? – Как называются разряды? – Я поставлю в абак карточки с цифрами, а вы прочитаете, какие числа получились, и назовете, сколько в каждом сотен, десятков и единиц. Ставит числа: 600, 720, 602, 325, 871. – С помощью цифр 4, 5, 6 составьте |
Выполняют задания, отвечают на вопросы. |
||||
Физкультминутка3 |
Организует проведение физкультминутки |
Выполняют упражнения согласно инструкции |
|||
III. Практическая |
1. Повторение табличного сложе- |
Игра «Лесенка».
|
Выполняют задания |
Фронтальная, |
П – самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществ- |
деятельность |
ния и вычитания. |
Игра «Молчанка». Игра «Набери слагаемыми». |
индивидуальная |
ляют поиск сущест-венной информации Р – ориентируются К – умеют задавать вопросы для уточнения последовательности действий. Л – осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам |
|
2. Работа 1) Решение задач. |
№ 2. Решение: 3 + 7 = 10 (чел.) – всего. Ответ: 10 человек всего. Решение: 4 + 3 = 7 (чел.) – всего. Ответ: всего 7 детей. Решение: 10 – 7 = 3 (чел.) – взрослых. Ответ: 3 взрослых. Решение: 4 – 3 = 1 (чел.) Ответ: на 1 мальчика больше. |
Совместно записывается условие, затем один ученик решает задачу Ученик читает задачу, затем записывает условие и решение. |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
№ 5. Решить задачу с комментированием Решение: 1) 8 – 3 = 5 (г.) – свеклы. 2) 8 + 5 = 13 (г.) – всего. Ответ: пропололи 5 грядок свеклы; всего 13 грядок. |
|||||
№ 6. Было – 5 р. и еще 2 р. Истратил – 3 р. Осталось – ? р. I способ: 1) 5 + 2 = 7 (р.) – было. 2) 7 – 3 = 4 (р.) – осталось. |
Один из учеников читает вслух. |
||||
После решения задачи этим способом предлагает подумать, как можно решить эту задачу другим способом. II способ: 1) 5 – 3 = 2 (р.) 2) 2 + 2 = 4 (р.) Ответ: 4 рубля осталось. |
После рассуждений приходят к выводу, что |
||||
2) Повторение устных |
№ 1. № 4 – выполняется устно. |
Рассматривают решение примеров и вычисля- |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
приемов |
– В рабочей тетради выполните задания № 1, 3, с. 3 |
ют с устным объясне- |
|||
3*. Работа |
|||||
IV. Итоги урока. Рефлексия деятель- |
Обобщение полученных на уроке Заключительная беседа. Выставление оценок |
Фронтальная, индивидуальная |
П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Р – оценивают собственную деятельность |
||
– Чем мы занимались сегодня на уроке? – Что успели повторить? – Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? – Что осталось непонятным? – Что понравилось из заданий больше всего? Что не очень понравилось? |
Отвечают на вопросы. Делают выводы и обобщения |
||||
V. До-машнее задание |
Инструкция |
Учебник, с. 4, № 3. Рабочая тетрадь, с. 3, № 2 |
Задают уточняющие |
Фронтальная, индивидуальная |
Р – принимают |