Здоровьесберегающая, психопрофилактическая программа, направленная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников детского сада

4
0
Материал опубликован 14 December 2021

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

компенсирующего вида «Детский сад «Солнышко»





УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБДОУ

«Детский сад «Солнышко»

______________Бабиева Л.Г.

______________2020г.








Здоровьесберегающая, психопрофилактическая программа, направленная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников детского сада











Педагог-психолог:

Джиоева Э.С.









Владикавказ 2020г.

Здоровьесберегающая, психопрофилактическая программа, направленная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников детского сада



Здоровье – величайшая ценность. Хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, основа для успешной самореализации личности. В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных.

Одна из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного воспитания – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Выделяется несколько компонентов здоровья:

1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.

3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

Статистика утверждает, что здоровье ребенка на 20% зависит от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья педагоги повлиять не могут, то другие 50% напрямую зависят от слаженной работы медицинских работников, педагогов и родителей.

Понятие “здоровьесберегающие технологии” прочно вошло в образовательную систему, начиная с дошкольных образовательных учреждений. “Здоровьесберегающая технология” – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.



Основные цели программы:

предупреждению возможных социально-психологических проблем;

создание благоприятного эмоционального климата;

выявлению детей группы риска (по различным основаниям)

Основные виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

диагностические технологии;

коррекционно-развивающие технологии;

технологии обеспечения социально-психологического благополучия воспитанников;

медико-профилактические технологии;

физкультурно-оздоровительные;

здоровьесберегающие образовательные технологии.

Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога - это психолого – педагогические приемы и методы работы, технологии, подходы к реализации педагогических проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.

В соответствии с вышеуказанными видами, была разработана программа, по реализации здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании, представленная в таблицах:




ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ


Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению

Мониторинг:

Развития психических процессов дошкольников

Мониторинг: "Развития социально-коммуникативной и поведенческой сферы дошкольников"


КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ


Арттерапия


Сказкотерапия

Технологии 

воздействия

цветом

Технологии коррекции поведения

Песочная терапия.



ТЕХНОЛОГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ РЕБЁНКА


Проведение тренинговых занятий


Проведение коммуникативных

игр


Психогимнастика

Укрепление социально-психологического благополучия и психофизического здоровья детей


Направлены на 

формирование коммуникативных 

умений и навыков.

В структуру занятий входят беседы, этюды и 

игры разной степени подвижности.

Курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики

(как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы ребенка).



МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ


Соблюдение СанПиН требований к организации рабочего пространства в кабинете психолога



Время занятий

от 3 до 4 лет


от 4 до 5 лет

от 5 до 6 лет

от 6 до 7лет

15 мин

20 мин

25 мин

30 мин

Соблюдение общих требований к помещению

Требования к внутренней отделке помещений

Требования к оборудованию помещений

Требования к естественному и искусственному освещению

Требования к воздушно-

тепловому

режиму

Соблюдение основных принципов построения предметно-пространственной среды в ДОУ

Доступность

Безопасность

Трансформируемость

и

вариативность

Полифункциональность


Соблюдение Санитарно-дезинфекционного режима

Обеззараживание

помещения

(пол, стены, двери, подоконники

и др.)

Обеззараживание

ковров и мягкой мебели

Обеззараживание

игрушек

Соблюдение режима проветрива

ния

и влажной уборки

Информация для родителей и педагогов (информационные листы по профилактике и укреплению психофизического здоровья детей)


Возрастные,

психофизиологические,  

особенности 

детей 

от 1,5 до 2 лет.

Возрастные,

психофизиологические,  

особенности 

детей 

от 3 до 4 лет.

Возрастные,

психофизиологические,  

особенности 

детей 

от 4 до 5 лет.

Возрастные,

психофизиологические,  

особенности 

детей 

от 5 до 6 лет.

Возрастные,

психофизиологические,  

особенности 

детей 

от 6 до 7 лет.


Соблюдение карантинных мероприятий, во время пандемии

Соблюдение социальной дистанции

Соблюдение масочного режима

Кварцевание помещения

Работа в режиме дистанционного обучения

Замер температуры тела специалиста,

и наблюдение за самочувствием воспитанников во время занятий

Соблюдение технике безопасности и требований

пожарной безопасности

Прохождение инструктажа по правилам пожарной безопасности

Прохождение тренировок по эвакуации учреждения при пожаре и в иных чрезвычайных ситуациях  


Проведение инструктажа с воспитанниками по технике безопасности в ДОУ

Проведение инструктажа с воспитанниками по технике безопасности в кабинете психолога

Проведение инструктажа с воспитанниками по технике безопасности в сенсорной комнате

Ежегодное прохождение профилактических осмотров, и заполнение ЛМК (личная медицинская книжка, "санитарная книжка")




ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Динамические паузы и

Гимнастика для глаз

Релаксацион

ные паузы

Физкульт

минутки

Пальчиковая гимнастика

Дыхательная гимнастика

2,5 минуты

во время занятия


Рекомендуется проводить в день по два упражнения

Проводятся

на начальном этапе 

утомления:

8-13-15-я минута занятия

Проводится в течение нескольких минут, 2-3 раза в день. 

Проводится

 2 раза в день по 5 минут, не раньше чем через 1 час после приема пищи. 

Двигательные игры разминки могут проводиться

в начале,

середине

или в конце занятия 

(по мере утомляемости детей)

Первое –направлено на мышечную 

релаксацию по контрасту с напряжением, может использоваться как физминутка на занятии

Второе –мышечная 

Релаксация по представлению

проводится один раз в день, после дневной прогулки.


В зависимости от возраста,

вида деятельности

сложности 

учебного

материала

и т. д.

Каждая пальчиковая 

гимнастика 

имеет свое название. Работу по развитию движений,

пальцев и кистей рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

Дыхательные упр можно выполнять с утренней гимнастикой или отдельным комплексом. Если занятия проводят в помещении, то предварительно нужно проветрить комнату. Результаты ее применения в плане укрепления иммунитета

видны после длительного курса.

Необходим постоянный контроль за правильностью

дыхания во время проведения.



ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


Составление и реализация образовательных программ с учетом возрастной периодизации и индивидуальных особенностей развития воспитанников

Учет концентрации внимания дошкольников во время занятий

Учет ведущего вида деятельности дошкольников

Учет  новообразований возрастных периодов


Детей до трех лет – максимум 15 минут, нервные дети могут сосредотачиваться на предмете или игре не более 5 минут.

Детей четырех лет – максимум 20 минут, болезненные дети предельно внимательны не более 8 минут.

Дети пяти лет достигают концентрации внимания на 10-25 минут.

Дети шести лет способны концентрировать внимание до получаса. Дети с гиперактивностью или с ЗПР – не более 12 минут.       

1год жизни–непосредственное эмоциональное общение;

1-3 года–предметно-манипулятивная деятельность;

3-6лет–игровая деятельность;

7 летучебно- познавательная деятельность


1год жизни–Формирования потребности в общении с другими людьми и эмоциональное отношения к ним;

1-3 года–развитие речи и наглядно- действенного мышления;

3-6лет–Стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности;

7 лет–произвольность этих явлений, внутренний план действий, рефлексия 

(осознание)











Источники:


https://milevichi.schools.by/pages/zdorovesberegajuschie-tehnologii;

https://solnyshko.rosguard.gov.ru/uploads/2020/12/pasport_kabineta_psikhologa.pdf;

http://srcn‑eniseysk.krn.socinfo.ru/media/2020/01/14/1251996235/SanPiN_2.4.1201-03_SANITARNO-E_PIDEMIOLOGICHESKIE_PRAVILA_I_NORMATIVY.pdf;

https://infourok.ru/instrukcii-po-tehnike-bezopasnosti-vospitannikov-dou-3182708.html;

https://docs.cntd.ru/document/499005837;

https://168.tvoysadik.ru/?section_id=237;

https://www.defectologiya.pro/zhurnal/metodika_provedeniya_dinamicheskix_pauz_s_detmi_doshkolnogo_vozrasta/;

https://www.maam.ru/detskijsad/pedagogicheskie-trebovanija-k-organizaci-palchikovoi-gimnastiki-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta.html;

https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-dlja-vospitatelei-provedenie-dyhatelnoi-gimnastiki-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta.html;

https://ds-37.k-edu.ru/sites/ds-37.k-edu.ru/files/tehnologii_sohraneniya_socialno-psih._zdorovya.pdf;

https://psypedprofi.ru/razvitie-vnimaniya-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.html;

https://stmnsk.ru/otnosheniya-v-seme/vedushchim-vidom-deyatelnosti-doshkolnika-yavlyaetsya.html;

http://dm.tgl.ru/sp/pic/File/doc_2014/met/Ispolzovanie_zdorovesberegayushih_tehnologiy_v_doshkolnom_uchrejdenii.pdf;

https://www.maam.ru/detskijsad/zdorovesberegayuschie-tehnologi-v-korekcionoi-rabote-s-detmi-s-ovz.html.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации