План-конспект родительского собрания в подготовительной группе «Здоровьесберегающие технологии в нашем детском саду совместно с родителями»
План-конспект родительского собрания в подготовительной группе «Здоровьесберегающие технологии в нашем детском саду совместно с родителями»
Воспитатель : Степанова Елена Валерьевна
Цель: ознакомление родителей с современными здоровьесберегающими технологиями, применяемыми в ДОУ.
Задачи:
1. показать применение технологий в ходе работы с детьми старшего дошкольного возраста;
2. дать соответствующие рекомендации по данному вопросу;
3. расширить знания родителей в области инновационных технологий оздоровления детей.
Предварительная работа:
1.Проведение анкетирования родителей: «Условия здорового образа жизни в семье».
2.Наглядная информация: «В здоровом теле, здоровый дух», «Витамины», «Закаливание дома и в детском саду».
3. Создание презентации о здоровьесберегающих технологиях.
Оборудование: воздушные шарики, карточки с вопросами, два ватмана, фломастеры, дорожки «здоровья».
План проведения.
1. Вступительное слово воспитателя. Актуальность темы.
2. Выступление медицинского работника по теме: «Здоровье ребёнка в наших руках».
3. Просмотр презентации «Здоровьесберегающие технологии, используемые в ДОУ».
5. Практическое упражнение с родителями: «Точечный массаж», «Дорожки здоровья», «Дыхательная гимнастика по Стрельникову»
6. Подведение итогов собрания. Принятие решения.
Ход собрания.
Добрый вечер уважаемые родители. Тема нашего собрания «Здоровьесберегающие технологии». На современном этапе существует необходимость подбора эффективных средств здоровьесбережения дошкольников. В этот возрастной период интенсивно развиваются органы, происходит становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности. Поэтому целесообразно сформировать у дошкольников элементарные знания, начать вырабатывать практические навыки сохранения своего здоровья, сформировать осознанную потребность в ведении здорового образа жизни. Это оказывается эффективным, если взрослые, которые окружают ребенка, имеют единые воспитательные стратегии.
Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и детей.
Прежде чем начать обсуждение, мы предлагаем сделать разминку. Но для начала нужно разделиться на две команды, для этого я вам необходимо построиться в одну шеренгу и рассчитаться на первый, второй. Родители под номером один делают шаг вперёд и образуют круг, взявшись за руки. Тоже самое делает вторая команда.
Итак, игра называется «Весёлый, дружный шарик». Каждой команде мы даём один шарик. Правила этой игры таковы: удержать его в воздухе, внутри круга, но при этом трогать руками его нельзя, можно задевать плечами, головой. Начинаем игру, скоро мы узнаем чья команда дольше удержит шарик в воздухе.
Молодцы! Вот мы и подвигались, теперь продолжим нашу беседу.
Ваши дети ежедневно делают построение в шеренгу и колонну, играя соблюдают определённые правила. Дети, которые посещают детский сад системно, делают это быстро и чётко. Через игру, мы внедряем здоровьесберегающие технологии. Что же такое здоровьесберегающие технологии?
Здоровьесберегающие технологии – это
Динамические паузы (физкультминутки) (рекомендуются для всех детей в качестве профилактики при утомлении);
Подвижные и спортивные игры (проводятся ежедневно в соответствии с возрастом детей);
Релаксация (проводится для всех возрастных групп, при этом используется спокойная музыка, звуки природы);
Гимнастика пальчиковая (рекомендована всем детям, особенно с речевыми проблемами);
Гимнастика для глаз (проводится ежедневно с младшего возраста в зависимости от зрительной нагрузки);
Гимнастика дыхательная (проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы);
Гимнастика бодрящая (проводится ежедневно после дневного сна);
Гимнастика ортопедическая (проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, рекомендована детям с плоскостопием);
Гимнастика утренняя (ежедневно, утром, перед завтраком во всех группах);
Комплексное закаливание (с младшего дошкольного возраста: обливание стоп, полоскание горла водой комнатной температуры), ходьба по ребристой поверхности…)
Игровой самомассаж (в зависимости от поставленных целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего возраста);
Кислородный коктейль.
На лице у любого человека расположены массажные зоны, связанные с регуляцией иммунитета и закаливанием организма. Эти зоны были обнаружены старшим научным сотрудником 1-го Московского медицинского института Аллой Алексеевной Уманской. Сегодня метод Уманской прочно вошёл в практику по закаливанию детского организма. При систематическом, регулярном и правильном применении он даёт хорошие результаты.
Сейчас мы вам предлагаем применить на практике точечный массаж, надеемся, что дома вместе с детьми вы будете это практиковать.
Одним из методов здоровьесбережения является «дорожка здоровья». Совместно с родителями мы изготовили дорожки из подручного материала, они предназначены для босохождения, закаливания, исправления и предотвращения плоскостопия. Итак, мы предлагаем вам самим пройтись по дорожкам, возможно кто-то из вас сделает её и дома.
В целях укрепления здоровья детей в ДОУ была проведена «Неделя здоровья». В неё вошли различные виды гимнастик, развлечение на участке детского сада, проведение спортивно –интеллектуального развлечения «Форт-Боярд», а также беседы на тему «Здоровый образ жизни».
Продолжим нашу беседу. У нас есть шарики на них карточки с вопросами, мы постараемся на них ответить. Итак, вопросы для первой команды такие:
Как называется перерыв в непосредственно- организованной деятельности? (физкультминутка).
Распорядок жизнедеятельности ребёнка на протяжении суток-это… (режим дня).
Сбор родителей для решения педагогических проблем-это… (родительское собрание).
Вопросы для второй команды:
Преподаватель физической культуры в детском саду- называется… (инструктор по физической культуре)
На основе культурно- гигиенических навыков у детей формируются…. (привычки).
Привычное положение тела человека в покое и при движении называется… (осанка).
Молодцы!
У вас на столах лежат ватман и фломастеры, каждой команде даётся задание. Итак, первая команда рисует на плакате полезные для здоровья продукты. Вторая команда, изображает какими зимними видами спорта вы занимаетесь вместе с детьми. Затем мы вывесим эти плакаты для наших детей.
Готовы? Сейчас мы дополним наши плакаты пословицами. Я буду произносить начало пословиц, а вы постарайтесь их закончить, затем запишем их на ватмане.
Пословицы для первой команды:
1.Болен- лечись, а здоров-…(берегись).
2.С курами ложись, с петухами…(вставай)
3.Здоровье дороже…(богатства)
Пословицы для второй команды:
1. Здоровье не купишь- его разум…(дарит)
2.В здоровом теле здоровый...(дух)
3.Здоровье дороже денег: здоров буду -и денег…(добуду)
Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. Еще древние восточные мудрецы, создатели различных дыхательных систем, придавали большое значение дыхательным упражнениям. Считалось, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека. От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, например, частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияют на функции мозга.
Основу гимнастических комплексов составляют упражнения, компонентами которых являются:
- глубокое дыхание
- искусственное затруднение дыхания
- задержка дыхания
- поверхностное дыхание
Дыхательные упражнения бывают:
- статическими (выполняются в состоянии покоя)
- динамическими (которые выполняются с использованием элементов движения)
- специальными (т.е. дренажными – которые показаны при определенных заболеваниях)
Для детей, особенно маленьких, на этой основе созданы специальные комплексы, состоящие из простых, а иногда и очень занятных упражнений.
Дыхательную гимнастику могут проводить педагог, инструктор, воспитатель или медицинский работник ДОУ. Освоить её могут и родители.
В основе методики проведения занятий дыхательной гимнастики для дошкольников - специальные статические и динамические дыхательные упражнения. А в основе самих дыхательных упражнений лежит упражнение с удлинённым и усиленным выдохом, сочетаемое с физическими упражнениями, которые направлены на общее укрепление организма и физическое развитие ребенка.
Сейчас предлагаем выполнить пару упражнений.
Упражнение «Ладошки» (разминочное)
Исходное положение: встать прямо, показать ладошки «зрителю», при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить — поза экстрасенса.
Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки (хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки. Причем все пальцы сжимаются одновременно и с силой. Это очень важно.
Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или через рот. В это время кулачки разжимаем.
Опять шмыгнули носом (звучно, на всю комнату) и одновременно сжали ладони в кулачки. И снова после шумного вдоха и сжатия ладоней в кулаки выдох уходит свободно, пальцы рук разжимаем, кисти рук на мгновение расслабляем.
Не следует растопыривать пальцы при выдохе. Они так же свободно расслабляются после сжатия, как и выдох уходит абсолютно свободно после каждого вдоха.
В дыхательной гимнастике очень важно научиться не думать о выдохе! Активен только вдох, выдох пассивен. Не задерживайте воздух в груди и не выталкивайте его. Не мешайте организму выпустить «отработанный» воздух
Упражнение «Погончики»
Исходное положение: встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу.
В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как бы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжимаются.
Плечи в момент вдоха напрягаются, руки вытягиваются в струну (тянутся к полу), пальцы рук широко растопыриваются. Это тоже очень важно.
На выдохе вернитесь в исходное положение: кисти рук снова на поясе, пальцы сжаты в кулаки — выдох ушел.
Делая следующий шумный короткий вдох, снова резко с силой толкните кулаки к полу, а затем вернитесь в исходное положение — выдох уходит самостоятельно через нос или через рот.
Упражнение «Насос» («Накачивание шины»)
Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»).
Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью — в этот момент абсолютно пассивно уходит выдох через нос или через рот.
Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, пассивно выпуская воздух через нос или через рот.
Сделайте подряд 8 поклонов-вдохов, после чего остановитесь, отдохните 3-5 секунд — и снова 8 поклонов-вдохов.
Итог собрания.
Мы рассказали вам сегодня много интересного. Надеемся, что информация окажется для вас полезной и, что данные нами рекомендации будут использоваться дома.
И в завершении собрания нам бы хотелось напомнить, о том, что любые формы работы с детьми в данном направлении, какие бы мы не применяли на практике это прекрасно, но личный пример родителей в любом деле важнее всего! Потому здоровые дети – это не только счастливые дети, но и, прежде всего, счастливые родители! Всем удачи! Благодарим за внимание!
Результат: сплочённость родителей; понимание важности режимных моментов в детском саду; углублённость родителями знаний в воспитании физической культуры детей.
Заключение:
Родители делятся мнениями о собрании. Высказывают свои предложения на будущее. Каждому родителю вручаются памятки.