Статья «Сущность здоровьесберегающих технологий обучения, их особенности в начальной школе»
Сущность здоровьесберегающих технологий обучения, их особенности в начальной школе
Здоровье человека является одним из важнейших условий эффективной трудовой и учебной деятельности. Различные отклонения и ухудшение показателей здоровья являются препятствиями в достижении успехов в образовательном процессе. В связи с этим проблема сохранения здоровья была и всегда будет актуальной.
Понятие здоровья рассматривается в медицине, педагогике, социологии и других науках. Обобщенное определение о здоровье представлено Всемирной Организацией Здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [18].
Здоровье является сложной категорией, представляя собой результат взаимодействия индивида и окружающей среды – условий его существования, ведущих мотивов его жизнедеятельности и мироощущения в целом [4].
Здоровье является комплексной категорией, включающей несколько компонентов: соматический, физический, психологический, нравственный [7].
Соматическое здоровье – это состояние всех органов и систем организма, выполняющих свои физиологические функции, отсутствие болезней.
Физическое здоровье включает состояние физического развития человека, его физической подготовленности, уровень роста и развития органов и систем организма.
Психическое здоровье – это область психической сферы, состояние общего душевного комфорта, оптимального психологического состояния, равновесия.
Нравственное здоровье понимается как комплекс ценностей, установок и мотивов поведения личности в соответствии с принятыми в обществе нравственными и моральными нормами.
На здоровье оказывают влияние различные факторы: условия и образ жизни, экология, наследственность, медицина. В этом комплексе наиболее важную роль в сохранении и укреплении здоровья играет образ жизни [3]. Поэтому в работе по созданию здоровьесберегающего и здоровьеформирующего пространства данному аспекту должно уделяться значительное внимание.
Формирование основ здорового образа жизни необходимо начинать с ранних лет, особое значение работа по созданию здоровьесберегающего и здоровьеформирующего пространства приобретает в школьном образовании. Это обусловлено тем, что возрастающая учебная нагрузка, гиподинамия современных школьников, увлечение компьютерными играми приводят к нарушению здоровья [9].
Законом «Об образовании в РФ» на образовательные организации возложена ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и воспитанников во время образовательного процесса. В законе провозглашается приоритет жизни и здоровья человека. К компетенции образовательной организации закон относит «создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации» [19].
В статье 41 «Охрана здоровья обучающихся» определены мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья обучающихся: оказание первичной медико-санитарной помощи; определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки; пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни; организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом.
Здоровьесберегающие технологии – это реализация профилактических мероприятий с детьми, целью которых является сбережение и преумножение ресурса здоровья младших школьников. Ввел понятие здоровьесберегающих технологий Н.К. Смирнов, по его мнению, оно включает в себя комплекс взаимосвязанных мер, совокупность педагогических приёмов, решающих задачи сбережения и роста потенциала физического и психического здоровья учеников и учителей [16].
Под термином педагогические технологии понимается набор конкретных практических психологических и педагогических шагов, воспитательных мер и действий, обеспечивающих достижение целей по образованию и развитию личности ребёнка. Педагогическая технология включает:
– совокупность базовых научных психолого-педагогических установок, которые учитывают особенности возрастных возможностей ребёнка и грамотное распределение учебной нагрузки;
– условия и содержание образовательного и воспитательного процесса, предусматривающие создание благоприятной для школьника атмосферы, отсутствие стресса и адекватность предъявляемых к нему требований;
– практические средства и методы реализации образовательного процесса, ориентированные на индивидуальные интеллектуальные и эмоциональные особенности каждого ребёнка и обеспечивающие достаточную двигательную активность воспитанников [12].
Основные группы мер по сохранению здоровья учеников:
1. Медико-профилактические – направлены на сохранение здоровья воспитанников при непосредственном участии администрации школы и коллектива медицинских работников, руководствующихся медицинскими нормами и использующих медицинские средства.
Практические меры:
а) проведение мониторинга детского здоровья и подготовка рекомендаций для учеников. В обязательном порядке информация о необходимости обратить внимание на проблемы здоровья ребёнка доносится до родителей с помощью классного руководителя;
б) контроль уровня физического развития, исследование которого проводят медики, и физической подготовленности, мониторинг осуществляет учитель физической культуры;
в) организация и контроль полноценного питания. За помещение столовой отвечает администрация школы, а качество и разнообразие меню обеспечивает администрация столовой, контроль качества питания осуществляют медики;
г) пропаганда и распространение оздоровительных техник в образовательных учреждениях (лектории медиков и психологов, методические семинары);
д) организация необходимых условий в соответствии гигиеническим стандартам СанПиН – комфортная температура и свежесть воздуха, достаточный уровень освещения кабинета. Обеспечивает классный руководитель, отвечает администрация школы, контролирует санэпидемстанция.
2. Физкультурно-оздоровительные – опираются на природные свойства двигательной активности ребёнка, стремятся к повышению качественных характеристик физических данных, воспитанию навыков заботы о здоровье и формированию физической культуры учеников.
Осуществление этих мер требует создания специальных материально-технических условий:
– комфортные классные кабинеты с пространством для физической активности, имеющие музыкальные центры и интерактивные доски;
– залы для физической подготовки, оснащённые необходимым оборудованием и инвентарём, тренажёрами; бассейн.
Проводятся педагогическими работниками по физическому воспитанию, а также учителями.
Практические меры:
– оздоровительные процедуры закаливания;
– профилактика проблемы плоскостопия и неправильной осанки;
– упражнения по дыхательной гимнастике;
– изучение техник массажа и самомассажа;
– подвижные игры и другие мероприятия.
3. Социально-психологические – меры, направленные на социальную самореализацию и сохранение психологического комфорта ученика — обеспечивает психическое здоровье воспитанника. Основная цель этих методов работы состоит в создании позитивного настроя эмоционального благополучия и гармоничного психологического самочувствия ребёнка в ситуации общения с окружающими сверстниками и взрослыми. Реализует эти меры педагог-психолог в сотрудничестве с коллективом учителей.
Практические меры:
а) отсутствие авторитарного стиля работы учителя, поиск демократических методов положительного стимулирования активности ученика;
б) создание условий для релаксации, учитель должен вовремя обратить внимание на возникшее перенапряжение и усталость у детей и посвятить несколько минут снятию умственного и эмоционального напряжения;
в) обучающие психологические тренинги и занятия для детей с целью формирования у них позитивной мотивации, навыков самоанализа и оказания профессиональной помощи в развитии сильных качеств личности ребёнка;
г) профилактические беседы, коррекционные занятия для детей, испытывающих трудности в освоении школьной программы или общении со сверстниками, родителями, учителями.
4. Организация по здоровьесбережению педагогов – формирование готовности учителей к использованию здоровьесберегающих технологий, меры по сохранению здоровья педагогов.
Практические меры:
а) организация методической работы по формированию готовности учителей к использованию здоровьесберегающих технологий;
б) профилактика синдрома эмоционального выгорания и хронического стресса, проведения психологического тестирования, разработка рекомендаций педагогам;
в) спортивно-оздоровительные мероприятия, организованные администрацией школы: спартакиады для учителей, регулярное посещение секций и групп здоровья, которые проводятся в помещении школы;
г) система лекториев и тренингов на темы здорового образа жизни;
д) создание специальных условий для работы: уютная учительская, столовая, спортивные и тренажёрные залы, удобные классы; проведение дней здоровья с выездом на природу или базу отдыха.
Таким образом, одним из возможных решений проблемы ухудшения здоровья младших школьников является внедрение здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие технологии – это комплекс взаимосвязанных мер, совокупность педагогических приёмов, решающих задачи сбережения и роста потенциала физического и психического здоровья учеников и учителей.
Здоровьсберегающие технологии включают медико-профилактические, физкультурно-оздоровительные, социально-психологические меры, а также организацию работы по здоровьесбережению педагогов – формирование готовности учителей к использованию здоровьесберегающих технологий, меры по сохранению здоровья педагогов.