Статья «Здоровьесберегающие технологии в обучении»
Здоровьесберегающие технологии в обучении
«Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
О лечебных силах музыки писали древние мудрецы: Пифагор, Аристотель, Платон. Они считали, что музыка восстанавливает нарушенную гармонию в человеческом теле. Музыкотерапия нашла свое широкое применение во всей Европе.
А когда родилась детская музыка? Возможно, она появилась на свет вместе с самим человеком. Это мамина колыбельная, ее никто никогда не учил специально. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. В.М.Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма.
А что любят маленькие дети? Конечно же, играть! Играть везде: дома, во дворе, даже на музыкальных занятиях. В детском саду комплексно решаются задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, подготовка его к школе, активно внедряется в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.
Н. Ветлугина в «Теории и методике музыкального воспитания в детском саду» пишет, что "пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребёнка, координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность". Таким образом, музыка- это одно из средств физического развития детей.
Сейчас в дошкольных образовательных учреждениях ведется музыкально-оздоровительная работа, соединяющая традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями. Поэтому оздоровление детей в последнее время становится приоритетным направлением в работе ДОУ.
На музыкальных занятиях, в свободной и самостоятельной творческой деятельности дошкольников возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальности ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья. Например, начинать каждое музыкальное занятие с валеологической песни-распевки, дающей позитивный настрой детям на весь день. Слушание музыки и разучивание текстов песен можно совместить с игровым массажем, самомассажем или пальчиковой игрой, пассивной музыкотерапией. Перед пением песен- заниматься дыхательной, артикуляционной гимнастикой, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры лучше сопровождать музыкально-ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных (шумовых и мелодичных) инструментах, а танцевальную импровизацию совместить с музыкотерапией.
Так, музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.
Цель: организовать музыкально-оздоровительную работу в ДОУ, обеспечивающую каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.
Результатами музыкально-оздоровительной работы являются:
-повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
-стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка;
-повышение уровня речевого развития;
-снижение уровня заболеваемости (простудными заболеваниями);
-стабильность физической и умственной работоспособности, во всех сезона года независимо от погоды.
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий:
Валеологические песенки-распевки.
С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты («Здравствуйте!») и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают нстроение, улучшают эмоциональный настрой на занятие, подготавливают голос к пению.
***
Приветствие «Здравствуйте!»
Здравствуй, Небо! Руки поднять вверх
Здравствуй, Солнце! Руками над головой описать большой круг
Здравствуй, Земля! Плавно опустить руки на ковер
Здравствуй, планета Земля! Описать большой круг над головой
Здравствуй, наша большая семья!
Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх.
***
Приветствие «Колокольчик»
Давайте поприветствуем друг друга с помощью колокольчика. Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик. Например:
– Здравствуй, Настенька! Дин-дон-дон!
– Здравствуй, Сашенька! Дин-дон-дон!
И так далее, пока колокольчик не обойдет весь руг.
Дыхательная гимнастика.
В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей.
Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:
1. Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
2. Способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
3. Улучшает дренажную функцию бронхов;
4. Восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
5. Исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
Гимнастикой можно заниматься как индивидуально, так и со всей группой, в любое время дня (исключая 20 минут до еды и 1 час после еды). Комната для занятия должна быть хорошо проветрена. (Разработки Б.Толкачева, А.Стрельниковой)
***
Руки в кулачки сжимаем –
Теперь руки вниз толкаем –
Кулачки тут разжимаем –
Воздух носиком вдыхаем.
***
Большая снежинка лежит на ладошке,
На эту снежинку подуем немножко.
Подуем тихонько, снежинка лежит,
Подуем сильнее, снежинка летит.
***
Ветерок, ветерок, ты подуй на листок.
Мы головку поднимаем, на листочек дуем.
Мы головку опускаем, на листочек дуем.
Повернулись вправо, повернулись влево.
Он повсюду и везде, ветерок наш смелый!
Артикуляционная гимнастика.
Основная цель артикуляционной гимнастики-выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшается музыкальная память, внимание. (Разработки Е.Косиной, Т.Куликовой, В.Цвынтарного)
***
«Чистим зубки» —
Широко откроем рот,
Зубки всем покажем.
И почистить наши зубки
Язычку прикажем.
Будет язычок скользить
Влево-вправо по зубам,
Верхние и нижние
Он почистит зубки нам.
(Повторить по 5-6 движений в каждую сторону сначала по верхним, потом по нижним зубам).
***
«Блинок» —
А сейчас наш язычок
Превратится вдруг в блинок.
Он на нижней на губе
Отдохнуть приляжет.
Верхней мы его пришлёпнем
«Пя» скорее скажем.
Испечётся наш блинок,
Улыбнётся язычок!
(Удерживать такое положение 3-10 секунд, повторить 4-5 раз).
Оздоровительные и фонопедические упражнения проводятся для профилактики заболевания верхних дыхательных путей, способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. (Разработки В.Емельянова, М. Картушиной).
Упражнение «Паровозик». На одном дыхании можно проговаривать три, четыре, пять и более триолей. Выдохнуть оставшийся воздух, подождать пока захочется вдохнуть и можно продолжать работу. Это упражнение дает почувствовать не только нижнюю опору, но и верхнюю.
Упражнение «Пылесос» - это хороший массаж для связок. Раскачиваемся на двух нотах, изображая звук пылесоса, «у» с продуванием. Ровно, медленно звук спадает и поднимается. Держать поток воздуха, как будто вместо него льется вода ровным и непрерывным потоком. Экономно расходуем дыхание и стараемся сохранить состояние вдоха.
"Динозаврик"
Четыре динозаврика, ура, ура, ура!
Мы любим петь и танцевать, тарам-па-ра-ра-ра!
Смешные мы, хорошие, мы любим пошалить!
И мы все время заняты, нам некогда грустить!
Дети голосом "рисуют" динозаврика, используя последовательность: "У-о-а-ы-и-скрип!"
"Дождь"
Дождь, дождь, дождь с утра. (хлопки чередуются со шлепками по коленям)
Веселится детвора! (легкие прыжки на месте)
Шлёп по лужам, шлеп-шлеп. (притопы)
Хлоп в ладоши, хлоп-хлоп. (хлопки)
Дождик, нас не поливай, (грозят пальцем)
А скорее догоняй! (убегают от "дождика")
Игровой массаж тоже проводится на музыкальных занятиях. Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм. В результате использования самомассажа повышаются защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализуется вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. (Разработки А.Уманской, М.Картушиной, А.Галанова)
Игровой массаж
Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается. Например:
1-я точка: "В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли"
2-я точка: "Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок"
3-я точка: "Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим"
4-я точка: "Вот мы к шейке прикоснулись и пошире улыбнулись"
5-я точка: "Надо ушки растереть, чтобы больше не болеть"
6-я точка: "Руки надо растереть, чтобы больше не болеть"
7-я точка: "И про спинку не забыть, чтобы стройными нам быть"
Заканчивая массаж, дети говорят: Хотим мы быть веселыми, красивыми, здоровыми". Эти слова - своеобразная установка для них на весь день.
Пальчиковые игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества. (Разработки М.Картушиной, Е.Поддубная)
Дни недели
В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач, (печём "пирожки")
Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк")
Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)
А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)
Улитка
Тычет рожками улитка — (большой палец правой руки придерживает средний и безымянный; указательный и мизинец — прямые)
Заперта в саду калитка. (тычет "рожками" в ладонь левой руки)
Отвори скорей калитку, (левая рука "открывает" калитку),
Пропусти домой улитку (правая рука "проползает").
Речевые игры.
Позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх текст поется или ритмично декламируется детьми. Формирование речи идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать или даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. В результате речевые игры развивают эмоциональную выразительность речи детей, двигательной активности. (Разработки Т.Боровик, Т.Тютюнниковой)
«Отгадай предмет по его частям», «Отгадай предмет по описанию»
В эту игру можно играть с использованием карточек с картинками. Участникам игры раздаются карточки с изображением различных предметов – музыкальные инструменты, песни, произведения по слушанию и т. д. Ребёнок, не показывая свою карточку другим игрокам, и не говоря, что именно нарисовано, называет части предмета. Тот, кто первым догадается, о чем идет речь, забирает карточку себе и получает одно очко.
Музыкотерапия- важная составляющая музыкально-оздоровительной работы ДОУ. Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. (Разработка Н. Ефименко)
Музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностях каждого ребенка, его интересов. В соответствии с этим занятия строятся на планировании, направленном на усвоении детьми определенного содержания, и педагогической импровизации, варьирующей ход занятия, его содержание и методы. Успех занятий возможен только при участии музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает организовать самостоятельное музицирование в группе.
Музыка для встречи детей и их свободной деятельности
Классика:
1. И.С.Бах. "Прелюдия до мажор".
2. И.С.Бах. "Шутка".
3. И.Брамс. "Вальс".
4. А.Вивальди "Времена года"
5. Й.Гайдн. "Серенада"
6. Д.Кабалевский "Клоуны"
7. Д.Кабалевский "Петя и волк"
8. В.А.Моцарт "Маленькая ночная серенада"
9. В.А.Моцарт "Турецкое рондо"
10. И.Штраус "Полька "Трик-трак"
Детские песни:
1. "Антошка" В.Шаинский
2. "Бу-ра-ти-но" Ю.Энтин
3. "Будьте добры" А.Санин
4. "Веселые путешественники" М.Старокадомский
5. "Все мы делим пополам" В.Шаинский
6. "Да здравствует сюрприз" Ю.Энтин
7. "Если добрый ты" Б.Савельев
8. "Лучики надежды и добра" Е.Войтенко
9. "Настоящий друг" Б.Савельев
10. "Песенка о волшебниках" Г.Гладков
Музыка для пробуждения после дневного сна
1. Л.Боккерини "Менуэт"
2. Э.Григ "Утро"
3. А.Дворжак "Славянский танец"
4. Лютневая музыка XVII века
5. Ф.Лист "Утешения"
6. Ф.Мендельсон "Песня без слов"
7. В.Моцарт "Сонаты"
8. М.Мусоргский "Балет невылупившихся птенцов"
9. М.Мусоргский "Рассвет на Москва-реке"
10. К.Сен-Санс "Аквариум"
Музыка для релаксации
1. Т.Альбиони "Адажио"
2. И.С.Бах "Ария из сюиты №3"
3. Л.Бетховен "Лунная соната"
4. К.Глюк "Мелодия"
5. Э.Григ "Песня Сольвейг"
6. К.Дебюсси "Лунный свет"
Колыбельные
1. Н.Римский-Корсаков "Море"
2. Г.Свиридов "Романс"
3. К.Сен-Санс "Лебедь"
Используемая литература:
Арсеневская О.Н. «Музыкальные занятия» , Волгоград, 2013г.
Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду», Волгоград, 2013г.
Картушина М.Ю. "Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет", г.Москва, изд. ТЦ "Сфера", 2208.
Интернет-ресурсы:
-«Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности ДОУ»- Наталья Салманова,
-«Здоровьесберегающие технологии в музыкальном воспитании дошкольников», Маркварт Марина Леонидовна