Психопрофилактическая программа адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду «Рука в руке»

2
0
Материал опубликован 13 April 2016

МКДОУ д/с №12 г. Татарск


«Психопрофилактическая программа адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду «рука в руке».

 

Автор программы:

педагог-психолог первой категории

Русакова Наталья Валерьевна

Перед каждым дошкольным учреждением стоит задача обеспечения благоприятных социально-педагогических условий для адаптации малышей. Малыши могут испытывать повышенную тревогу, боязнь, чувство покинутости при расставании с родителями в период адаптации к детскому саду.

Ранний детский возраст является важнейшим периодом жизни человека, когда закладываются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшие развитие. В этот период появляются такие ключевые качества, как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость или, напротив, агрессивность и гиперактивность детей и пр.), следует искать именно в раннем детстве. Коррекция и компенсация этих деформаций в дошкольном возрасте представляет существенные трудности и требует значительно больших затрат, чем их предотвращение.

В настоящее время у подавляющего большинства детей раннее детство проходит в семье. Семейное воспитание действительно является оптимальным для маленького ребёнка, поскольку любовь близких взрослых, их чуткое и гибкое отношение, индивидуальное общение являются главными и необходимыми условиями нормального психического развития ребёнка и его хорошего эмоционального самочувствия. Однако далеко не все родители понимают возрастные особенности детей до трёх лет и умеют найти адекватные пути педагогического воздействия на них. В большинстве семей сохраняются представления о раннем возрасте как о периоде физиологического созревания и физического развития. Считается, что психическое развитие начинается после трёх лет. В результате внимание родителей сосредоточено на физическом здоровье малыша и ограничено гигиеническим уходом (кормление, прогулки, купание и т.д.) и предоставлением ему множества игрушек. В других семьях, напротив, переоценивают возможности ребёнка и начинают учить и воспитывать двухлетнего малыша так же, как ребёнка 5-7 лет (учат читать и писать, пользоваться компьютером, сажают перед телевизором и пр.). В обоих случаях игнорируются возрастные особенности детей, что может привести к печальным последствиям. Нарастание проблем, связанных с психическим здоровьем и развитием детей (задержки в умственном и речевом развитии, отсутствие воображения и пр.), являются прямым следствием такого «неумения» родителей.

Для полноценного развития и воспитания малышей необходимо учитывать и основные особенности раннего детства. В чём они заключаются?

1. Для раннего возраста характерен быстрый темп развития организма. Ни в каком другом периоде детства не наблюдается такого быстрого увеличения массы и длины тела, развития всех функций мозга. Быстрый темп развития ребёнка раннего возраста, в свою очередь, имеет ряд особенностей. прежде всего – скачкообразность развития. Для детей раннего возраста также характерна неустойчивость и незавершённость формирующихся умений и навыков. (Учитывая это, предусматриваются повторность в обучении, обеспечение связи между воздействиями окружающих ребёнка взрослых и его самостоятельной деятельностью.)

В основу обучения детей раннего возраста должно быть положено в первую очередь развитие таких способностей, как подражание, воспроизведение, умение смотреть и слушать, сравнивать различать, сопоставлять, обобщать и др., которые будут необходимы в дальнейшем для приобретения определённых умений, знаний, жизненного опыта.

2. Существенной особенностью раннего детства являются взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей. Даже незначительные нарушения в состоянии здоровья малыша влияет на его эмоциональную сферу.

3. Для каждого здорового ребёнка в первые три года жизни характерна высокая степень ориентировочных реакций на всё окружающее. Эта возрастная особенность стимулирует так называемые сенсомоторные потребности. Доказано, что если дети ограничены в получении информации и переработке её в соответствии с возрастными возможностями, темп их развития более замедленный. Поэтому важно, чтобы жизнь малышей была разнообразной, богатой впечатлениями.

4. Особое значение в раннем детстве приобретают эмоции, так необходимые при проведении режимных процессов – при кормлении, бодрствовании ребёнка, формировании его поведения и навыков, обеспечении всестороннего его развития. Раннее формирование положительных эмоций на основе установления социальных связей со взрослыми, а в дальнейшем со сверстниками – залог становления личности ребёнка. Эмоциональная сфера оказывает большое влияние и на формирование познавательных способностей детей.

5. В развитии детей раннего возраста ведущая роль принадлежит взрослому. Он обеспечивает все условия, необходимые для развития и оптимального состояния здоровья малыша. Общаясь с ним, несёт тепло, ласку и информацию, которая необходима для развития ума и души ребёнка. Доброжелательный тон, спокойное, ровное к нему отношение – залог уравновешенного состояния малыша.

Данная программа предполагает развивающие занятия с детьми 2-3 года жизни. Ведь именно в 3 года начинают строиться, помимо уже существующих отношений «ребёнок – взрослый», отношения «ребёнок – сверстники». Также именно к этому возрасту для родителей становятся очевидными проблемы в развитии малыша (не говорит, труден в поведении, не играет, не проявляет интереса к сверстникам и пр.).

Значимость проблемы подтверждается также вниманием к ней учёных, педагогов и психологов. В психолого-педагогической литературе описывается факт психотравмирования ребёнка при поступлении в детский, как острое эмоциональное реагирование на отрыв от матери (Н.М. Аксарина, Р.Р. Тонкова-Ямпольская, К.Л. Печора, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер и др.). Важность снятия остроты эмоционального переживания ребёнка обуславливается не только трудностями взрослых по организации его поведения, но и последствиями в психосоматическом здоровье. Выявлено, что у ребёнка, начавшего посещать дошкольное учреждение, могут проявляться беспокойство, страх, повышенная возбудимость, раздражительность, негативизм и упрямство, депрессивные реакции, особенно ярко у детей с высоким уровнем эмоциональной зависимости от родителей. Теперь ребёнка окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и которые совсем не похожи на его семью. Как сделать вхождение ребёнка в детский сад безболезненным? Как облегчить его страдания и помочь перенести стресс из-за разлуки с близкими людьми?

Новизна нашей программы заключается в значительном сокращении срока адаптации детей с осложнённым её характером в период от 1 до 2 месяцев.

Это достигается за счёт комплекса психолого-педагогических методов взаимодействия с детьми и их родителями, а также целенаправленной просветительской и практической работы с семьей, создания определённых условий в адаптационной группе.

Данная программа разработана с целью создания благоприятных социально-педагогических условий для адаптации детей младшего дошкольного возраста к дошкольному учреждению.

Программные задачи решаются через: обеспечение охраны нервно-психического здоровья детей, снижение психосоматической заболеваемости в адаптационный период и формирование консультативного блока информации для повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей.

Адресат: педагоги детских дошкольных учреждений, родители детей поступающих в детский сад.

Продолжительность: 1,5 – 2 месяца.

Ожидаемый результат:

Благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет.

Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду.

Повышение психолого-педагогических знаний у родителей.

Развитие позитивного и доверительного взаимодействия родителей и сотрудников детского сада.

Апробация данной программы проходила с «1» июля 2015 г. по «31» августа 2015 г. на базе МКДОУ д/с №12 г . Татарска.

Участниками стали дети младшего дошкольного возраста, в количестве 71 человек и их родители 78 человек.

Работа проводилась поэтапно:

1.Первичная диагностика (в период поступления ребенка в дошкольное образовательное учреждение).

Методики диагностики и памятки представлены в приложении 1.

2. Профилактическая и коррекционная работа психолога с детьми, родителями, воспитателями.

3. Контрольная диагностика (повторная) - через три месяца посещения ребенком дошкольного образовательного учреждения.

         Исследование проводилось одновременно в двух направлениях: первое -  характеристика родителями состояния своих детей преимущественно в семье (анкеты для родителей); второе - оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада («Карты наблюдений»).

         Родителям предлагалась анкета, в которой они оценивают эмоциональное  напряжение, состояние тревожности у ребенка и степень общения со сверстниками.

          В процессе исследования, воспитатели заполняют «Карту наблюдений», позволяющую оценить эмоциональное состояние детей в начале периода адаптации и через три месяца после начала  посещения ими детского сада.

         Затем проводится психопрофилактическая работа и коррекционно-развивающие занятия, направленные на решение проблем, возникших в начальном периоде адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Это зависит от профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты, внимания.

На процесс адаптации ребенка влияют достигнутый уровень психического и физического развития, состояние здоровья, степень закаленности, сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностные особенности самого малыша, а также уровень тревожности и личностные особенности родителей.

В данной работе выделяются следующие направления:

 • подготовка детей к поступлению в ДОУ и прогнозирование адаптации к нему;

 • организация жизнедеятельности детей в период адаптации;

 • контроль состояния здоровья детей в период адаптации и коррекция возникающих нарушений.

 Психологическая готовность ребенка к ДОУ - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.

Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям. Ребенок должен быть готов к тому уровню общения, который задает атмосфера детского сада. Невыполнение основных педагогических правил при воспитании детей приводит к нарушениям интеллектуального, физического развития ребенка, возникновению отрицательных форм поведения.

Разделяют четыре варианта адаптации.

-легкая адаптация – около месяца требуется семье, чтобы приспособиться к новым условиям.

 -адаптация средней тяжести – семья приспосабливается за два месяца.

-тяжелая адаптация – требуется три месяца.

-очень тяжелая адаптация – около полугода и более. Встает вопрос – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, что он – «несадовский» ребенок.

Легкая адаптация. Ребенок вступает в контакт по своей инициативе, умеет обратиться с вопросом к другому человеку, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, использует в игре предметы-заместители, например, кормит куклу, способен длительное время удерживать внимание на одной игрушке, его речь хорошо развита, настроение бодрое или спокойное, эмоции легко распознаются. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним.

Адаптация средней тяжести. Напряженность первых минут постепенно спадает, ребенок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. Речь может быть развита как в пределах возрастной нормы, так и ниже или выше ее. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование).

Тяжелая адаптация. Контакт с ребенком удается установить только через родителей. Малыш переходит от одной игрушки к другой, ни на чем не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым. О развитии речи можно узнать только со слов родителей. Замечание или похвала специалиста оставляют ребенка либо безучастным, либо он пугается и бежит за поддержкой к родителям.

Очень тяжелая адаптация. С ребенком за время первой встречи не удается установить контакта. Родители находятся в слиянии с ребенком, сомневаются в том, что он сможет освоиться в детском саду. Часто родители авторитарны, вступают в конкуренцию со специалистами, демонстрируют свою сверх компетентность во всех вопросах.

Что же провоцирует стресс ребенка в период адаптации к детскому саду? Это отрыв от матери. Известно, что в этом возрасте малыш неразрывно связан с мамой. Мама - это самое главное, что есть у него, его воздух, его жизнь. И вдруг мама «обменяла» его на какую-то работу. Предала. Именно так расценивает эту ситуацию трехлетний ребенок. Как произошло, что любимая и самая лучшая на свете мама бросила его в новой обстановке и среди незнакомых детей? Чтобы в этой обстановке «выжить» необходимо вести себя здесь не так, как дома. Но малыш еще не знает этой новой формы поведения и  оттого  страдает, боясь сделать что-то не так. При легкой степени адаптации ребенок быстро (до 1 мес.) вырабатывает новый стиль поведения. Если этот первый урок выживания пройден успешно, то в дальнейшем малыш быстро адаптируется в любой новой обстановке на протяжении всей жизни. И это один из основных аргументов сторонников

детского сада. Стресс первых недель провоцирует быстрое развитие всех адаптационных механизмов ребенка, что является для него отличной школой жизни и «заделом» на долгие годы

Учебный план

психопрофилактической программы адаптации

детей младшего дошкольного возраста к детскому саду

«Рука в руке».

Цель программы: создание специальных условий для профилактики психосоматических заболеваний в период адаптации детей к детскому саду.

Категория обучающихся: дети 2-3 лет и их родители.

Срок обучения: от 1,5 до 2 месяцев.

Режим занятий: 2 раза в неделю в вечернее время 40 минут (15 минут работа с детьми, 25 минут работа с родителями).


 

наименование тем

всего часов

в том числе

форма контроля

дети

родите

ли

теорет.

практ.

Дети

Родители

1

Знаком-ство

30΄

50΄

30΄

50΄

игры,

упражнения на развитие

общения с детьми и взрослыми «Давайте познакомимся», «Кто к нам в гости пришёл», «Как тебя зовут»,

релаксация

анкетирование «Давайте познакомимся»,

информирование «Выручалочки для мамы»,

работа с копилками «О чём бы вы хотели спросить»,

домашнее задание

активное участие в игровой деятельности с детьми, конструирование

2

Основ-

ная

10ч 35΄

17ч 55΄

10ч 35΄

17ч 55΄

с/р игры, упражнения,

общение с детьми и взрослыми, художественно-продуктивная деятельность (лепка, конструирование, рисование), релаксация «Отдыхают наши ножки..», «Все ребята спят»,

выполнение традиций ДС «Приветствие (прощание) с Лесовичком и его друзьями», выполнение заданий на логику, память, внимание, активность в игровой деятельности

информирование «Выручалочки для мамы», газеты «Солнышко», папки-передвижки «Книга адаптации», «Вместе весело шагать»,

работа с копилками «О чём бы вы хотели спросить»,

домашнее задание, участие в игровой деятельности с детьми,

работа с дневниками «Адаптация к детскому саду»,

беседы с администрацией и медиками, педагогами ДС,

анкетирование.

3

Заключительная

45΄

1 ч 15΄

45΄

1 ч 15΄

Знакомство с педагогами группы, активное участие в игровой деятельности, свободное общение с детьми и взрослыми

Знакомство с педагогами группы, анкетирование «Мнение о работе группы»,

информирование «Ступеньки адаптации»,

Итого

11ч 50΄

19ч

50΄

11ч 50΄

19ч

50΄

   

Возрастные особенности развития детей 2-3 лет

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:

Играет самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравиться другим; подражает сверстникам. Играет в простые групповые игры.

ОБЩАЯ МОТОРИКА, МОТОРИКА РУК:

Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с нижней ступеньки. Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы. Красит пальцем. Нанизывает бусы.

ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНАЯ КООРДИНАЦИЯ:

Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами.

ВОСПРИЯТИЕ И ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Рассматривает картинки. Разбирает и складывает пирамиду без учета величины колец. Выделяет парную картинку по образцу.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

Слушает простые рассказы. Понимает значение некоторых абстрактных слов (большой - маленький, мокрый - сухой и др.). Задает вопросы "Что это?". Начинает понимать точку зрения другого лица. Отвечает "нет" на абсурдные вопросы. Развивается начальное представление о количестве (больше - меньше; полный - пустой).

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ:

Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Понимает сложноподчиненные предложения типа: "Когда мы придем домой, я буду...". Понимает вопросы типа: "Что у тебя в руках?". Слушает объяснения "как" и "почему". Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: "Сначала вымоем руки, затем будем обедать".

Для детей, которые с большим трудом привыкают к детскому саду, характерно неумение действий с предметами, они не могут сосредоточиваться на игре, не инициативны в выборе игрушек, не любознательны. Любая трудность расстраивает их деятельность, вызывает капризы, слезы. Такие дети не умеют налаживать деловые контакты с взрослыми, ограничивают общение с ними эмоциями.

Ориентация педагога на более ласковое отношение к такому ребенку способствует его привыканию к детскому саду и, особенно, к воспитателю. При отсутствии своевременной помощи таким детям невротические реакции трансформируются в более стойкие расстройства - неврозы. При этом усиливаются вегетативные расстройства, нарушается регулирующая функция нервной системы, деятельность внутренних органов и могут возникать различные соматические заболевания.

Огромное влияние на процесс адаптации оказывает и отношение ребенка с его ровесниками.

При общении с другими детьми малыши ведут себя не одинаково: одни сторонятся сверстников, плачут при их приближении, другие с удовольствием включаются в игру, делятся игрушками, стремятся к контактам. Неумение обращаться с другими детьми, в сочетании с трудностями в установлении контактов с взрослыми еще больше отягощает сложность адаптационного периода.

Таким образом, состояние психического и физического здоровья ребенка, его навыки общения с взрослыми и сверстниками, активная предметная и игровая деятельность является основными критериями, по которым можно судить о степени его готовности к поступлению в детские учреждения и благополучном пребывании в них.

Сопровождая детей в период их адаптации к ДОУ придерживается следующих целей:

- исследование процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения;

-  помощь детям в период адаптации к условиям дошкольного    образовательного учреждения;

          Основные задачи:

определение психолого-педагогических условий, при которых успешно проходит процесс адаптации к ДОУ;

проведение диагностического исследования адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада;

анализ результатов опытно - экспериментальной работы;

разработка методических рекомендаций для воспитателей и родителей;

преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период;

формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.

         Параллельно с основными задачами поставлены задачи комплексного развития детей:

снятие эмоционального и мышечного напряжения;

снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;

развитие игровых навыков, произвольного поведения.

            Практическая значимость исследования заключается в проведении практических занятий с детьми 2-3 лет в период адаптации их к условиям ДОУ, разработке методических рекомендаций для родителей и воспитателей по адаптации детей раннего возраста. Данные материалы могут быть использованы при диагностике адаптации детей к условиям ДОУ.

Учебно-тематический план

психопрофилактической программы адаптации

детей младшего дошкольного возраста к детскому саду

«Рука в руке».

Категория обучающихся: дети 2-3 лет .

Срок обучения: от 1,5 до 2 месяцев.

Режим занятий: 2 раза в неделю по15 минут

Программа развивающей, профилактической направленности 

п/п

Название, автор, направленность

Основные цели, задачи:

Источник

1.

«Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адап­тации к дошкольному учреждению» Роньжина А. С.

Цель занятий - помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Этим определя­ются основные задачи занятий:

преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

обучение воспитателей методам проведения групповых за­нятий в адаптационный период;

формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.


Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:

снятие эмоционального и мышечного напряжения;

снижение импульсивности, излишней двигательной ак­тивности, тревоги, агрессии;

развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, коор­динации движений.

Роньжина А.С.

Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адап­тации к дошкольному учреждению.- М.:Книголюб, 2003.- 72 с.

 

Тематическое планирование адаптационных занятий педагога - психолога с детьми 2-3 лет

п/п

Тема занятия

Основные цели, задачи:

1.

БОЖЬЯ КОРОВКА


 

1. создание положительного эмоционального настроя в группе;

2. развитие умения действовать соответственно правилам игры;

3. развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле;

4. развитие зрительного восприятия (цвета, формы, размера предметов);

5. развитие внимания, речи и воображения.

2.

ЛИСТОПАД

1. Создание атмосферы эмоциональной безопасности;

2. снятие эмоционального и мышечного напряжения;

3. снижение импульсивности, повышенной двигательной активности;

4. развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп;

5. развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакций;

6. развитие речи, воображения, творческих способностей.

3.

МЯЧИК

1. сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками;

2. повышение эмоционального тонуса;

3. развитие чувства ритма, координации движений;

4. развитие ориентации в пространстве;

5. обучение отражению в речи своего местонахождения, местонахождения других детей, предметов;

6. развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения.

4.

ПРОГУЛКА В ОСЕННИЙ ЛЕС

1. сплочение группы, развитие эмпатии;

2. развитие слухового внимания, произвольности, способности быстро реагировать на инструкцию;

3. снижение излишней двигательной активности;

4. обучение различению цветов, соотнесению предметов по цвету;

5. развитие пространственных представлений, умения отображать в речи с помощью предлогов (на, под, в, за и др.) местонахождение вещей;

6. развитие общей моторики;

7. развитие памяти, речи и воображения.

5.

ВЕСЕЛЫЙ ПЕТРУШКА

1. развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха;

2. закрепление знаний детей о принадлежности к полу (девочка - мальчик);

3. закрепление пространственных представлений («верх», «низ»);

4. развитие общей и мелкой моторики;

5. развитие восприятия, речи и воображения.

6.

НОВЫЙ ГОД

1.создание положительного эмоционального настроя в группе;

2. отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом и текстом песни;

3. отработка быстроты реакции;

4. развитие общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле;

5. развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения,

7.

МЯЧИКИ

1. развитие коммуникативных навыков (учить устанавливать контакт; друг с другом, действовать согласованно, подстраиваться к темпу движений партнера);

2. снятие эмоционального и мышечного напряжения;

3. развитие умения согласовывать свои действия с ритмом и текстом стиха;

4. развитие ориентации в собственном теле;

5. развитие общей и мелкой моторики;

6. развитие зрительного восприятия, речи и воображения.

8.

ЗАЙКА

1. создание положительного эмоционального настроя в группе;

2. развитие умения подражать движениям взрослого;

3. развитие координации движений, общей и мелкой моторики;

4. развитие умений подчиняться правилам игры, отработка быстроты реакции;

5. снижение излишней двигательной активности, импульсивности; :

6. развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения.

9.

МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ

1. снятие эмоционального напряжения и агрессии;

2. снижение излишней двигательной активности, импульсивности;

3. обучение детей установлению контакта друг с другом, сплочение группы;

4. развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики;

5. развитие внимания, речи и воображения.

10.

МУЗЫКАНТЫ

1. создание положительной эмоциональной обстановки;

2. сплочение группы, отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом музыки и текста;

3. развитие образности слухового восприятия;

4. развитие слуховой и зрительной памяти;

5. развитие общей и мелкой моторики;

6. развитие внимания, речи и воображения.

11.

МАМИН ДЕНЬ

1. оптимизация детско-родительских отношений;

2. воспитание доброго отношения к маме;

3. развитие двигательных навыков;

4. развитие восприятия, внимания и речи.

12.

МИШКА

1. сплочение группы, развитие эмпатии;

2. снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности;

3. развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры;

4. развитие координации движений, общей и мелкой моторики;

5. развитие внимания, речи и воображения.

13.

НЕПОСЛУШНЫЕ МЫШАТА

1. преодоление упрямства, негативизма в период кризиса трех лет;

2. формирование положительной самооценки;

3. развитие умения подчиняться правилам игры, действовать в соответствии с ролью, преодолевать двигательный автоматизм;

4. развитие слухового внимания, быстроты реакции;

5. развитие общей и мелкой моторики;

6. развитие чувства юмора, речи и воображения.

14.

КОЛОБОК

>сплочение группы, развитие эмпатии, обучение детей навыкам сотрудничества;

> снятие страхов перед сказочными героями;

> развитие общей и мелкой моторики, координации движений;

>развитие восприятия (вкусового, тактильного, зрительного, обонятельного);

> развитие пространственных представлений;

> развитие внимания, речи и воображения.

15.

КОТЯТА

> формирование положительной самооценки;

> развитие стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга;

> снятие мышечного напряжения;

> развитие умения выражать эмоции (страх, грусть и радость);

> развитие слухового восприятия, умения воспроизводить услышанные звуки;

> развитие моторики, координации движений, ориентации в собственном теле?

> развитие пространственных представлений;

> развитие внимания, речи и воображения.

   

 Структура и содержание занятий.

Каждое занятие проводится в 2-3 этапа. Комплектование и количество модулей (игр и упражнений) часто варьируются для того, чтобы избежать переутомления детей. Каждое из занятий повторяется по 4-5 раз, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр.

 Базовыми средствами работы являются разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песенки, потешки, стишки, «ладушки» и «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с плача на дружное хлопанье в ладоши, топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх стеснительные и замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер.

     Каждое занятие начинается с упражнений, создающих положительный эмоциональный фон, повышающих речевую и двигательную активность: дети дружно шагают, бегают, хлопают ладошками по мячу. В основную часть занятия входят игры и упражнения, дающие детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно контактировать со сверстниками. Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями.

План занятий.

1 занятие. Божья коровка.

Материалы: игрушечная божья коровка, черная краска (пальчиковая или гуашь, смешанная с зубной пастой), лист с изображением божьей коровки.

Приветствие.

Психолог показывает детям игрушечную божью коровку, предлагает определить цвет, форму и величину игрушки.

 Потешка «Божья коровка».

 Динамическая игра «Божьи коровки и ветер». Дети встают на четвереньки, ползают, переворачиваются на спину, шевелят расслабленными руками и ногами. … А теперь подул теплый ветерок и помог перевернуться жучкам. Игра повторяется 2-3 раза.

Рисунок «Божья коровка». Дети садятся за столы, им раздаются краски и листы с изображением божьих коровок. Нужно нарисовать черные точки на спинках божьих коровок.

 2 занятие. Листопад.

Материалы: большой зонт, аудиозапись с шумом дождя, два кленовых листа, желтая, красная, зеленая гуашь, лист с изображением осеннего пейзажа и кисточка.

Приветствие.

Дети смотрят, что происходит за окном, обращают внимание на приметы осени, выстраиваются в колонну и начинают игру «Идем гулять в лес».

Игра «Дождик и солнышко». Дети ходят по группе и изображают, что собирают листья. Звучит команда «Дождик» - дети бегут под большой зонт, команда «Солнышко» - выбегают из-под зонта.

Звучит спокойная музыка, у каждого ребенка в руке по кленовому листочку, они плавно движутся по группе и изображают полет листьев.

 

3 занятие. Мячики.

Материалы: большой мяч, матерчатый мешочек, маленький пластмассовый мячик и пластмассовый кубик.

Приветствие.

Дети определяют форму, величину, цвет мяча. Стихотворение Маршака «Мой веселый звонкий мяч».

 Игра в прятки, дети прячутся, найденный ребенок говорит, где он прятался.

Дети закрывают глаза, психолог прячет мяч и кубик в матерчатый мешочек, наощупь дети отыскивают мячик, говорят, как отличили его от кубика.

 4 занятие. Веселый петрушка.

Материалы: игрушка «Петрушка», игрушечный паровозик с привязанной к нему лентой, прищепка бельевая синего цвета, желтого цвета, обруч с желтыми и синими лентами, кукла или мягкая игрушка для каждого ребенка.

Приветствие.

Дети здороваются с Петрушкой (гладят его), который приехал на паровозике, затем берутся рукой за ленту, привязанную к паровозику, дружно шагают и поют песенку.

Петрушка раздает детям прищепку, девочкам – желтые, мальчикам – синие. Они прикрепляют их на одежду и говорят, у кого какого цвета лента.

Петрушка показывает карусель с лентами, предлагает детям подойти к совпадающей по цвету их прищепки ленте, взять ее в руки, встают в круг, рассказывают потешку.

«Гудок паровоза». Дети берутся за ленту, привязанную к паровозику, поют Петрушке песенку.

 5 занятие. Зайка.

Материалы: мягкие игрушки заяц и лиса, аудиозапись веселой плясовой, набор пластиковых овощей.

Приветствие.

  Дети имитируют лепку снежков, снеговиков повторяют за психологом стихотворение.

Психолог показывает детям зайчика, рассказывает потешку. То же самое с игрушкой лисичкой. Звучит музыка, дети прыгают, веселятся, музыка заканчивается, пришла лиса, - дети прячутся.

Психолог достает из мешочка овощи, дети показывают, какие овощи ест зайчик.

 6 занятие. Мыльные пузыри.

Материалы: набор для выдувания мыльных пузырей, аудиозапись плавной музыки, мячи.

Приветствие.

Загадка про пузырь.

Динамическая игра, все берутся за руки, сужают и расширяют круг, пузырь раздувается и сдувается

Звучит музыка, дети имитируют полет пузырей.

Дети берут в руки мяч, выполняют упражнения под музыку, не выпуская их рук.

 7 занятие. Музыканты.

Материалы: ширма, игрушки заяц, медведь, слон, кот, кукла, игрушечные музыкальные инструменты: барабан, гусли, труба, гармошка, пианино.

Приветствие.

Появляется зайчик с барабаном, дети по очереди знакомятся с инструментом.

Приходит мишка с гармошкой, затем водит с детьми хоровод.

Дети знакомятся с пианино, имитируют пальчиками игру, изображают игру на трубе.

 8 занятие. Мамин день.

Материалы: кукла и игрушечный медвежонок для каждого, платки, косынки, шарфики, ширма, колокольчик.

Приветствие.

Мамы поют потешку и показывают, как умывают своих ребятишек, гладят, целуют, заботятся.

Дети встают в круг, маршируют, им раздаются медвежата.

Детям раздаются заколки, браслеты, ленты, дети наряжают своих мам.

Дети прячутся за ширму, мамы должны узнать по голосу своих деток.

Каждый ребенок выбирает себе куклу и поет ей песенку, укачивая ее.

 9 занятие. Колобок.

Материалы: куклы-персонажи сказки, мешочек тканевый, фрукт и овощ, пластилиновый шарик на каждого, набор мисочек, деревянные грибок, шарик, кубик, дорожки спортивные, гимнастические бревна, скамейка, обруч.

Приветствие.

Инсценирование сказки «Колобок».

В мешочке лежат деревянные игрушки, дети, ощупывая, достают для мишки грибочек.

Песенка о пальчиках, ладошках, ручках.

Хоровод вокруг колобка.

 10 занятие. Котята.

Материалы: аудиозапись с голосами животных и птиц, разноцветные бабочки размером с детскую ладошку, разноцветные игрушки и предметные картинки.

Приветствие.

Детям включают запись с мяуканьем, они угадывают, чей это голосок.

Динамическая игра, дети имитируют движения котят.

Детям раздаются бабочки, они держат их и поют песенку.

Динамическая игра «Котята переплывают ручей».

На занятия группы адаптации к детскому саду по психопрофилактической программе «Рука в руке» приглашаются как дети с нормой развития, так и дети относящиеся к «группе риска», т.е. имеющие медицинские рекомендации или противопоказания, социально неприспособленные, имеющие сильную эмоциональную привязанность к маме и т.д.

Также проводится целенаправленная просветительская и практическая работа с семьей:

изучение медицинских карт вновь поступающих детей, анкетирование родителей для выявления детей с низким уровнем адаптации (рекомендации);

соблюдение традиций, ритуалов детского сада в адаптационной группе;

посещение психопрофилактических занятий детей с родителями;

активное участие родителей в игровой, конструктивной, художественно-продуктивной деятельностях с детьми;

индивидуальный и дифференцированный подход к ребёнку;

психолого-педагогическое просвещение родителей (информационные папки «Книга адаптации», «Вместе весело шагать», информационно-тематические газеты нашего детского сада «Солнышко», а также родительские копилки «Мамины выручалочки»);

получение обратной связи от родителей («Дневники адаптации», подобраны анкеты, опросники).

Структура программы:

Аннотация.

Планирование занятий.

Приложение.

Структура занятий:

Вводная часть. Информационно-подготовительная. Ритуал приветствия, знакомство. Настрой на предстоящую деятельность. Просмотр домашнего задания.

Задача: обеспечение и создание условий для открытого, доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы работы, снятие напряжения, тревоги.

Основная часть. Сопровождение адаптационного периода. Проигрывание специально подобранных игр, игровых упражнений с детьми и родителями. Продуктивная деятельность. Релаксация.

Задача: обучение позитивным способам взаимодействия, умению чередовать занятость и расслабление для снятия напряжения.

Заключительная. Оценка эффективности психопрофилактической работы. Получение домашнего задания. Обмен мнениями с родителями. Информирование родителей по вопросам воспитания и развития ребёнка Раздача памяток «Выручалочки для мамы».

Задача: закрепление всего позитивного и нового, что возникло в личностном мире каждого из участников.

Методы и средства оценки результативности программы.

Программа предусматривает проведение диагностического обследования уровня актуального развития ребенка до начала проведения коррекционно-развивающей работы и после нее.

Обследование проводится по материалам следующих методик:

1. Пирамидка.

2. Разрезные картинки.

3. Доска Сегена.

4. Парные картинки.

5. Диагностические ситуации Смирновой Е.О.

6. Анкетирование родителей.

7. Сбор данных по адаптации детей к детскому саду.

Предварительная работа:

Изучение медицинских карт вновь поступающих детей.

Знакомство с ребёнком и родителями будущего воспитанника.

Беседы, индивидуальные консультации.

Ограничением для участия в работе группы адаптации к детскому саду по психопрофилактической программе «Рука в руке» является:

Заболевание ребёнка (или родителя) на данный период времени.

Отсутствие медицинской карты ребёнка поступающего в детский сад.

Обеспечение гарантии прав участников программы осуществляется на основе Конвенции о защите прав детей, этического кодекса педагога-психолога.

Сферы ответственности, основных прав и обязанностей участников программы. Предоставляется специально подготовленное помещение для организации и проведения занятий группы адаптации к детскому саду, обеспечивается наполняемость развивающей среды.

При организации и проведении занятий осуществляется дифференцированный и индивидуальный подход к ребёнку при выполнении заданий, наблюдение за эмоциональным состоянием детей не допуская переутомляемость, ответственно готовятся к занятиям. В работе с родителями проявляется участие, понимание к проблемам воспитания и обучения детей, оказывается помощь в развитии положительного взаимодействие между участниками группы.

Родители принимают активное участие в работе группы адаптации: обеспечивают систематическое посещение занятий, выполняют домашние задания, принимают участие в игровой и практической деятельности, поддерживают и устанавливают положительное взаимодействие между всеми участниками группы.

Материально-техническое оснащение:

Игровая комната.

Игрушки: мячи, куклы, пирамидки, вкладыши, наборы кукольной посуды, игрушечная мебель, кубики, мелкие мягкие игрушки, большие мягкие игрушки Зайка, «Лесовичок», Божья коровка.

Магнитофон, диски с записью детских песен, музыка для релаксации.

Коврики, маленькие одеяла.

Материал для продуктивной деятельности: гуашь, бумага, кисточки, баночки, пластилин, досточки, салфетки, коробочки от киндер-сюрприза, палочки, фантики от конфет, нитки, клей.

Атласные ленточки.

Зонт.

Продолжительность: 2 встречи в неделю по 40 минут (из них 15 минут работа с детьми 25 минут с родителями), всего 14 встреч.

Ожидаемый результат:

Обеспечение благоприятного течения адаптационного периода детей 2-3 лет при поступлении в детский сад.

Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду.

Повышение психолого-педагогических знаний у родителей будущих воспитанников детского сада.

Развитие позитивного и доверительного взаимодействия родителей и сотрудников детского сада.

Система организации контроля. Заведующим детским садом проводится наблюдение за работой педагога-психолога по внедрению психопрофилактической программы, составляются аналитические справки, ведутся карты контроля.

Оценки критериев достижения планируемых результатов (качественные, количественные) были изучены и проанализированы психологической и медицинской службой детского сада

Психологическая служба провела наблюдения и изучила индивидуальные карты вновь поступивших в ДС детей. В каждой карте отображено эмоциональное состояние, социальные контакты, сон, аппетит ребёнка в период адаптации к детскому саду в баллах, от наименьшего к наибольшему (от -3 до +3). Присутствие по всем показателям оценок от -3 до 0 свидетельствует о трудном периоде адаптации ребёнка к детскому саду. Оценивание в баллах от -2 до 1 о средней степени тяжести, и от -1 до +3 о лёгкой степени периода адаптации .

Полученные результаты за 2015-2016 учебные года свидетельствуют о том, что работа по профилактике адаптации детей к детскому саду по программе «Рука руке», проводимая в МКДОУ д/с №12 г. Татарск, может быть названа эффективной, т.к.:

- снизилось количество детей со средней степенью тяжести адаптации к детскому саду от 11,4% до 8,8%;

- увеличилось количество детей с лёгкой степенью адаптации к детскому саду с 86,9% до 91,2%.

Методические рекомендации

Психопрофилактическая программа адаптации детей младшего дошкольного возраста «Рука в руке» рекомендована педагогам-психологам, педагогам детских дошкольных учреждений, родителям детей поступающих в детский сад с целью создания благоприятных социально-педагогических условий для адаптации детей младшего дошкольного возраста к дошкольному учреждению.

Участникам программы рекомендуется:

Проводить и посещать занятия группы адаптации к детскому саду систематически;

Осуществлять наблюдение за психоэмоциональным состоянием детей не допускать переутомления и перевозбуждения;

Создавать ситуации успеха, позитивно подкрепляя их.

Поддерживать и подкреплять развивающееся положительное взаимодействие.

Формы работы с родителями:

Подбор специальной психолого-педагогической литературы о адаптации детей к детскому саду;

Ведение дневников «Моя адаптация» для отслеживания психоэмоционального состояния детей.

Работа копилки «О чём бы вы хотели спросить» для получения обратной связи в работе с родителями;

Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых упражнений, развивающих игр;

Информирование родителей через специально созданную систему работы с родителями в данном учреждении «Папка «В гости к Лесовичку», «Папка «Книга адаптации», информационно-тематические газеты «Солнышко» и др.

Организация и проведение тематических встреч с заведующим медицинской службой, педагогами детского сада.

Формы работы с педагогами:

Консультирование с практическими рекомендациями игр, игровых упражнений в период адаптации детей к детскому саду;

Наблюдение за вновь поступающими детьми;

Рекомендации по учёту индивидуальных особенностей детей.


 

Литература.

1. Аверина И.Е. Группы кратковременного пребывания: организация и содержание работы. Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.

2. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Практическое пособие / Авт.-сост. Белкина Л. В. – Воронеж «Учитель», 2004.

3. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: Методическое пособие / Под ред. Стребелевой Е. А., Мишиной Г. А. – 2-3 изд. – М.: Издательство «Экзамен», 2004.

4. Матвеева Н.Н. Психокоррекция задержки речевого развития у детей 2-3 лет. – М.: АРКТИ, 2005.

5. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Глубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

6. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: Книголюб, 2004.

7. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста / Под ред. Серебряковой Н.В. – СПб.: КАРО, 2005.

8. Севостьянова Е.О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

9. Маханева М.Д., Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет: Методическое пособие для педагогов и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

10. Губа Г.И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста – от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

11. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). – СПб.: Издательство «Речь», 2003.

12. Макарычева Н.В. Проблемы раннего детства: диагностика, педагогическая поддержка, профилактика: В помощь занимающимся воспитанием детей 2-3 лет. – М.: АРКТИ, 2005.

13. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

14. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). – СПб.: «Паритет», 2005.

15. Григорьева Г.Г. Играем с малышами: Игры и упражнения для детей раннего возраста. – М.: Просвещение, 2003.

16. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. М.: Мозаика-Синтез, 2003.

17. Борисенко М.Г., Датешидзе Т.А., Лукина Н.А. Ползаем. Ходим. Бегаем. Прыгаем. (Развитие общей моторики). – СПб.: «Паритет», 2003.

18. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

19. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов / - Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. 2-е изд. испр. и доп. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.

 

Приложение 1.

«Какой Вы родитель?»

Уважаемые мамы и папы! Кому не хочется получить ответ на вопрос: «Какой вы родитель?» Именно поэтому мы предлагаем Вам тест - игру. Отметьте те вопросы и фразы, которые Вы часто употребляете в общении с детьми.

Вопросы и фразы                              Баллы

 

 

1.

Сколько раз тебе повторять?

2

 

2.

Посоветуй мне, пожалуйста.

1

 

3.

Не знаю, что бы я без тебя делала.

1

 

4.

И в кого ты такой уродился?!

2

 

5.

Какие у тебя замечательные друзья!

1

 

6.

Ну, на кого ты похож (а)?

2

 

7.

Я в твои годы!

2

 

8.

Ты моя опора и помощник (ца).

1

 

9.

Ну, что за друзья у тебя?

2

 

10.

О чем ты только думаешь?!

2

 

11.

Какая (ой) ты у меня умница!

1

 

12.

А как ты считаешь, сынок (доченька)?

1

 

13.

У всех дети, как дети, а ты…

2

 

14.

Какой (ая) ты у меня сообразительный (ая)

1

 

 

 

 

 

Оценка результатов

Подсчитайте общее число баллов. Если вы набрали 5-7 баллов, значит, живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает Вас, Ваши отношения способствуют становлению его личности.

Сумма баллов от 8-10 свидетельствуют о наличии сложностей во взаимоотношении с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.

11 баллов и выше - Вы непоследовательны в общении с ребенком, его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Стоит задуматься над этим!

Памятка для взрослых

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Вы - первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа - Ваш дом - окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы мы не прожили, мы все равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье. Даже убеленный сединами человек продолжает ссылаться на то, чему его учили дома, чему учила мать, что показывал отец. Малыш всему учится в общении со взрослым. Ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает его к вычленению смысла слов. «Годы чудес» - так называют дошкольное детство, когда закладывается эмоциональное отношение к жизни, людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию составляют неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека.

1. Ребенок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше, чем может сказать.

2. Для ребенка ваша речь является образцом речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая Вам, слушая Вас, наблюдая за Вами.

3. Речь ребенка успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, развивают, направляют внимание, читают ему.

4. Вам принадлежит исключительная активная роль в обучении малыша умению думать и говорить, но не менее активная роль в интеллектуальном, эмоциональном, речевом и коммуникативном развитии присуща самому ребенку.

5. Нужно обеспечивать ребенку широкие возможности использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.

6. Следует уделять ребенку больше внимания, так как в раннем детстве влияние семьи на речевое и умственное развитие, приобщение ребенка к жизни общества являются решающими.

7. У каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для себя и ребенка реальные цели.

8. Старайтесь, что бы ребенок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений.

Психолого-педагогические параметры, определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора К.Л.)

п/п

 

Вопросы к матери ребенка

 

Параметры

Оценка в баллах

1

Какое из перечисленных настроений преобладает?

Бодрое, уравновешенное

Раздражительное, неустойчивое

Подавленное

3

2

1

2

Как засыпает Ваш ребенок?

Быстро за 10 минут

Медленно

3

1

3

Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул?

Ничего

Укачиваю, лежу рядом и пр.

3

1

4

Какова длительность сна ребенка?

Соответствует возрасту

Спит меньше нормы

Сон существенно нарушен

3

2

1

5

Какой аппетит у Вашего малыша?

Хороший

Неустойчивый, избирательный

Плохой

3

2

1

6

Просится ли на горшок?

Просится

Нет, но предпочитает быть сухой

Нет, ходит мокрый

3

2

1

7

Как относится к высаживанию на горшок?

Положительно

Отрицательно

3

1

8

Есть ли отрицательные привычки (сосет палец, раскачивается и пр.?)

Нет

Есть (указать, какие именно)

3

1

9

Проявляет ли интерес к игрушкам, новым предметам дома и в незнакомой обстановке?

Проявляет всегда

Проявляет только в привычной обстановке

3

2

10

Проявляет ли активность, интерес при обучении?

Проявляет

Недостаточно

Не проявляет

3

2

1

11

Инициативен ли в игре?

Способен сам найти себе дело

Играет только с взрослыми

Не умеет играть

3

2

1

12

Инициативен ли в отношениях с взрослыми?

Вступает в контакт по своей инициативе

Сам не вступает в контакт, но общается при инициативе взрослых

Не идет на контакт с взрослыми

3

 

2

1

13

Инициативен ли в отношениях с детьми?

Вступает в контакт по своей инициативе

Сам не вступает в контакт

Не умеет общаться с детьми

3

2

1

14

Был ли у Вашего ребенка опыт разлуки с близкими?

Нет

Да

1

2

15

Как он перенес разлуку?

Очень тяжело

Спокойно

1

3

 

Исходя из анализа ответов на вопросы анкеты, можно сделать выводы об уровне готовности ребёнка к поступлению в детское дошкольное учреждение. Максимальный показатель по данной анкете составляет 44 балла и может свидетельствовать об успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения.

Минимальное количество баллов – 16.

Предлагается вычислить средний балл по перечисленным параметрам, по которому даётся прогноз адаптации:

3,0 – 2,6 балла – готов к поступлению в ясли сад;

2,5 – 2,1 балла – готов условно;

 

Мероприятия, рекомендуемые для подготовки детей

к поступлению в детское учреждение и организации периода адаптации

 

Мероприятие

В семье

В детском саду

Ведение адаптации

Поступление детей в соответствии с графиком приема детей

Укороченное время пребывания в детском саду.

Соблюдение рекомендаций по адаптации

Ведение адаптационных листов.

Ежедневное наблюдение педагога-психолога.

 

Режим       

По возрасту ребенка, максимально приближенный к детскому саду.

Соблюдение гибкого режима

Питание

Сбалансированное и рациональное питание.

Привитие навыков самостоятельности

Привитие навыков самостоятельного приема пищи.

При отказе от питания не кормить насильно.

 

Гимнастика и массаж

По возрасту.

Овладение родителями элементарными приемами массажа, ЛФК, гимнастики.

Занятия, соответствующие возрасту.

Закаливание

Закаливание по любой методике

Закаливание по щадящей схеме в учреждении

Воспитательное воздействие

Занятия по возрасту, особое внимание уделить развитию игровых навыков и умению занять себя.

На период адаптации - игровая деятельность с элементами занятия

Комментарии
Комментариев пока нет.