Здоровьесберегающая, психопрофилактическая программа, направленная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников детского сада
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
компенсирующего вида «Детский сад «Солнышко»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБДОУ
«Детский сад «Солнышко»
______________Бабиева Л.Г.
______________2020г.
Здоровьесберегающая, психопрофилактическая программа, направленная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников детского сада
Педагог-психолог:
Джиоева Э.С.
Владикавказ 2020г.
Здоровьесберегающая, психопрофилактическая программа, направленная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников детского сада
Здоровье – величайшая ценность. Хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, основа для успешной самореализации личности. В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных.
Одна из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного воспитания – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Выделяется несколько компонентов здоровья:
1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.
3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
Статистика утверждает, что здоровье ребенка на 20% зависит от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья педагоги повлиять не могут, то другие 50% напрямую зависят от слаженной работы медицинских работников, педагогов и родителей.
Понятие “здоровьесберегающие технологии” прочно вошло в образовательную систему, начиная с дошкольных образовательных учреждений. “Здоровьесберегающая технология” – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Основные цели программы:
предупреждению возможных социально-психологических проблем;
создание благоприятного эмоционального климата;
выявлению детей группы риска (по различным основаниям)
Основные виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
диагностические технологии;
коррекционно-развивающие технологии;
технологии обеспечения социально-психологического благополучия воспитанников;
медико-профилактические технологии;
физкультурно-оздоровительные;
здоровьесберегающие образовательные технологии.
Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога - это психолого – педагогические приемы и методы работы, технологии, подходы к реализации педагогических проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.
В соответствии с вышеуказанными видами, была разработана программа, по реализации здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании, представленная в таблицах:
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | |||||
Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению | Мониторинг: Развития психических процессов дошкольников | Мониторинг: "Развития социально-коммуникативной и поведенческой сферы дошкольников" | |||
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ | |||||
Арттерапия | Сказкотерапия | Технологии воздействия цветом | Технологии коррекции поведения | Песочная терапия. | |
ТЕХНОЛОГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ РЕБЁНКА | |||||
Проведение тренинговых занятий | Проведение коммуникативных игр | Психогимнастика | |||
Укрепление социально-психологического благополучия и психофизического здоровья детей | Направлены на формирование коммуникативных умений и навыков. В структуру занятий входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности. | Курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы ребенка). |
МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | |||||
Соблюдение СанПиН требований к организации рабочего пространства в кабинете психолога | |||||
Время занятий | от 3 до 4 лет | от 4 до 5 лет | от 5 до 6 лет | от 6 до 7лет | |
15 мин | 20 мин | 25 мин | 30 мин | ||
Соблюдение общих требований к помещению | Требования к внутренней отделке помещений | Требования к оборудованию помещений | Требования к естественному и искусственному освещению | Требования к воздушно- тепловому режиму | |
Соблюдение основных принципов построения предметно-пространственной среды в ДОУ | Доступность | Безопасность | Трансформируемость и вариативность | Полифункциональность | |
Соблюдение Санитарно-дезинфекционного режима | Обеззараживание помещения (пол, стены, двери, подоконники и др.) | Обеззараживание ковров и мягкой мебели | Обеззараживание игрушек | Соблюдение режима проветрива ния и влажной уборки | |
Информация для родителей и педагогов (информационные листы по профилактике и укреплению психофизического здоровья детей) | |||||
Возрастные, психофизиологические, особенности детей от 1,5 до 2 лет. | Возрастные, психофизиологические, особенности детей от 3 до 4 лет. | Возрастные, психофизиологические, особенности детей от 4 до 5 лет. | Возрастные, психофизиологические, особенности детей от 5 до 6 лет. | Возрастные, психофизиологические, особенности детей от 6 до 7 лет. | |
Соблюдение карантинных мероприятий, во время пандемии | |||||
Соблюдение социальной дистанции | Соблюдение масочного режима | Кварцевание помещения | Работа в режиме дистанционного обучения | Замер температуры тела специалиста, и наблюдение за самочувствием воспитанников во время занятий | |
Соблюдение технике безопасности и требований пожарной безопасности | |||||
Прохождение инструктажа по правилам пожарной безопасности | Прохождение тренировок по эвакуации учреждения при пожаре и в иных чрезвычайных ситуациях | Проведение инструктажа с воспитанниками по технике безопасности в ДОУ | Проведение инструктажа с воспитанниками по технике безопасности в кабинете психолога | Проведение инструктажа с воспитанниками по технике безопасности в сенсорной комнате | |
Ежегодное прохождение профилактических осмотров, и заполнение ЛМК (личная медицинская книжка, "санитарная книжка") |
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ | ||||
Динамические паузы и Гимнастика для глаз | Релаксацион ные паузы | Физкульт минутки | Пальчиковая гимнастика | Дыхательная гимнастика |
2,5 минуты во время занятия | Рекомендуется проводить в день по два упражнения | Проводятся на начальном этапе утомления: 8-13-15-я минута занятия | Проводится в течение нескольких минут, 2-3 раза в день. | Проводится 2 раза в день по 5 минут, не раньше чем через 1 час после приема пищи. |
Двигательные игры разминки могут проводиться в начале, середине или в конце занятия (по мере утомляемости детей) | Первое –направлено на мышечную релаксацию по контрасту с напряжением, может использоваться как физминутка на занятии Второе –мышечная Релаксация по представлению проводится один раз в день, после дневной прогулки. | В зависимости от возраста, вида деятельности сложности учебного материала и т. д. | Каждая пальчиковая гимнастика имеет свое название. Работу по развитию движений, пальцев и кистей рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно. | Дыхательные упр можно выполнять с утренней гимнастикой или отдельным комплексом. Если занятия проводят в помещении, то предварительно нужно проветрить комнату. Результаты ее применения в плане укрепления иммунитета видны после длительного курса. Необходим постоянный контроль за правильностью дыхания во время проведения. |
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ | ||
Составление и реализация образовательных программ с учетом возрастной периодизации и индивидуальных особенностей развития воспитанников | ||
Учет концентрации внимания дошкольников во время занятий | Учет ведущего вида деятельности дошкольников | Учет новообразований возрастных периодов |
Детей до трех лет – максимум 15 минут, нервные дети могут сосредотачиваться на предмете или игре не более 5 минут. Детей четырех лет – максимум 20 минут, болезненные дети предельно внимательны не более 8 минут. Дети пяти лет достигают концентрации внимания на 10-25 минут. Дети шести лет способны концентрировать внимание до получаса. Дети с гиперактивностью или с ЗПР – не более 12 минут. | 1год жизни–непосредственное эмоциональное общение; 1-3 года–предметно-манипулятивная деятельность; 3-6лет–игровая деятельность; 7 лет–учебно- познавательная деятельность | 1год жизни–Формирования потребности в общении с другими людьми и эмоциональное отношения к ним; 1-3 года–развитие речи и наглядно- действенного мышления; 3-6лет–Стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности; 7 лет–произвольность этих явлений, внутренний план действий, рефлексия (осознание) |
Источники:
https://milevichi.schools.by/pages/zdorovesberegajuschie-tehnologii;
https://solnyshko.rosguard.gov.ru/uploads/2020/12/pasport_kabineta_psikhologa.pdf;
http://srcn‑eniseysk.krn.socinfo.ru/media/2020/01/14/1251996235/SanPiN_2.4.1201-03_SANITARNO-E_PIDEMIOLOGICHESKIE_PRAVILA_I_NORMATIVY.pdf;
https://infourok.ru/instrukcii-po-tehnike-bezopasnosti-vospitannikov-dou-3182708.html;
https://docs.cntd.ru/document/499005837;
https://168.tvoysadik.ru/?section_id=237;
https://www.defectologiya.pro/zhurnal/metodika_provedeniya_dinamicheskix_pauz_s_detmi_doshkolnogo_vozrasta/;
https://www.maam.ru/detskijsad/pedagogicheskie-trebovanija-k-organizaci-palchikovoi-gimnastiki-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta.html;
https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-dlja-vospitatelei-provedenie-dyhatelnoi-gimnastiki-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta.html;
https://ds-37.k-edu.ru/sites/ds-37.k-edu.ru/files/tehnologii_sohraneniya_socialno-psih._zdorovya.pdf;
https://psypedprofi.ru/razvitie-vnimaniya-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.html;
https://stmnsk.ru/otnosheniya-v-seme/vedushchim-vidom-deyatelnosti-doshkolnika-yavlyaetsya.html;
http://dm.tgl.ru/sp/pic/File/doc_2014/met/Ispolzovanie_zdorovesberegayushih_tehnologiy_v_doshkolnom_uchrejdenii.pdf;
https://www.maam.ru/detskijsad/zdorovesberegayuschie-tehnologi-v-korekcionoi-rabote-s-detmi-s-ovz.html.