Эссе на тему «Зажжённый вами не погаснет свет»

6
0
Материал опубликован 22 August 2022

Автор:

Чамеева Галина Петровна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «СОШ№1». Г.Чебоксары.

2022 г.





Зажжённый вами не погаснет свет…


Основы профессиональной компетентности педагога, на мой взгляд складываются из большой любви к детям и своей родине. На примере своей семьи хочу доказать своё мнение...

 Мысленно окинув взглядом путь, пройденный за последние сто лет нашей страной, осознаёшь, что все пережитые ею общественные, социальные и научные свершения были невозможны без учителя. Сегодня я хочу рассказать о Женщинах –педагогах. Учитель в России всегда был больше, чем просто учитель математики, химии, литературы… Он был Учителем жизни, просветителем народа. Лучшие педагоги России всегда ставили перед собой сверхзадачу - становления, совершенствования души, её восхождения к общечеловеческой культуре, к духовным ценностям. Проводником этих ценностей способен быть только правдивый, искренний, честный, сам живущий по законам совести человек. И эту трудную миссию в основном, конечно же, исполняли и исполняют женщины. Прекрасно, если на пути ребёнка встретится учитель от Бога, учитель с большой буквы, по-настоящему вторая мама…

Моей бабушке

Мартыновской Александре Львовне,

учителю – словеснику с большой буквы, посвящается

Общий стаж учительской династии Мартыновских - Анисимовых составляет 435 лет. Из них на учителей – словесников приходится 130 лет: в нашей семье сеяли «разумное, доброе, вечное» моя бабушка - Мартыновская Александра Львовна, моя мама – Анисимова Тамара Тихоновна, и я продолжаю эту славную традицию по сей день. Учителями также были мои дед, тёти, дяди, и сейчас работают в школах и преподают разные предметы мой брат, мои племянницы.

Итак, родоначальницей нашей учительской династии была моя бабушка. Она родилась на пороге нового века, в 1899 году, в чувашской деревне Качалово Ядринского уезда Казанской губернии в семье дьячка. В 11 лет ей выпало огромное счастье: она поступила учиться в Симбирскую учительскую школу, основанную в 1868 году чувашским просветителем, патриархом чувашского народа Иваном Яковлевичем Яковлевым. Эта школа стала центром подготовки учителей и другой интеллигенции не только чувашского, но и других народов региона, а Иван Яковлевич Яковлев - главным учителем моей бабушки, примером для подражания, образцом доброты и порядочности, беззаветного служения своему народу.

И вот в 1917 году, перед великими испытаниями, ожидавшими страну, окончена учёба. Юная Александра начала работать в начальной школе в чувашском селе Яндоба.

Навсегда запомнился рассказ бабушки, как в 1918 году молодую учительницу Александру Львовну чуть не расстреляли прибывшие в деревню красноармейцы-продотрядовцы за карандаш. Сломал его на уроке мальчик, сын одного из них. Наверно, случайно. И учительнице бы выдать ему взамен другой. Но время такое, что нет у неё лишнего карандаша. Мальчик попробовал было отнять его у одноклассника, но тут юная учительница вмешалась: не позволила - и «обидела». Вечером зашёл в школу отец обиженного, в руках винтовка… И спустя многие годы бабушка всегда рассказывала об этом с волнением и дрожью в голосе: «Накануне вывели за околицу священника и расстреляли. Пригрозили, что следующей буду я. Я ждала своей очереди. Молилась всю ночь…». Утром отряд ушёл.

Вот так она начинала исполнение великой миссии – образовывать безграмотный народ Чувашии. В последние два года учёбы бабушка вела дневник, который сохранила и передала мне как бесценный документ, отразивший многие стороны жизни яковлевской школы и её учеников в 1916-1917 годах. Этот дневник - искренняя исповедь юной девушки, готовившей себя служению народу. Ведь ещё 17- летней девчонкой в 1916 году она записывает в дневнике: «14 марта. Среда. Ах! Как говорил дорогой Иван Яковлевич! Какой он патриот! А говорил он нам, чтобы мы готовились наставлять, направлять безграмотных в деревне, чтобы указывали им, где правда и где обман».

В 20-ые годы Александра Львовна, активная, принципиальная, решительная, стояла у истоков становления системы дошкольных учреждений в Чувашии: в 1921 - 1922 годах открывала детские сады в Чувашии, организованные для спасения маленьких детей от голода, который свирепствовал в Поволжье…

В 1923 году бабушка вышла замуж за уроженца деревни Мартынкино, тоже учителя, бывшего поручика царской армии, воевавшего во время Гражданской сначала на стороне белых, затем - красных. Это и предопределило его судьбу: в 1939 году он был арестован, осуждён без права переписки как враг Советской власти и «умер 24 января 1942 года в одном из лагерей в Кемеровской области» (так ответили на запрос бабушки о его судьбе). В 30-ые бабушка потеряла не только мужа, но и многих своих друзей, с кем училась, работала, и сама чудом не попала в мясорубку сталинских репрессий.

В 1939 году Александра Львовна окончила филологический факультет Чувашского педагогического института имени его учителя Ивана Яковлевича Яковлева и вплоть до 1974 года работала учителем русского языка и литературы в деревне Мартынкино Аликовского района Чувашской республики. Работала не только с детьми; во время Великой Отечественной войны, когда не осталось здоровых взрослых мужиков, одновременно возглавляла и школу, и колхоз «Красный Октябрь». Что поддерживало её дух все эти годы? Вера в Бога, дети и внуки, память о своих учителях и любовь к своей работе. Её педагогический стаж составил 55 лет! Сейчас я, сама учитель уже с 39-летним стажем, поражаюсь её таланту учителя - словесника. Она поистине не работала, а служила. Любовь к детям, преданность своему делу, готовность к  самопожертвованию и высокая гражданская позиция – для неё это были не пустые слова. Я не успела побыть её ученицей в классе, но по рассказам своей мамы знаю, какие уроки – праздники она проводила. Бабушка обладала прекрасным слухом и чудесным голосом, на уроках и внеклассных мероприятиях перед детьми и взрослыми пела песни и романсы на стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова, аккомпанируя себе на гитаре.

В последние годы жила бабушка одна в конце улицы на краю деревни (соседние дома были заброшены). Я была у неё частой гостьей, и долгими зимними вечерами, у тёплой печки, под завыванье вьюги, мы читали. Бабушка меня слушала, исправляя мои ошибки в произношении (русский язык тогда ещё не был для меня родным), разъясняя мне значение незнакомых слов, обсуждая поступки героев. Иногда поручала проверять диктанты. О какое это было удовольствие! Учила меня игре на гитаре, балалайке. С ней было легко и интересно и нам, её внукам, и ученикам, которые к ней шли на урок, не боясь того, что спросит и они не будут знать верного ответа. Настолько она была отзывчива, искренна, доброжелательна, открыта. Учила она и языку, и литературе, и тому, как одеваться и как ножом за столом пользоваться… Сама всегда опрятная, во всём аккуратная, она была образцом воспитанности, высокой культуры.

Удивительная эта должность – сельский учитель!  Нет свете другой профессии, в которой личность человека, его убеждения имели бы такое решающее значение. Чувствуя обострённое чувство сострадания бабушки и её неумение говорить «нет», всё время шли к ней за помощью и советом односельчане. Она постоянно за кого-то хлопотала: то за обиженного колхозным начальством, то за брошенного детьми старика, то за оказавшегося без пенсии инвалида… Лица этих людей и сейчас стоят перед моими глазами. Билась Александра Львовна за проведение шоссейной дороги в деревню, за автобусное сообщение с Чебоксарами, за строительство клуба в деревне…

До всего тебе было дело, беспокойная душа, сельская учительница! Александра Львовна была и учителем, и воспитателем, и проводником культуры. Когда она уже не работала в школе, деревенские подростки (в то время очень модно было бренчать на гитаре) приходили к ней с просьбой наладить расстроенный инструмент. Среди них у бабушки сложился абсолютный авторитет. Как же! Бабушке – 80, а она не только показывает, как на гитаре играть, перебирая струны, а ещё и настраивать её умеет!

Трудом праведным не наживешь хором каменных… И дом у бабушки был маленький, и пенсию ей назначили маленькую… Только и нажила богатства: шкаф самодельный с любимыми книгами да большой альбом с фотографиями…А ещё память в народе оставила о том, что школу в деревне её стараниями открыли, что людям всегда помогала, никогда не сплетничала, всякого к столу приглашала. В бога верила, икону из дома не вынесла, хоть и выслушивала не раз: что, мол, учитель, а в Бога верует, в церковь (а ближайшая была в Чебоксарах, в 70 километрах) ездит…

Не стоит село без праведника… Таким праведником, мне кажется, она и была. Она обращала наши мысли, мысли своих детей, внуков и учеников, к красивому, истинному и доброму и сама до последних дней служила своему Народу, Добру и Красоте. Служила России.


Моей маме, Анисимовой Тамаре Тихоновне - словеснику и математику, посвящается

Учитель в моей жизни появился не в школе, а с первых дней моего пребывания на земле. Это была моя мама Анисимова Тамара Тихоновна, уникальный педагог - математик и словесник. Она выпускница двух факультетов Чувашского государственного пединститута им. И.Я. Яковлева: физико-математического и филологического. Казалось бы, области литературы и физики не только далеки друг от друга, а полярно противоположны. Но в моей маме счастливо сочетались и железная логика, и задушевный лиризм.

Школу она закончила в далёком 1949 году. Любила безумно литературу и хотела идти по стопам своей мамы – стать учителем словесности. Но в приёмной комиссии института на неё надавили: дескать, пожалуйста, поймите, учителей математики в стране не хватает, а у вас не только русский язык с литературой на пять, но и математика с физикой! Деревенскую девчонку, впервые оказавшуюся в городе, да ещё наедине с такими представительными и уважаемыми людьми, уговорить оказалось несложно. Так она сдала экзамены и поступила на физико-математический факультет, в 1954 году окончила институт и стала работать учителем математики. Вышла замуж в своей же деревне за Петра, участника Великой Отечественной войны, красавца - парня.

Проработав в школе десять лет, мама всё-таки осуществила свою мечту: стала студенткой заочного отделения филологического факультета и получила второй диплом – по специальности русский язык и литература.. Требовательной, строгой, умеющей создавать атмосферу поиска - такой запомнилась Тамара Тихоновна своим ученикам. На её уроках не было равнодушных, невозможно было не увлечься тем, чем горела она сама, и доказывая теоремы, и читая стихи. За этим, конечно же, стоял кропотливый, каждодневный труд. Когда мои глаза слипались от сна, я в свете настольной лампы видела маму, склоненную за столом, обложенную книгами и тетрадями. Когда же утром просыпалась, печка в доме была уже истоплена, на столе дымились горячие блины и шумел самовар.

- Мама, как ты умудрялась всё это успевать?- спрашиваю я у неё по прошествии многих лет.

- Ложилась поздно - вставала рано, - отвечает она. – Кто рано встаёт, тому Бог подаёт…

Моя мама и как учитель, и как мать жить и трудиться учила нас на собственном примере, поэтому её авторитет и дома, и в школе был непререкаем. Она редко повышала голос на детей, у неё был другой принцип воспитания и обучения: учитель сам должен быть увлечённым своим делом, и на уроке у него должно быть интересно. Хотя, признаюсь, математика - царица наук- не всегда поддавалась моему нематематическому складу ума. А литература завораживала!

Не только «глаголом жгла» мама детские сердца, она организовывала нас на помощь пенсионерам и участникам войны: мы складывали дрова, зимой чистили снег, весной копали огород, осенью убирали картофель. Она не жалела своих душевных и физических сил для общего дела, всегда была со своими учениками и их родителями. Она была со своим народом с того самого времени, когда девятилетней девочкой узнала о начале войне: жала под палящими лучами солнца, вязала в день по тысяче снопов ржи, испытывала вместе со всеми голод и холод… Мама награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.». Память о войне для неё священна. К 70-летию Победы она на свои сбережения установила в деревне обелиск в честь погибших на войне молодых ребят, живших до войны на нашей улице. В деревне некоторым этот поступок показался чудачеством. Мол, есть уже один общий памятник в честь сельчан, погибших в войну. Зачем ещё-то? А она не могла поступить по-другому: «Ни жениться они не успели, ни детей родить, ни дом построить… Если меня не станет, кто же помянет их, кто будет знать, что ушли на войну отсюда, где теперь только берёзы шумят…». Под белыми стволами деревьев теперь – обелиск. Приходят школьники, приносят цветы, узнают имена тех, которым было 18-20 лет... И думается, из этих детей плохие люди не вырастут.

В Мартынкино и в близлежащих деревнях почти в каждом доме ученики Александры Львовны и Тамары Тихоновны. Трудно подсчитать, сколько учеников прошли через их уроки, скольким они помогли поверить в себя, скольких научили, для скольких стали примером. Мама и сейчас частая гостья в школе: рассказывает ребятишкам об истории их школы и деревни, об их прадедах, сложивших головы на полях сражений, о своём военном детстве. Нельзя, говорит, она, чтобы дети росли «иванами, не помнящими родства». Вот так и живёт по принципу: кто же, если не я?

Я горжусь своей мамой: её жизнь – это образец служения детям, школе, своей деревне, своему народу. Учитель в ней живёт и будет жить всегда. Она не ждёт, что кто-то придёт и изменит жизнь вокруг к лучшему. Не считается с возрастом, не знает покоя: вот заказала в городе детский игровой комплекс и на площадке перед нашим домом на свою пенсию (у местной администрации не просила ничего кроме разрешения) установила детскую игровую площадку, чтобы не только её внуки и правнуки, но и вся деревенская детвора щебетала под её окнами.

Дорогая моя мама, учитель-математик, учитель-словесник, учитель- гражданин, все, что тобой сделано, останется жить в людях, будет передаваться из поколения в поколение как незримое богатство, как самая главная ценность. Долгих лет жизни тебе, дорогая моя мама! Твои девять детей, четверо сыновей и пять дочерей, которых ты вырастила, выучила, спешат к тебе, самому дорогому и близкому человеку. Спасибо за этот мир, за сказку детства, за понимание и терпение в трудные моменты, за радость каждого дня, за каждый совет, за каждую возможность, за каждый успех, за каждую улыбку. Спасибо тебе, родная.


Судьба моей семьи – моя судьба

Выбирая свой жизненный путь, свою профессию, я, как и многие, ориентировалась на людей, которые были рядом. Меня же окружали прекрасные педагоги, профессионалы, - мои мама и бабушка, на которых мне хотелось быть похожей и судьбу которых хотелось повторить. В 1982 году так же, как и они, я закончила филологический факультет Чувашского государственного педагогического института имени Ивана Яковлевича Яковлева. Мой педагогический стаж составляет 39 лет.

Проходят годы. Работать не становится легче. Сегодня учителя-словесники работают в непростых условиях. Мы справедливо сетуем на нехватку времени, большую загруженность, на все уменьшающееся количество  часов по нашим предметам, на исчезающий у учеников  интерес к литературе. Мы вынуждены бороться за книгу, биться за чтение.

Наши дети умны и прекрасны. И если я с ними говорю о милосердии и любви – они откликаются с большей охотой! Не в них беда. А в нас. Школьная программа перегружена. Понять, вникнуть в текст не успеваем, мчимся галопом… В семье нет совместного чтения. Поэтому многие читают плохо, медленно, родители не оказывают детям помощи. А зачастую они сами забыли, когда последний раз брали книгу в руки. Досуг семьи - Интернет, телевизор.

Никогда не соглашусь с теми, кто гневно обвиняет современных школьников или студентов в том, что они ничего не знают, ничего не читают и ни писать, ни говорить как следует не умеют. Это не их вина, а наша, мы, взрослые, натворили эту беду. Нам самим нужно меняться, менять и  кое - что в программе, системе преподавания… От нас, словесников, зависит, будут ли ученики любить литературу и насколько разносторонние и интересующиеся культурой люди из них вырастут, будут ли они получать удовольствие от сопереживания героям или автору и от наслаждения искусством. Считаю свою задачу выполненной, если ученик на моём уроке не просто усвоит информацию, а на несколько сантиметров, пусть даже лишь на несколько миллиметров, вырастет как читатель и как человек. Это и есть самое главное в преподавании литературы. Да, век Интернета вступает в борьбу с художественной литературой и вносит свои коррективы. Подростки привыкают говорить на упрощенном языке смс-сообщений и Интернет-форумов, слово же перестают чувствовать. Бывает, что через полгода ученики не могут вспомнить прочитанное и успешно проанализированное небольшое произведение, потому что информация теперь хранится не в голове, а в «удалённом доступе». Многим не интересно чтение ещё и потому, что у них чрезвычайно плохо развито столь важное для этого процесса воображение. Сегодняшние школьники, по крайней мере большинство, всю сознательную жизнь по несколько часов ежедневно смотрят на экран монитора. Воображению, фантазии нет места, всё уже кто-то за них нарисовал и представил. Буквы – это всего лишь надписи и подписи под картинкой, видеорядом.

Но если не мы, то кто же? Звенит звонок с последнего урока. А ты уже смотришь на завтрашнее расписание, на тетради, без которых невозможна работа словесника…

Сегодня я с уверенностью могу сказать, что когда-то выбрала верный жизненный путь. Я с радостью иду на работу, где ждут меня любимые ученики, самые разные: ласковые и общительные, капризные и замкнутые, непоседливые, смешные, послушные и не очень, шумные, невоспитанные и воспитанные, озорные… Я знаю, что нужна им, знаю, что они будущее России. И это будущее зависит от меня. Если б можно было начать жизнь сначала, я вновь повторила бы путь педагога, нелегкую дорогу учителя словесности. Хочется верить, что я стала достойным продолжателем традиций нашей учительской семьи.

За свою педагогическую практику я многому научилась, накопила опыт, выпустила приличное количество учеников. Я люблю их, дорожу и горжусь ими. Благодаря Интернету мы продолжаем общаться, они делятся со мной успехами и ищут поддержки при неудачах. За это я благодарна своей судьбе, своей профессии – профессии счастливых людей, труднее и благороднее которой нет.

Вот так продолжаю я традиции нашей семьи, которые заложили мои бабушка и мама, российские женщины, учителя. Связанная с ними не только кровными родственными узами, но и нравственными, стараюсь сохранить высокие идеалы добра, правды, гражданского долга, несу ответственность за настоящее и будущее нашей страны.

Зажжённый вами свет продолжает гореть …





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.