12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Берсункаев Данат Далимбекович68

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Казачий кадетский корпус»






Краевой круглый стол

на тему: «ПОДРОСТКИ В «СЕТИ»: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕДИАБЕЗОПАСНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»




Сценарий выступления


«Запретить нельзя разрешать!»








Автор: Берсункаев Д. Д.,

учитель математики

высшей квалификационной категории.












Буденновск, 2020


Школа тоже должна идти в ногу со временем, а где-то и опережать его.

В. В. Путин


Здравствуйте, уважаемые коллеги! Думаю, что, глядя на тему нашей дискуссии, вы уже догадались, что сегодня мы собрались обсудить здесь одну из самых волнительных тем последних лет в образовании: разрешать или нет детям использовать гаджеты в образовательных организациях? Хочу сразу оговориться, что при подготовке материала, я опирался на собственный педагогический опыт. Поэтому буду рад услышать какие-то конструктивные предложения по теме своего выступления.

Все мы помним 2019 год и подготовленные с участием Рособрнадзора методические рекомендации о порядке использования гаджетов в школах. Тогда еще, будучи руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Сергей Кравцов, выступая на педагогическом совете Ленинградской области сказал: "Это не запрет ни в коем случае на мобильные телефоны. Это рекомендации, как использовать, чтобы не нарушать учебный процесс, не мешать работе школы, чтобы школа давала хорошее, качественное образование"1.

Но может быть использование смартфонов не так уж и плохо? Годом ранее (в 2018 году) ВЦИОМ провел опрос среди россиян «Смартфоны в школах: запретить нельзя оставить?»2

Большинство россиян (83%) считают, что личные телефоны и смартфоны мешают школьникам учиться. Три четверти опрошенных (73%) поддерживают идею о запрете использования смартфонов и других гаджетов во время занятий. По мнению 69% наших сограждан, благодаря подобным ограничениям использования электронных гаджетов в школах, дети станут лучше учиться. Две трети респондентов (69%) считают, что данный запрет должен распространяться на школьников всех возрастов. При этом 17% респондентов полагают, что никаких изменений от принятия подобных мер не произойдет.

Откуда такое негативное отношение среди родителей к современным гаджетам? Может быть, потому что мы не умеем использовать их в образовательных целях? Да, такие хайповые приложения, как TikTok и Likee созданы только для удовольствия от просмотра смешных видео, и дети сидят там часами. Но ведь каждым инструментом сначала нужно научиться пользоваться. А где этому будут учить, если не в школе? Сегодня мы с вами попробуем рассмотреть данную проблему с другой стороны. Для этого я предлагаю окунуться в различные сферы образовательного процесса и проанализировать их в разрезе проблемы нашей дискуссии.


Взаимодействие с социумом

В последние годы огромную популярность получило мобильное приложение Whatsapp (показываю на слайде и на демонстрационном планшете). Учителя активно используют его для взаимодействия с родителями и учениками. Поднимите руку, кто пользуется им? – Большинство! В чем плюсы данного мессенджера? (Оперативность, информативность, интерактивность). А теперь представьте, что вам запретили им пользоваться! Ощущаете пустоту внутри и панику? Именно так реагируют наши дети, когда им запрещают использовать привычные им гаджеты. В современных реалиях пандемии, когда все массовые мероприятия с участием детей ограничены, очень удобно использовать Whatsapp для различных творческих заданий и проектов.

Интересный факт: Число пользователей мессенджера WhatsApp достигло 2 млрд человек, сообщается на сайте приложения. А у россиян он на первом месте среди всех приложений.3

Но мессенджеры, такие как Whatsapp и Telegram, всё-таки больше подходят для персонализированного общения. А что делать, если требуется выход в широкие массы? Когда, например, школе требуется оперативно и в полном объеме освещать свои трудовые будни? Выпускать газеты, листовки? – Это прошлый век! Вы скажете, что у каждой школы есть свой сайт. Но признайтесь честно, как часто родители туда заходят? Опросы показывают, что крайне редко. Зато в социальных сетях дети и их родители проводят очень много времени. Поэтому мы с моим учеником в марте 2020 года реализовали важный проект – создание публичных страниц Корпуса и кабинета математики в ВК (ссылка на слайде, предлагаю перейти по ней). (показываю на слайдах и на планшете группу ВК)

Интересный факт: статистика показывает, что ежедневное посещение и активность подписчиков нашей группы во время дистанционного обучения была на порядок выше, чем у официального сайта Корпуса!

Примечание: ВК – самая популярная соцсеть среди подростков4. Добавляйте в друзья своих подопечных, и вы всегда будете в курсе важнейших событий, происходящих в их жизни. Мы зачастую очень многого не знаем о наших детях.


Инструмент познания окружающего мира

Могли ли мы с вами еще полтора десятилетия назад представить себе, что когда-нибудь сможем носить с собой целые тома научных и художественных библиотек, коллекции мировых картинных галерей… Современные гаджеты – это дверь в мир, который, возможно, нам никогда не удастся увидеть вживую. Упускать такой шанс – это преступление! Это мое мнение! Нужно открыть этот мир детям!

Одним из таких ключиков к нашей двери – это Instagram! У кого есть Инстаграм? Моя коллега, Бессмельцева Светлана Владимировна, заведующая музеем «Наследие» им. Героя РФ Н. Н. Володина, реализует музейную педагогику как способ взаимодействия с учащимися, в том числе с использованием Instagram. Посмотрите, какая красота! Здесь открыто можно обсудить не только духовно-нравственное и патриотическое направление, но и основные события в жизни кадет. Самое главное, что детям и родителям нравится такой способ публичного отчета! Они с удовольствием предоставляют придумывают новые идеи и собирают материал.

Интересный факт: Проведение онлайн классных часов в Instagram возможно благодаря функции «Прямой эфир», где дети могут активно высказываться посредствам текстовых сообщений.

Средство активизации познавательной деятельности

Одна из проблем современного образования – низкий уровень мотивации обучающихся. В качестве одного из средств решения – использование гаджетов на уроках. Стоит оговориться, что это должен быть строго контролируемый процесс. Мне смартфоны помогают готовить учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по математике. Хочу с вами поделиться опытом.

Лично для меня было открытием не это приложение, а группа в ВК ЕГЭ 100БАЛЛОВ (https://vk.com/ege100ballov, переходим по ссылке, анализируем, обсуждаем). Здесь настоящий кладезь знаний. А самое важное: сообщество пользователей – простые ученики и учителя – находятся в постоянном общении. Это маленькая страна, семья, называйте, как хотите! Но если ребенок заинтересуется, то будет частым гостем на этой интернет-площадке, поверьте мне.

Интересный факт: на уроках вместо бумажных сборников можно использовать смартфон с выходом в интернет. Достаточно посетить «Открытый банк заданий» ФИПИ.

Другим доступным средством активизации ПД являются видеоуроки. Это очень популярный ресурс среди учеников. Часто они делятся со мной ссылками. Не всем, конечно, понравится, но меня часто сравнивают с диктором. В одном дети согласны: «живого» учителя они, разумеется, заменить не могут, но для тех, кто часто болеет и пропускает занятия, видеоуроки – отличное решение!

Интересный факт: после дистанционного обучения дети стали активнее пользоваться видеоуроками при самостоятельном изучении материала.


Образовательный интернет-ресурс для школьников

В период дистанционного обучения все школы столкнулись с проблемой выбора площадки для проведения занятий с детьми. Мы были не исключением. На рынке цифровых услуг был представлен большой выбор различных платформ, но многие из них имели серьезные недостатки. После сравнительного анализа мы остановились на портале «Якласс». В короткие сроки мне пришлось пройти курсы Администратора портала, научить коллег, зарегистрировать детей. Но это того стоило. Не представляю, как мы бы справились со всем, если бы у детей и их родителей не было под рукой смартфонов. Теперь мы используем данную платформу в качестве вспомогательного инструмента при работе со слабыми и одаренными детьми. Заодно готовимся к возможным ограничительным мерам.


Заключение

Давайте подведем итог нашей дискуссии и вернемся к основополагающему вопросу. Так запрещать или нет гаджеты в образовательном процессе? Каковы положительные и отрицательные аспекты применения? (Обмен мнением, составление правил использования гаджетов). Хочется отметить, что тотальное использование гаджетов на уроках может привести к обратному эффекту, поэтому нужно дозировать, чередовать традиционные и инновационные средства обучения. Образование должно шагать в ногу со временем. Но необходима профилактика и пропедевтика среди детей о возможных рисках, связанных с использованием смартфонов и прочих современных гаджетов. С этой целью с детьми мы регулярно проводим Единые уроки информационной безопасности, а сами – проходим курсы повышения квалификации. Наша цель – научить использовать гаджеты с максимальной пользой.

Таким образом, с вашего разрешения, я поставлю запятую на указанном месте. (Запрещать нельзя, разрешать!) ОДНАКО, как модно сейчас писать мелким шрифтом внизу договоров, мы ставим всего лишь запятую, но не точку. Ибо данный вопрос будет открыт для широкого обсуждения еще долгое время.

Спасибо вам за внимание! Успехов вам и вашим ученикам!

1 https://tass.ru/obschestvo/6779328

2 https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9320

3 https://www.kommersant.ru/doc/4197017

4 http://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Социальные_сети_(рынок_России)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.