Статья «Здоровьесберегающие технологии в обучении»

4
0
Материал опубликован 8 September 2018 в группе

Е. В. Никитина,

Воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №341 Дзержинского района г. Волгограда.

Статья «Здоровьесберегающие технологии в обучении»

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников - ведущее направление в дошкольных организациях. Данное направление предполагает комплекс мер, воздействующих на организм ребёнка с целью укрепления и сохранения здоровья, мониторинг состояния здоровья каждого ребёнка, учёт и использование особенностей его организма, индивидуализацию практических мероприятий.

Основные направления оздоровительной работы с детьми нацелены:

- на формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности;

- на развитие инициативы, самостоятельности и устойчивого интереса к участию в спортивных и подвижных играх;

- на формирование представления о ценности здоровья и желания вести здоровый образ жизни.

Невозможно работать и использовать одну и единственную технологию здоровьесбережения. Понятие «здоровье» представляет собой интегральное понятие, включающие в себя характеристики психического и физического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности.

Цель здоровьесбережения достигается за счёт использования разнообразных технологий, применяющихся с учётом приоритетов сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса – педагогов, администрации, психологов, медиков, детей и их родителей. Достижение такой цели определяет, с одной стороны, необходимость совершенствования уже сложившихся и реализуемых в практике подходов к организации и содержанию учебно-воспитательного процесса, а с другой – целесообразность разработки новых здоровьесберегающих рационально выстроенных и действенных технологий.

Здоровьесберегающие технологии - это:

- организованная совокупность приемов, программ, методов организации процесса образования, которая не причиняет ущерба здоровью детей;

- качественная характеристика педтехнологий по критерию их действия на здоровье участников педпроцесса;

- технологическая база здоровьесберегающей педагогики.

Здоровьесберегающие технологии в целом делятся на 4 группы:

I. Технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников.

- Динамические паузы (физкультминутки, включающие пальчиковую, дыхательную, гимнастику для глаз и артикуляционную гимнастику);

- Спортивные и подвижные игры;

- Тренажеры, дорожка здоровья.

II. Технологии обучения ЗОЖ.

- Физкультурные занятия;

- Гимнастика после сна;

- Точечный массаж;

- Закаливающие процедуры и мероприятия;

- Спортивные праздники, развлечения.

III. Технологии музыкального воздействия.

- Музыкотерапия;

- Сказкотерапия.

IV. Технология коррекции поведения.

Для эффективного применения здоровьесберегающих технологий в ДОУ необходимо формирование внутренней картины здоровья, формирование у детей устойчивых навыков здорового образа жизни, работа с воспитателями детского сада, работа с родителями.

Основные компоненты здорового образа жизни и навыки, которые дети с помощью работников ДОУ и родителей должны освоить на уровне поведения:

- рациональный режим;

- правильное питание;

- рациональная двигательная активность;

- закаливание организма;

- сохранение оптимального психоэмоционального состояния.

Анализ здоровья детей требует скорейшей настоятельной работы по здоровьесбережению и здоровьеформированию. Здоровьесбережение – система мероприятий по сохранению здоровья детей. Здоровьеформирование – система мероприятий по приобретению и формированию здоровья у детей, утративших здоровье при рождении или в раннем детстве.

Работа по здоровьесбережению и здоровьеформированию требует:

- привлечение научного системного подхода по созданию здоровьеформирующей и здоровьесберегающей среды в ДОУ;

- создание программ здоровьесбережения и здоровьеформирования на каждом возрастном уровне;

- эффективной диагностики;

- подготовки воспитателей в ДОУ;

- создание условий привлечения родителей к совместной работе с ДОУ.

Таким образом, основным продуктом, результатом работы деятельности ДОУ должны стать:

- технологии работы с детьми по здоровьесбережению и здоровьеформированию;

- технологии формирования команды из воспитателей в ДОУ, готовой бороться за здоровье детей и обучать детей здоровому образу жизни;

- технологии работы с родителями, которые позволяют сделать родителей членами команды ДОУ, разделяющими её позиции в отношении здоровья.

Литература:

1. «Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада» Е.И. Николаева, издательство «Детство-пресс», 2015 г.

2. «Программа «Летний отдых и оздоровление дошкольников: первые шаги к инклюзии» с 3 до 8 лет, Е.А. Петрова, издательство «Детство-пресс», 2016г.
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.