Статья «Здоровьесберегающие технологии в обучении»
Е. В. Никитина,
Воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №341 Дзержинского района г. Волгограда.
Статья «Здоровьесберегающие технологии в обучении»
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников - ведущее направление в дошкольных организациях. Данное направление предполагает комплекс мер, воздействующих на организм ребёнка с целью укрепления и сохранения здоровья, мониторинг состояния здоровья каждого ребёнка, учёт и использование особенностей его организма, индивидуализацию практических мероприятий.
Основные направления оздоровительной работы с детьми нацелены:
- на формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности;
- на развитие инициативы, самостоятельности и устойчивого интереса к участию в спортивных и подвижных играх;
- на формирование представления о ценности здоровья и желания вести здоровый образ жизни.
Невозможно работать и использовать одну и единственную технологию здоровьесбережения. Понятие «здоровье» представляет собой интегральное понятие, включающие в себя характеристики психического и физического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности.
Цель здоровьесбережения достигается за счёт использования разнообразных технологий, применяющихся с учётом приоритетов сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса – педагогов, администрации, психологов, медиков, детей и их родителей. Достижение такой цели определяет, с одной стороны, необходимость совершенствования уже сложившихся и реализуемых в практике подходов к организации и содержанию учебно-воспитательного процесса, а с другой – целесообразность разработки новых здоровьесберегающих рационально выстроенных и действенных технологий.
Здоровьесберегающие технологии - это:
- организованная совокупность приемов, программ, методов организации процесса образования, которая не причиняет ущерба здоровью детей;
- качественная характеристика педтехнологий по критерию их действия на здоровье участников педпроцесса;
- технологическая база здоровьесберегающей педагогики.
Здоровьесберегающие технологии в целом делятся на 4 группы:
I. Технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников.
- Динамические паузы (физкультминутки, включающие пальчиковую, дыхательную, гимнастику для глаз и артикуляционную гимнастику);
- Спортивные и подвижные игры;
- Тренажеры, дорожка здоровья.
II. Технологии обучения ЗОЖ.
- Физкультурные занятия;
- Гимнастика после сна;
- Точечный массаж;
- Закаливающие процедуры и мероприятия;
- Спортивные праздники, развлечения.
III. Технологии музыкального воздействия.
- Музыкотерапия;
- Сказкотерапия.
IV. Технология коррекции поведения.
Для эффективного применения здоровьесберегающих технологий в ДОУ необходимо формирование внутренней картины здоровья, формирование у детей устойчивых навыков здорового образа жизни, работа с воспитателями детского сада, работа с родителями.
Основные компоненты здорового образа жизни и навыки, которые дети с помощью работников ДОУ и родителей должны освоить на уровне поведения:
- рациональный режим;
- правильное питание;
- рациональная двигательная активность;
- закаливание организма;
- сохранение оптимального психоэмоционального состояния.
Анализ здоровья детей требует скорейшей настоятельной работы по здоровьесбережению и здоровьеформированию. Здоровьесбережение – система мероприятий по сохранению здоровья детей. Здоровьеформирование – система мероприятий по приобретению и формированию здоровья у детей, утративших здоровье при рождении или в раннем детстве.
Работа по здоровьесбережению и здоровьеформированию требует:
- привлечение научного системного подхода по созданию здоровьеформирующей и здоровьесберегающей среды в ДОУ;
- создание программ здоровьесбережения и здоровьеформирования на каждом возрастном уровне;
- эффективной диагностики;
- подготовки воспитателей в ДОУ;
- создание условий привлечения родителей к совместной работе с ДОУ.
Таким образом, основным продуктом, результатом работы деятельности ДОУ должны стать:
- технологии работы с детьми по здоровьесбережению и здоровьеформированию;
- технологии формирования команды из воспитателей в ДОУ, готовой бороться за здоровье детей и обучать детей здоровому образу жизни;
- технологии работы с родителями, которые позволяют сделать родителей членами команды ДОУ, разделяющими её позиции в отношении здоровья.
Литература:
1. «Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада» Е.И. Николаева, издательство «Детство-пресс», 2015 г.
2. «Программа «Летний отдых и оздоровление дошкольников: первые шаги к инклюзии» с 3 до 8 лет, Е.А. Петрова, издательство «Детство-пресс», 2016г.