Статья «Здоровьесберегающие технологии в школе»

1
0
Материал опубликован 19 August 2019

Н.С. Балахнина, педагог – психолог,

М.О. Савко, учитель технологии и информатики, заместитель директора по УВР

ГБОУ гимназия № 41 им. Э. Кестнера

Санкт – Петербург

 

 Здоровьесберегающие технологии в школе

Сегодня перед школой стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья обучающихся и педагогов, т.е. разработка мер по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, которые входят в перечень технологий, рекомендованных Приоритетным Национальным Проектом «Образование» и являются одной из форм инновационной деятельности педагога.

К технологиям здоровьесбережения относятся психолого-педагогические программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Физиологи выделяют следующие компоненты здоровья как состояния полного физического, психического и социального благополучия:

Соматический компонент – уровень физического развития;

Социально-личностный компонент – социальная адаптация человека;

Индивидуально-психологический компонент – состояние психики человека, его душевная комфортность;

Духовно-нравственный компонент – система нравственных ценностей человека.

Таким образом, здоровье обучающихся в норме, если

в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость;

в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;

в эмоциональном плане – ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;

в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;

в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности.

По данным Министерства здравоохранения, за последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза. Необходимо учесть, что 40% детей уже рождаются больными. Ведущие ранговые места занимают расстройства и болезни опорно-двигательного аппарата, нервно-психические и кардиоваскулярные нарушения, эндокринные расстройства и аллергические реакции, патология органов пищеварения. Наиболее значительное увеличение частоты всех классов патологических состояний отмечается в возрастные периоды 7, 10 и 12 – 17 лет, т.е. в критические периоды, характеризующиеся наиболее интенсивной перестройкой систем организма и снижением его адаптивных возможностей. И всё же специалисты считают, что 20% - 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста, связано с образовательной средой.

Наша гимназия работает над реализацией принципов личностно-ориентированной педагогики в образовательном процессе, в основе которой заложены идеи крупнейшего американского психолога А. Маслоу, автора известной «пирамиды Маслоу», название которой и её сущность отражают сменяемость и историческое развитие потребностей человека. Здоровье, по Маслоу, есть следствие полной удовлетворённости этих потребностей.


 

В идеале, образовательный процесс должен соответствовать базовым потребностям ребёнка, т.е. быть ориентирован на создание определённых условий для развития здоровой личности. В контексте личностно-ориентированной педагогики такими важнейшими условиями являются здоровьесберегающие технологии (табл.1).


 


 

Таблица 1

Здоровьесберегающие технологии

Базовые потребности

учащихся

 

Деятельность учителя

 

Самоактуализация

 

Обеспечение личностного смысла образования; развитие самостоятельности мышления;

Уважение

 

Деятельностный подход к обучению; создание субъектных ситуаций деятельности учащихся;

Общение

Кооперативное обучение; диалогическое взаимодействие учителя и учащегося;

 

Безопасность

 

Соответствие обучения возрастным особенностям учащихся;

Индивидуально-дифференцированный подход к обучению;

Безопасное оценивание;

Создание условий для самостоятельного оценивания учащихся;

Организация отношений поддержки, сотрудничества.

 

Физиологические

Соблюдение требований к объёму учебной нагрузки (в т. ч. домашних заданий);

Рациональное чередование учебной нагрузки (учебный режим);

Обоснованное применение средств обучения (ИКТ);

Использование приёмов психологической разгрузки (органов зрения и т.д.);

Соблюдение требований к состоянию учебных помещений.

 


 

Учебный процесс должен быть организован с учётом следующих принципов:

строгая дозировка учебной нагрузки;

построение урока с учетом работоспособности учащихся;

соблюдение гигиенических требований;

благоприятный эмоциональный настрой;

индивидуально-дифференцированный подход;

проведение физкультминуток и динамических пауз

на уроках;

разработка комплексных мероприятий, направленных на сохранение здоровья детей в условиях массового обучения;

мониторинг состояния здоровья учащихся (физическое, психическое, социальная адаптация).

Осуществляя индивидуальный подход в работе с обучающимися, учитель должен обращать внимание на следующие особенности детей:

Тип мотивации (успеха или избегания неудач);

Способность воспринимать материал, запоминать, перерабатывать, использовать при решении различных задач (различные каналы восприятия);

Темперамент;

Гиперактивные, тревожные, застенчивые, агрессивные дети;

Особенности функциональной асимметрии мозга;

Дети «группы риска».

Таким образом, школа должна содействовать сохранению здоровья своими методами, применять здоровьесберегающие образовательные технологии с учетом возрастно-физиологических возможностей ребенка, организовать благоприятный эмоциональный и психологический фон занятий. Школа должна сформировать потребность у учащихся и педагогов в сохранении и укреплении здоровья.

Список литературы:

Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии в школе. 1-4 классы»,Москва, Издательство «Вако»,2005 г.

Советова Е.В. «Эффективные образовательные технологии», Ростов н/Д, Издательство «Феникс», 2007 г.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.