Статья «Здоровьесберегающие технологии в школе»
Н.С. Балахнина, педагог – психолог,
М.О. Савко, учитель технологии и информатики, заместитель директора по УВР
ГБОУ гимназия № 41 им. Э. Кестнера
Санкт – Петербург
Здоровьесберегающие технологии в школе
Сегодня перед школой стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья обучающихся и педагогов, т.е. разработка мер по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, которые входят в перечень технологий, рекомендованных Приоритетным Национальным Проектом «Образование» и являются одной из форм инновационной деятельности педагога.
К технологиям здоровьесбережения относятся психолого-педагогические программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Физиологи выделяют следующие компоненты здоровья как состояния полного физического, психического и социального благополучия:
Соматический компонент – уровень физического развития;
Социально-личностный компонент – социальная адаптация человека;
Индивидуально-психологический компонент – состояние психики человека, его душевная комфортность;
Духовно-нравственный компонент – система нравственных ценностей человека.
Таким образом, здоровье обучающихся в норме, если
в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость;
в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
в эмоциональном плане – ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности.
По данным Министерства здравоохранения, за последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза. Необходимо учесть, что 40% детей уже рождаются больными. Ведущие ранговые места занимают расстройства и болезни опорно-двигательного аппарата, нервно-психические и кардиоваскулярные нарушения, эндокринные расстройства и аллергические реакции, патология органов пищеварения. Наиболее значительное увеличение частоты всех классов патологических состояний отмечается в возрастные периоды 7, 10 и 12 – 17 лет, т.е. в критические периоды, характеризующиеся наиболее интенсивной перестройкой систем организма и снижением его адаптивных возможностей. И всё же специалисты считают, что 20% - 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста, связано с образовательной средой.
Наша гимназия работает над реализацией принципов личностно-ориентированной педагогики в образовательном процессе, в основе которой заложены идеи крупнейшего американского психолога А. Маслоу, автора известной «пирамиды Маслоу», название которой и её сущность отражают сменяемость и историческое развитие потребностей человека. Здоровье, по Маслоу, есть следствие полной удовлетворённости этих потребностей.
В идеале, образовательный процесс должен соответствовать базовым потребностям ребёнка, т.е. быть ориентирован на создание определённых условий для развития здоровой личности. В контексте личностно-ориентированной педагогики такими важнейшими условиями являются здоровьесберегающие технологии (табл.1).
Таблица 1
Здоровьесберегающие технологии
Базовые потребности учащихся
|
Деятельность учителя
|
Самоактуализация
|
Обеспечение личностного смысла образования; развитие самостоятельности мышления; |
Уважение
|
Деятельностный подход к обучению; создание субъектных ситуаций деятельности учащихся; |
Общение |
Кооперативное обучение; диалогическое взаимодействие учителя и учащегося;
|
Безопасность
|
Соответствие обучения возрастным особенностям учащихся; Индивидуально-дифференцированный подход к обучению; Безопасное оценивание; Создание условий для самостоятельного оценивания учащихся; Организация отношений поддержки, сотрудничества.
|
Физиологические |
Соблюдение требований к объёму учебной нагрузки (в т. ч. домашних заданий); Рациональное чередование учебной нагрузки (учебный режим); Обоснованное применение средств обучения (ИКТ); Использование приёмов психологической разгрузки (органов зрения и т.д.); Соблюдение требований к состоянию учебных помещений.
|
Учебный процесс должен быть организован с учётом следующих принципов:
строгая дозировка учебной нагрузки;
построение урока с учетом работоспособности учащихся;
соблюдение гигиенических требований;
благоприятный эмоциональный настрой;
индивидуально-дифференцированный подход;
проведение физкультминуток и динамических пауз
на уроках;
разработка комплексных мероприятий, направленных на сохранение здоровья детей в условиях массового обучения;
мониторинг состояния здоровья учащихся (физическое, психическое, социальная адаптация).
Осуществляя индивидуальный подход в работе с обучающимися, учитель должен обращать внимание на следующие особенности детей:
Тип мотивации (успеха или избегания неудач);
Способность воспринимать материал, запоминать, перерабатывать, использовать при решении различных задач (различные каналы восприятия);
Темперамент;
Гиперактивные, тревожные, застенчивые, агрессивные дети;
Особенности функциональной асимметрии мозга;
Дети «группы риска».
Таким образом, школа должна содействовать сохранению здоровья своими методами, применять здоровьесберегающие образовательные технологии с учетом возрастно-физиологических возможностей ребенка, организовать благоприятный эмоциональный и психологический фон занятий. Школа должна сформировать потребность у учащихся и педагогов в сохранении и укреплении здоровья.
Список литературы:
Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии в школе. 1-4 классы»,Москва, Издательство «Вако»,2005 г.
Советова Е.В. «Эффективные образовательные технологии», Ростов н/Д, Издательство «Феникс», 2007 г.